Все методы дрессировки по различным
программам основаны на общих принципах, описанных академиком И. П. Павловым...
Задача дрессировщика состоит в том, чтобы выработать у лабрадора-ретривера
условные рефлексы, которые будут определять поведение собаки в заданной
обстановке.
Процесс обучения можно разделить на
3 части: изучение теории, техника дрессуры, практическая работа на площадках.
При развитии у собак рефлексов на
определенные условия опытный дрессировщик использует особенности органов чувств
животного и то, как питомец воспринимает окружающий мир.
Роль органов чувств при дрессировке
очень важна. Владельцу собаки нужно знать, например, что собаки видят мир в
черно–белой гамме, что не мешает им улавливать особенности движения, походки
человека, его мимику и жесты.
Зрительные воздействия на собаку во
время дрессировки имеют ограничения. Намного лучше зрения у собак развит слух,
они способны различать слабые шорохи, произнесенные вполголоса команды, самые
незначительные шумы.
Наиболее развит у собак нюх: его
сила превышает человеческое обоняние в 11 500 раз! Лабрадору доступно различать
огромное количество запахов, которые человек просто не воспринимает.
Кроме особенностей органов чувств
собаки, в процессе дрессировки необходимо также учитывать психологические
особенности пса, с которым проводится работа, для чего выявляется тип
инстинктивных реакций, преобладающих у каждого конкретного животного.
ПЕРЕД НАЧАЛОМ ТРЕНИРОВОК СЛЕДУЕТ
ИЗУЧИТЬ ОСОБЕННОСТИ СОБАКИ
Этих реакций четыре: половая,
оборонительная, пищевая, ориентировочная. В зависимости от врожденных данных и
воспитания собаки они проявляются в разной степени, и следует провести
специальный тест, чтобы определить, какие методы использовать при дрессировке
животного, какой курс тренировок ему подойдет для достижения наилучшего
результата.
При проведении этого теста нужно
поместить молодого лабрадора в незнакомые для него условия. В этом месте должны
быть укрытия. Оптимальное время для проведения тестирования – раннее утро до
кормления или через 4 ч после него. Тест проводится при участии хозяина (или
дрессировщика), инструктора и двух помощников, с которыми собака незнакома.
Сначала проверяется реакция
лабрадора на уход хозяина. Собаку привязывают на полигоне и оставляют одну.
Спустя некоторое время один из помощников создает шум, а еще через несколько
минут спокойно проходит на расстоянии 5 м от лабрадора и прячется в укрытие.
Как только это произошло, второй помощник выходит из укрытия с прутом в руке и
идет к собаке, активно нападает на нее, затем скрывается.
Задачей инструктора является
наблюдение за поведением собаки, на основании которого он выносит заключение о
преобладающей реакции данного животного.
На последнем этапе дрессировщик
должен поставить перед лабрадором миску с едой и снова спрятаться в укрытии, а
второй помощник – повторить нападение, пытаясь отобрать у пса кормушку.
У собаки с преобладанием пищевой
реакции наблюдается жадность в поедании корма и отсутствие в этот момент
реакции на помощника. К спокойно проходящему мимо нее человеку лабрадор может
ласкаться, на нападающего на него человека – огрызаться.
Если у лабрадора преобладает
ориентировочная реакция, он активно исследует площадку, прислушивается,
принюхивается, тянется к помощнику, чтобы и его обнюхать. При нападении
огрызается, а к спокойно проходящему человеку ласкается, обследует его одежду
на запахи. Пищу начинает есть не сразу.
Лабрадоры, у которых преобладающей
реакцией является активно–оборонительная, быстро реагируют на смену обстановки.
При появлении незнакомого человека ориентировочная реакция у пса тут же
меняется на оборонительную: он лает и бросается на человека. Реакция на травлю
у такой собаки еще ярче, при попытках отнять миску с едой лабрадор полностью
переключает внимание на помощника, нападает на него с лаем, и к миске
возвращается не сразу.
Пассивно–оборонительная реакция
проявляется в том, что собака трусливо оглядывается, попав в незнакомую
обстановку, убегает от помощников, еду совсем не ест или ест урывками.
Если у собаки преобладает
активно–оборонительная реакция в комплексе с пищевой, она активно набрасывается
на постороннего и при первой же возможности поедает корм. Если миска с едой
отсутствует, такой пес проявляет себя как активно–оборонительный тип.
Собаки, как и люди, отличаются также
типами темперамента. Среди них встречаются холерики (возбудимые), сангвиники
(подвижные), флегматики (инертные), меланхолики (слабые, тормозные).
Как и у людей, типы темперамента
проявляются у лабрадоров в смешанном виде, и определить их можно только уже в
процессе дрессировки.
Лабрадор–холерик отличается
возбудимостью, подвижностью, неуравновешенностью. Собаки этого типа
темперамента с трудом усваивают выдержки в различных положениях, но, если ее
хорошо контролировать, это очень работоспособные животные.
В отличие от холериков
собаки–сангвиники обладают более уравновешенным характером и отлично поддаются
дрессировке.
Флегматичные лабрадоры – очень
уравновешенные и малоподвижные собаки. У них очень медленно вырабатываются
условные рефлексы, зато запоминаются выученные навыки надолго. Не рекомендуется
дрессировать слишком флегматичных собак.
У лабрадоров–меланхоликов условные
рефлексы вырабатываются с заметным трудом и быстро забываются. У этих животных
слабые нервные процессы. Меланхолический тип темперамента характеризуется
крайней неуравновешенностью, и собаки–меланхолики непригодны к дрессировке.
Смешанный тип темперамента может
представлять трудности, связанные с тем, что внешняя реакция собаки не всегда
совпадает с ее типом нервной деятельности. Поэтому опытные дрессировщики
предпочитают ориентироваться на внешнее поведение лабрадоров, наблюдая за ними
в разное время и в различной обстановке.
В результате этих наблюдений можно
выделить 4 основных типа внешнего поведения собак: умеренно возбудимый;
малоподвижный, спокойный; возбудимый; пассивно–трусливый.Дрессировщик допускает
серьезную ошибку, если не учитывает тип поведения, темперамент и преобладающую
реакцию питомца, потому что это вызывает у лабрадора неврозы, которые
проявляются в виде постепенно или быстро возрастающей вялости, угнетенного
состояния, повышенной возбудимости, боязни дрессировщика, суетливости,
хаотичности движений, нечеткости исполнения команд.
Такое состояние может быть вызвано
не только неправильным обращением с собакой во время тренировок и нежеланием
дрессировщика учитывать ее психологические особенности, но и нечетким графиком
работы, слишком сильными внешними раздражителями, которые отвлекают лабрадора
от выполнения упражнений, перенапряжением, монотонностью занятиями, поспешным и
непродуманным переходом от простых упражнений к сложным, использованием двух
противоречивых команд подряд (например, «Фу!» и «Фас!»).
Неврозы очень опасны тем, что стойко
проявляются, протекают хронически, а у животного отсутствует адекватная реакция
на внешние раздражители, что делает их неспособными к дрессировке.
Устранить невроз можно, если
временно прекратить занятия, дать лабрадору отдых на несколько дней, недель или
даже месяцев в зависимости от тяжести случая. Ветеринар может посоветовать
применять препараты брома, кофеина и других медикаментов. После выздоровления
животное возвращается к работе постепенно. Дрессировщик должен следить за тем,
чтобы раздражители, вызвавшие у животного болезнь, не воздействовали на него
снова. Лучше всего поможет в этой ситуации смена обстановки (переход на новую
дрессировочную площадку, наличие новых помощников дрессировщика). Чтобы
исключить повторение негативных моментов, нужно обратиться за консультацией к
инструктору. |