Собаки разного возраста
при однотипности высшей нервной деятельности и одинаковой преобладающей реакции
требуют различного подхода к дрессировке. У молодых собак нервная система
недостаточно окрепшая, и они чаще могут проявлять пассивность, боязнь и
трусость на раздражители большой силы. Старые собаки, как правило, имеют нежелательные
связи, у них новые условные рефлексы образуются с большим трудом и требуется
время на затормаживание нежелательных привычек.
Лучше всего дрессируются
собаки в возрасте от одного до двух лет. При дрессировке молодых собак
механические раздражители следует применять с большой осторожностью, так как
сильные болевые раздражители могут вызвать пассивно-оборонительную реакцию и
при систематическом применении их собаки становятся пассивными, трусливыми и
непригодными для дальнейшей дрессировки. Они легко дрессируются подражательным
методом. Поэтому некоторые навыки — злобность, преодоление препятствий,
апортировка — вырабатываются этим методом. Необходимо учитывать большую
подвижность молодых собак. Особенно осторожно надо вырабатывать выдержку и прекращение
нежелательных действий.
У собак старше двух лет
легко проявляются ранее выработанные условные рефлексы, и они с трудом
поддаются дальнейшему совершенствованию и перестройке. Особенно трудно работать
с собаками, которые попадают повторно в курс дрессировки по причине плохой
надрессированности в предыдущих курсах. В этих случаях необходимо выяснить,
какие навыки слабо выработаны, по каким причинам и определить конкретную
методику отработки этих приемов.
При дрессировке надо
учитывать пол собаки. Суки легче поддаются дрессировке, хорошо работают, но
иногда имеют слабую нервную систему и цикличность физиологических процессов
(течка, щенность и др.). Большие нагрузки при дрессировке собак вызывают
иногда срывы и неврозы, поэтому нельзя применять к ним раздражители большой
силы и действовать ими продолжительно. В первоначальном периоде чаще предоставлять
отдых и обязательно растормаживать последействие раздражителей при выработке
тормозных условных рефлекс' в. Кобели труднее поддаются дрессировке, но имеют,
как правило, крепкую нервную систему, выносливы в работе и неприхотливы к
условиям. Дрессировка их проводится по общей методике. Кастрированные кобели к
дрессировке и использованию малопригодны из-за неустойчивости условных
рефлексов и большой трудности доведения их до навыков.
Важное значение в успешной
дрессировке собак имеет учет особенностей их выращивания и воспитания. Эти
условия отражаются на формировании преобладающих реакций поведения,
выносливости, втянутости и состоянии физического развития. Правильная
воспитательная дрессировка значительно облегчает последующую выработку условных
рефлексов и формирование устойчивых навыков при служебной дрессировке. Собаки,
не прошедшие период воспитательной дрессировки, отличаются бедностью условно-рефлекторных
реакций, поэтому их подготовку надо начинать с приемов воспитательной
дрессировки (до основного курса дрессировки необходимо отработать
подготовительные приемы). Условия выращивания и воспитания имеют решающее
значение в формировании
правильных условных рефлексов.
Щенки, выращенные в закрытых помещениях и изолированных от окружающей среды
условиях, имеют преобладающую ориентировочную реакцию или
пассивно-оборонительную в трусливой форме.
Собаки, выращенные
собаководами-любителями, обычно имеют активно-оборонительную реакцию и приучены
к воздействию разнообразной обстановки. Но у таких собак отсутствуют или слабо
выражены поисковые реакции поведения. Чтобы такую собаку приучить к работе по
следу, затрачивается много времени, и дрессировка их иногда бывает безуспешной.
Недостаточная злобная реакция затормаживает приучение к задержанию убегающего
помощника и ведению борьбы с ним. Такие собаки слабо работают по запаховому
следу, при обыске местности и помещений. Дрессировка собак, не приученных к
задержанию, вспышкам осветительных ракет, выстрелам, освещению прожектора и т.
д., затягивается или становится невозможной. Эти особенности собак требуют
индивидуальной методики их дрессировки.
Методика дрессировки
зависит и от степени подготовленности собаки. Иногда в учебное подразделение
попадают собаки, прошедшие курс служебной дрессировки и даже применявшиеся на
службе. С такими собаками надо заниматься по индивидуальному плану.
Важное практическое
значение имеет и степень подготовленности самого дрессировщика. Опытные
дрессировщики подготавливают собак быстрее и успешнее, а неопытные отстают и
допускают много ошибок.
Не все
собаки в одной и той же группе одинаково поддаются дрессировке, и в начальном
периоде невозможно работать с ними по единой методике, поэтому дрессировку надо
проводить по индивидуальным заданиям с учетом особенностей каждой собаки. |