Б          А         Р         Б        О         С  
                             сайт для всех любителей  домашних и диких животных и природы  
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
СОБАКИ
КОШКИ
АКВАРИУМ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Категории раздела
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК [81]
ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ОХОТНИЧЬИХ СОБАК [30]
ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА [37]
ДРЕССИРОВКА СОБАКИ-СПАСАТЕЛЯ [21]
СОБАКА СОПРОВОЖДЕНИЯ [13]
СОБАКА - ПРОВОДНИК СЛЕПОГО [25]
ВОСПИТАНИЕ, ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ЛЕГАВОЙ [4]
СОБАКА-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ [23]
ДРЕССИРОВКА СОБАК С ПОМОЩЬЮ КЛИКЕРА [7]
Форма входа

Главная » Файлы » ДРЕССИРОВКА СОБАК » ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК

Нормативы подготовки собак в первом периоде выборки вещей
08.11.2011, 21:52

К концу первого периода выборки вещей собака должна:

спокойно относиться к зажиманию морды и активно приню­хиваться к задаваемому запаху;

самостоятельно и заинтересованно обнюхивать все лежащие на площадке предметы, находить искомый предмет из 5—6 штук, подносить его к дрессировщику и садиться перед ним;

при отсутствии среди предметов выборки искомой вещи после обхода и тщательного обнюхивания самостоятельно возвращаться к дрессировщику.

Второй период.

Задачи: совершенствовать у собаки условный рефлекс выборки вещей из 8—10 запаховых предметов до навыка; выработать навык бесконтактной выборки вещей.

В ходе занятий дрессировщик должен:

изучить особенности поведения своей собаки при обычной и бесконтактной выборке;

в совершенстве овладеть техникой управления собакой;

научиться организовывать и проводить упражнения по выбор­ке вещей в роли руководителя занятий;

уметь предвидеть, замечать ошибки в действиях своих и других дрессировщиков, а также находить способы их устранения.

На занятиях необходимо выполнять  следующие правила:

усложнение условий окружающей среды, смену мест выборки проводить постепенно и осторожно, чтобы не затормозить проявление первоначального условного рефлекса и не задержи­вать формирование навыка;

на одном занятии упражнения повторять не менее 3—4 раз, заниматься 2—3 раза в неделю. В каждом упражнении собаку посылать на выборку 2—3 раза с перерывами до 1 минуты;

за каждую правильную выборку собаку поощрять лакомством и поглаживанием;

упражнения проводить в начале, середине и конце занятия, а также утром, вечером и в полдень;

давность запахов на предметах постепенно увеличивать (уменьшать) на каждом занятии до 10—15 минут и доводить до 8—10 часов, а также периодически проводить выборку вещей при давности запахов 20—40 минут;

использовать предметы, различные по качеству, цвету, форме и размерам. Строго соблюдать правила хранения вещей, учиты­вать, что использование предметов из различных материалов способствует выработке у собаки навыка дифференцировки индивидуальных запахов помощников среди комплекса других запахов, присущих каждому предмету, в зависимости от исходно­го материала (резина, дерево, металл, ткань и др.);

умело сочетать выборку вещей по известным и неизвестным для дрессировщика условиям.

Усложненные упражнения, отрабатываемые во втором перио­де выборки вещей. Увеличение количества (до 8—10 штук) разнообразных по форме, качеству, размерам и цвету предме­тов, давности запахов на них до 10—15 минут на каждом занятии и доведение до 8—10 часов. Эти упражнения отрабатываются с учетом активности и заинтересованности работы собаки;

выборка вещей, лежащих вблизи (у ног) помощников;

приучение собаки к бесконтактной выборке вещей.

При отработке усложнений во втором периоде дрессировщи­ку необходимо соблюдать следующие правила.

Для активизации работы собаки через каждые 3—4 занятия проводить периодические выборки (1—2 занятия) по облегчен­ным условиям при давности запахов до 20—40 минут.

В целях экономии времени и удобства создания обстановки для выборки вещей целесообразно каждому дрессировщику иметь специальный ящик со стеклянными банками емкостью 0,5 литра или полиэтиленовые мешочки.

В эти банки дрессировщик заранее (в установленное время) закладывает разнообразные предметы помощников. Это позво­ляет проводить выборку в любое время суток, в любом месте без присутствия помощников.

После каждого занятия банки необходимо мыть, просушивать и заменять запахоносители (предметы).

Чтобы своевременно выявить возможные ошибки у дресси­ровщиков и нежелательные связи у собак, рекомендуется чаще проводить выборку по неизвестным для дрессировщика ус­ловиям.

Если в первом периоде выборку вещей проводили при благоприятных условиях и на специально подготовленной пло­щадке, то в последующем необходимо постепенно приучать собаку к работе в различное время суток (утром, вечером, в полдень), при различной температуре воздуха, в начале, середине, конце занятия и на разнообразных участках местности. При этом необходимо помнить, что резкая смена условий выбор­ки может привести к ослаблению дифференцировочного рефлек­са: собака становится суетливой, хватает предметы, имеющие любой сильный запах. Если при вводе усложнений у собаки наблюдаются срывы в работе (перехватывает вещи, выбирает вещи неактивно, иногда ложится на вещи и т. п.), не следует ее принуждать, повышать интонацию голоса, а лучше сделать перерыв в работе на 3—5 дней или проводить выборку в облег­ченных условиях, побуждением собаки на силу и свежесть запаха. При введении каждого усложнения от дрессировщика требуются терпеливость, сдержанность, ровное, спокойное обращение с собакой и последовательность в работе.

Методические советы руководителю занятия. Успех обучения дрессировщиков и приучения собак к выборке вещей зависят от организаторских способностей руководителя (инструктора). Он должен, прежде всего, научить дрессировщиков (еще в первом периоде) самостоятельно правильно выполнять упражнения по выборке вещей. По мере ввода новых усложнений показывать порядок выполнения, упражнять их индивидуально и разрешать заниматься самостоятельно, периодически проверяя их рабо­ту. Для взаимного контроля и оказания помощи друг другу всех дрессировщиков распределять на пары, назначив одного из них старшим.

В целях предупреждения ошибок и выявления у собак неже­лательных связей чаще организовывать выборку вещей по не­известным для дрессировщика условиям как под личным руко­водством, так и под контролем напарника (товарища).

Очень важно обеспечить обучаемых необходимыми мате­риальными средствами. Все, что посильно, изготовить самим дрессировщикам. Остальные средства готовить централизованно или своевременно закупать.

Для занятий по выборке личных вещей каждому дрессиров­щику необходимо иметь набор разнообразных предметов и специального инвентаря.

Все предметы должны быть пронумерованы и храниться в определенном месте, после занятий выветриваться, обрабатываться, просушиваться на специально оборудованных полочках (стеллажах).

Индивидуальные пинцеты закупаются или изготовляются самими дрессировщиками (целесообразнее поручить их изготов­ление наиболее опытному в этом деле дрессировщику). Для пинцета необходима проволока диаметром 3 мм, длиной 15— 16 см. Чтобы лучше удерживать пинцет в руках, концы проволоки должны быть загнуты в кольца диаметром 3—4 см. Такой пинцет удобен и для хватания предметов, и для переноски в сумке для снаряжений н на поясном ремне (во время работы).

При выборке вещей, как и при работе по следу и обыску местности, больше применяют полиэтиленовые мешочки разных размеров. Они очень удобны для сохранения чистоты индиви­дуального запаха человека на предметах. К тому же каждый дрессировщик имеет возможность с помощью таких мешочков постоянно иметь большой комплект предметов с запахами других дрессировщиков (помощников) и в любое удобное время самостоятельно производить выборку вещей.

Для каждого учебного подразделения (отделения) необхо­димо определить постоянный участок для выборки вещей в соответствии с рекомендациями, данными на стр. 228. Такие участки желательно иметь недалеко от места содержания собак (питомника). Кроме этого на всех учебных полях в пунктах распо­ложения во время выходов на занятия также надо готовить площадки (№ 1) для раскладывания предметов на выборку, очистив их от травы, камней и других предметов. Желательно учесть направление господствующих ветров. Собаку пускать на выборку надо против ветра.

 

Правила отработки усложнений второго периода.

Выборка вещей, лежащих вблизи (у ног) помощников. Приуче­ние собаки к выборке вещей в присутствии людей на площадке выборки имеет важное значение для выработки первоначального условного рефлекса выборки человека по запаху вещи. К концу курса дрессировки собака должна спокойно относиться к посто­ронним людям (помощникам), присутствующим при выборке.

Упражнения усложняются и выполняются в следующей последовательности. Первоначально помощники (3—4 человека) находятся на удалении 5—7 метров, стоят спокойно на одной линии. Если собака во время выборки отвлекается на помощников, то дрессировщик должен взять ее на короткий поводок, подойти к группе помощников и, двигаясь вокруг них, успокоить собаку. В случае проявления злобы командой «Фу» приостановить неже­лательные действия собаки. Затем возвратиться к месту для выборки и продолжить упражнение по выборке вещей.

На каждом занятии расстояние между предметами для выборки и местом нахождения помощников постепенно сокра­щается. Конечная цель этого упражнения — выборка вещей, лежащих у ног помощников или на носках обуви.

Необходимо применять для выборки и личные вещи помощ­ников, так как в процессе выполнения задач на службе по опознанию человека будут использоваться разнообразные по форме, качеству, цвету и размерам предметы (запахоносители), принадлежащие конкретному человеку.

При создании обстановки для выборки личных вещей надо, чтобы на площадке находились одинаковые по форме и качеству предметы, так как разнообразные предметы имеют разную концентрацию запаховых частиц, и собака может ошибиться. На каждом занятии пользоваться разными по форме и качеству предметами.

До выработки условного рефлекса упражнения по выборке вещей в присутствии помощников проводить ежедневно, жела­тельно утром, вечером, в обед, по 3—5 раз, затем периодически.

Приучение собаки к бесконтактной выборке вещей. Тради­ционная форма поведения собаки при выборке вещей — под­носка обнаруженного предмета дрессировщику, так же как при апортировке. Собаки с выработанным стереотипом такого пове­дения не проявляют в практической работе достаточно высокой работоспособности, нередко имеют различные нежелательные условные рефлексы на вид, качество, цвет, а также форму апортировочных предметов. Апортировочный способ выборки, связанный с подачей предмета (запахоносителя), приводит к загрязнению его слюной и повреждению зубами собаки и, следовательно, исключает возможность проведения повторной (контрольной) выборки объекта.

 

Общий вид контейнера

Бесконтактный способ выборки вещей заключается в том, что собака не хватает выбранный предмет, а только обозначает (показывает) его своим поведением: сигнализирует об обнаруже­нии источника искомого запаха царапанием или усиленным принюхиванием к определенной банке. Этот способ — более эффективный по сравнению с обычной выборкой, так как собака ищет источник запаха, а не предмет, чем достигается более четкая дифференцировка запахов. Кроме того, исключается выработка у собак нежелательных условных рефлексов на вид, цвет, форму, качество апортировочных предметов и на силу запаха.

Бесконтактная выборка дает возможность: проводить выборку вещей- (тренировки) самостоятельно в любое время суток и при отсутствии помощников; использовать вещи, людей, не имеющих отношение к дрессировке собак; сохранять на предметах чистоту индивидуального запаха каждого человека (помощника); при­менять для выборки двух и более собак при одном и том же комплекте источников запаха (предметов).

К бесконтактной выборке целесообразнее переходить после приучения собаки к выборке обычным способом. Но можно исключить этот переходной этап.

Для проведения бесконтактной выборки необходимо изгото­вить для каждого дрессировщика 2 ящика (контейнера) размера­ми 10X10X^5 сантиметров, внутри которых имеются по 5 стек­лянных баночек объемом 200 кубических сантиметров. Для удобства переноски они складываются в кассеты по 8—12 ящиков. Как правило, на каждые 6—8 дрессировщиков собирается одна кассета.

Бесконтактную выборку следует начинать в конце второго периода обычной выборки вещей. Вначале у собаки вырабаты­вается условный рефлекс заинтересованного и последователь­ного обнюхивания баночек с контейнера. С этой целью на первых 3—4 занятиях в одну из баночек бросают запаховую вещь помощника, затем заполняют банку смятой бумагой и сверху кладут кусочек мяса, чтобы собака смогла достать его.

Местона­хождение баночки с таким комплексным запахом в контейнере каждый раз меняется.

Перед работой собака должна быть в бодром и полуголодном состоянии. Дрессировщик, ознакомив собаку с исходным запа­хом, по команде «Нюхай» направляет ее к ящику-контейнеру. Управляя коротким поводком, добивается, чтобы собака после­довательно обнюхивала все баночки в контейнере и после обнаружения искомого запаха самостоятельно брала лакомство и садилась. Затем собака поощряется поглаживанием, лакомст­вом и выгуливается. За сутки повторяются 10—15 упражнений, посылая собаку на выборку каждый раз по 2—3 раза. Для активизации обонятельно-поисковой реакции целесообразно использовать 2—3 контейнера, поставленных в ряд.

После выработки и закрепления условного рефлекса активно­го, заинтересованного и последовательного обнюхивания банок в контейнере и посадки возле обнаруженного запахоносителя, надо переходить к выработке более выраженного обозначения собакой искомого предмета. Для этого рекомендуется лакомство бросать на дно банки, а предмет класть сверху. Обнаружив запаховый предмет и кусочек лакомства, собака будет пытаться достать их, царапать лапой, лаять усиленно, засовывать морду в баночку и т. д. Такое поведение собаки в комплексе с посадкой следует закрепить поощрением. Для предупреждения возмож­ной выработки у собаки нежелательного условного рефлекса выборки вещи по силе запаха во все другие банки следует закладывать предметы дополнительных помощников давностью до 4—5 часов.

Постепенно условия упражнений усложняются. Лакомство в баночки больше не бросается, уменьшается сила и концентрация запаха на предметах основного и дополнительного помощников. За обнаружение источника искомого запаха собака поощряется лакомством.

При бесконтактном способе выборки вещей дрессировщику необходимо соблюдать следующие правила:

после каждого занятия все баночки в контейнере тщательно мыть и проветривать;

класть предметы (запахоносители) в банки только пинцетом и не перекладывать их из одной банки в другую;

периодически мыть и выветривать сам ящик-контейнер;

систематически менять помощников, один и тот же человек может привлекаться в качестве основного (искомого) помощника повторно не ранее чем через 3—4 занятия.

По мере выработки условного рефлекса вводятся следующие усложнения: увеличивается давность запахов на предметах; используются различные по качеству и размерам предметы; проводятся периодические выборки по неизвестным для дресси­ровщика условиям; используется для выборки прибор «Шер­шень».

К концу курса дрессировки в зависимости от обстановки, выполняемых задач собаку приучают производить выборку предметов, обнаруженных на месте происшествия, изъятых при обыске и т. д.

Переход от стандартных банок к разнообразным предметам-носителям запаха осуществляется поэтапно. Начинать следует с уменьшения объема банок при одновременном увеличении объема вкладываемых в банки предметов. Например, бумагу, ткань, нож вкладывают в банки не полностью, оставляя частично снаружи. В дальнейшем предметы кладут на площадку для выборки, а банки убирают. Целесообразно чаще производить вы­борку вещей по неизвестным для дрессировщика условиям и периодически пускать собаку на выборку, когда искомая вещь отсутствует. Выборка вещей по неизвестным для дрессировщика условиям способствует: своевременному обнаружению возмож­ных ошибок дрессировщика при управлении собакой и нежела­тельных условных рефлексов у собаки; лучшему изучению пове­дения собаки, пониманию возможных отклонений в ее поведении, а также психологической подготовке дрессировщика к предстоя­щей службе по применению собаки для выборки.

При организации выборки по неизвестным условиям необхо­димо: создавать условия для выборки руководителем занятия или наиболее подготовленным дрессировщиком в отсутствии производящего выборку; подбирать предметы основного и дополнительного помощника одинаковые по цвету, размеру, форме и качеству; перед каждой выборкой перемешивать запахоносители, т. е. менять места и линию их расположения на площадке.

Если не перекладывать вещи, то дрессировщик, зная их постоянное месторасположение, может помочь собаке найти их. Как однообразные условия упражнений, так и разнообразные действия дрессировщика могут стать сигналами для собаки. Кроме того, на площадке остаются запахи вещей, лежавших до этого. Если на площадке вещи перекладываются с места на место только на одной линии, то собака может ошибиться и выбрать вещь дополнительного помощника, лежащую на том месте, гда до этого находилась искомая вещь, поэтому расклады­вать вещи следует на 30—50 см дальше от прежнего места (линии).

При проведении бесконтактной выборки банки из одного отсека переставляются в другой.

Нормативы подготовки собаки во втором периоде дрессиров­ки. Собака должна заинтересованно обнюхивать предлагаемые предметы независимо от их формы, величины и качества материала; самостоятельно, без попутных сигналов дрессиров­щика, выбирать предметы, подносить и садиться перед дресси­ровщиком или обозначать их при бесконтактном способе выборки; при отсутствии среди предметов на площадке искомой вещи после тщательного их обнюхивания возвращаться к дрес­сировщику без предмета.

Третий период. Задача: совершенствовать у собаки навык выборки вещей до безотказности выполнения в реальных услови­ях службы.

Требования к организации и проведению занятий. Занятия проводить на различных участках местности с наименьшим количеством запаховых раздражителей. Выбирать вещи по неизвестным для дрессировщика условиям и лишь периодически по известным (в целях конкретного изучения поведения собаки).

Заниматься не реже 3—4 раз в неделю, на каждом занятии выполнять от 2 до 10 упражнений.

Для выборки использовать только личные вещи помощников (обувь, ремни, головные уборы, записные книжки, расчески и др.), приближая к условиям, близким к служебным.

В третьем периоде выборки дрессировщик должен:

в совершенстве изучить поведение своей собаки;

овладеть навыками организации выборки вещей в целях опознания искомого человека, в том числе и одорологической идентификации предметов;

совершенствовать умение анализировать действия, работу собаки, замечать ошибки, искать их причины и устранять.

Упражнения, отрабатываемые в третьем периоде выборки вещей.

Выборка вещи из предметов, имеющих различные запахи по силе, концентрации и давности. Такие условия близки к практике службы. Поэтому необходимо отрабатывать упражнения с подоб­ными условиями, к тому же они оказывают положительное влияние на совершенствование дифференцировочных навыков собаки.

Упражнение выполняется в следующей последовательности. Вначале на площадку для выборки кладут вещь искомого помощника, а через 20—30 минут — вещи дополнительных помощников. В последующем, в зависимости от активности и результативности работы собаки, постепенно увеличивается запаховая давность искомого предмета до 20—30 минут на каж­дом занятии. В целях предупреждения образования нежелатель­ных условных рефлексов на силу запаха (искомая с меньшей концентрацией) необходимо постепенно увеличивать запаховую давность и на вещах дополнительных помощников, создавая различные диспропорции запахов.

К концу курса дрессировки собака должна производить выборку вещи из предметов с различной давностью запаха.

Последовательная выборка вещей нескольких помощников с одной и разных групп предметов — один из сложных видов выборки. При раскладке предметов в качестве основных помощ­ников выступают 2—3 человека. Каждый из них в установленном месте оставляет по 3—4 предмета (запахоносителя). На первых занятиях проводится выборка вещей двух помощников из разных групп предметов (на двух площадках). Собака вначале 2—3 раза посылается для выборки на первой площадке, а затем столько же раз — на второй.

В последующем производится выборка вещей 2—3 помощ­ников на одной площадке. Такие упражнения способствуют развитию дифференцировочных навыков и выявлению возмож­ных нежелательных связей у собаки.

В заключительных упражнениях третьего периода выборка вещей проводится при любых погодных условиях, в различное время суток, на различных участках местности с наличием отвлекающих раздражителей. Все это способствует выработке безотказности в работе собаки в реальных условиях службы.

Комплексирование выборки вещей с работой по запаховому следу и обыском местности. В практике применения служебных собак могут быть случаи, когда в районе задержания искомого человека, по пути его преследования встречаются другие запаховые предметы, не принадлежащие ему. Поэтому целесообразно выработать у собак дополнительный навык обыска местности и помещений в целях обнаружения вещей только по заданному запаху.

Упражнения выполняются так. На занятиях по обыску мест­ности или помещения, проработке запахового следа на участке местности разбрасываются разнообразные предметы дополни­тельных помощников. В ходе упражнения при обнаружении собакой предметов дрессировщик добивается, чтобы она обозна­чала только вещи искомого помощника, не обращая внимания на другие предметы.

Нормативы подготовки собаки в третьем периоде выборки вещей. Собака должна заинтересованно, спокойно принюхиваться к запаху, предлагаемому ей для ознакомления; организованно обнюхивать предметы на площадке, самостоятельно обнаружив искомый предмет, обозначать его или поднять и поднести к дрессировщику, сесть перед ним; при отсутствии на площадке предмета с искомым запахом после обхода и тщательного обнюхивания предметов самостоятельно возвращаться к дресси­ровщику без предмета; производить выборку искомой вещи с запаховой давностью меньшей или большей, чем у дополнитель­ных предметов.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Выполнение в течение продолжительного времени упраж­нений в условиях, когда искомый предмет отличается от других силой запаха, вырабатывает у собаки привычку находить искомый предмет не по индивидуальному запаху человека, а по силе комплексного запаха.

2. Обезличка предметов, смешивание их из-за отсутствия маркировки, плохое выветривание и многократное использование одних и тех же предметов, что приводит к выработке условного рефлекса выбирать вещь по силе комплексного запаха или к частым ошибкам в работе собаки.

3. Использование однообразных искомых предметов спо­собствует выработке нежелательной связи на качество, форму и цвет апортировочных предметов.

4. Расположение искомой вещи всегда на одном и том же месте. Это приводит к выработке нежелательной связи на его местонахождение.

5. Перемещение предметов на площадке с места на место на одной линии, что приводит к возможной ошибке собаки.

6. Привлечение в качестве основного помощника одного и того же человека, людей одной профессии. Это мешает совер­шенствованию у собаки навыка дифференцировки запахов.

7. Многократное повторение команды «Нюхай» при обнюхи­вании собакой вещей, а также подача команды «Хорошо» в момент принюхивания к искомой вещи или движение дрессиров­щика назад, подергивание поводком. Все это вырабатывает у собаки нежелательную реакцию на поведение дрессировщика.

8. Не в меру частое повторение упражнений по выборке вещей приводит к передрессировке собаки, к отказу от выборки или ошибкам в работе.

9. Грубое обращение с собакой, принуждение ее неприятны­ми для нее воздействиями вызывают боязнь, ошибки в работе или полный отказ ее от работы.

10. Выполнение упражнений только по известным для дрессировщика условиям закрепляет ошибочные действия дрессировщика и вырабатывает у собаки разнообразные нежела­тельные рефлексы.
Категория: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК | Добавил: admin | Теги: уход за собакой, ваша собака в вопросах и ответах, приучение собаки к, команды для собаки, воспитание собаки, дрессировка собаки, правила дрессировки
Просмотров: 679 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
ЭНЦИКЛОПЕДИИ О ЖИВОТНЫХ
ОТКРЫТКИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ
БАРБОС - ДЕТЯМ
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Каталог сайтов Bi0 Яндекс.Метрика Каталог сайтов и статей iLinks.RU