Б          А         Р         Б        О         С  
                             сайт для всех любителей  домашних и диких животных и природы  
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
СОБАКИ
КОШКИ
АКВАРИУМ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Категории раздела
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК [81]
ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ОХОТНИЧЬИХ СОБАК [30]
ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА [37]
ДРЕССИРОВКА СОБАКИ-СПАСАТЕЛЯ [21]
СОБАКА СОПРОВОЖДЕНИЯ [13]
СОБАКА - ПРОВОДНИК СЛЕПОГО [25]
ВОСПИТАНИЕ, ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ЛЕГАВОЙ [4]
СОБАКА-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ [23]
ДРЕССИРОВКА СОБАК С ПОМОЩЬЮ КЛИКЕРА [7]
Форма входа

Главная » Файлы » ДРЕССИРОВКА СОБАК » ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК

Обучение дрессировщиков проработке неизвестных следов
11.12.2011, 23:33
Методические советы руководителю занятия. Систематическая проверка практических навыков обучаемых и степени подготовленности собак позволяет своевременно выявлять ошибки дрессировщиков и нежелательные связи у собак.

Лучший способ — проверка работы по неизвестному следу, когда дрессировщик не знает исходную и конечную точки, а также направление и прохождение его.

На неизвестном следу дрессировщик наиболее полно изучает особенности поведения собаки, тогда как на известном, стараясь не потерять направление следа, мест поворотов (углов), он, как правило, мало обращает внимания на ее поведение.

Дрессировщик должен изучать и знать темп движения, активность принюхивания, положение головы, ушей и хвоста у собаки. Работа по неизвестным следам способствует также подготовке дрессировщиков преследованию человека по оставленному запаховому следу при выполнении служебных задач.

На определенных этапах подготовки специалистов и дрессировки собак проработка известных следов даже необходима. При первоначальном обучении работе по следам и вводе новых усложнений дрессировщик должен знать трассу следа: он может проконтролировать, правильно ли идет собаке, поправить ее, если она собьется со следа. На известных следах дрессировщик усваивает некоторые навыки управления собакой.

Преимущество проработки неизвестных следов заключается в том, что, приучая собаку к поиску нарушителя по запаховому следу, дрессировщик совершенствует, навыки следопытства, лучше изучает поведение собаки, овладевает приемами управления собакой и в результате оказывается более подготовленным для действий в реальных условиях службы.

Понятия неизвестный и известный запаховый след касаются только дрессировщика. Собака идет по запаховому следу, пользуясь им как условным раздражителем, показывающим направление и путь движения прокладчика следа.

При обучении молодых дрессировщиков правилам проработки неизвестных следов необходимо учесть две важнейшие задачи: научить управлять собакой и применять ее на службе и подготовить собаку к поиску человека по запаховому следу. Обе задачи должны выполняться параллельно, поэтому и рассматривать их нужно в неразрывной связи.

Сложность подготовки дрессировщика заключается в изучении им особенностей поведения своей собаки, без чего невозможно ее применение в поиске человека по запаховому следу. Умение дрессировщика видеть поведение собаки во многом зависит от его наблюдательности и методики обучения его инструктором (преподавателем). На первых занятиях ему трудно сосредоточить свое внимание на всех раздражителях и видах деятельности. Это легко можно представить по схеме распределения внимания дрессировщика при проработке следа. Поэтому методика обучения дрессировщика проработке запахового следа должна строиться с учетом особенностей внимания и его психических качеств (рис. 52).

Известно, что человек может распределить внимание только между двумя разнородными действиями и то, если одно из них привычно (автоматично). Следовательно, как до начала приучения собаки к работе по запаховому следу, так и в процессе каждого очередного занятия нужно добиваться от обучаемых последовательного овладения навыками непринужденного распределения внимания на управление собакой, на свое поведение, окружающую обстановку и другие раздражители.

Дрессировщик должен уметь правильно управлять собакой командами, с помощью поводка, одновременно находя наиболее удобные способы движения на различных по характеру участках, уметь свободно ориентироваться на местности и др. Во время работы по следу дрессировщик вынужден сосредоточивать внимание на трассе следа и на поведении собаки, не забывая и остальные объекты.

Исследования показывают, что большую часть внимания молодой дрессировщик сосредоточивает на трассе следа и меньшую — на поведении собаки. Это объясняется рядом причин.

Во-первых, чтобы приучить собаку к поиску человека по запаховому следу, приходится вести ее строго по трассе движения помощника, в противном случае у собаки может образоваться нежелательный условный рефлекс — поиск прокладчика следа по направлению. Это обстоятельство заставляет дрессировщика тщательно отбирать ориентировочные или местные предметы, по которым он определяет трассу следа.

Во-вторых, при работе по известным следам трудно убедить дрессировщика в необходимости тщательного изучения поведения собаки на следу. Исследования показали, что при переходе от известных следов к неизвестным многие дрессировщики не знают, с чего начинать поиск прокладчика следа, как управлять собакой. Это свидетельствует о том, что на известных следах дрессировщиком недостаточно изучалось поведение собаки.

 

 В-третьих, при многократном повторении упражнений по проработке известных следов дрессировщик начинает сосредоточивать свое внимание на объектах и действиях, чтобы не сбиться со следа, он больше смотрит на местные предметы, видимые отпечатки обуви, выбирает более удобный путь движения и т. д., реже наблюдает за собакой, перестает замечать особенности ее поведения.

Отсюда следует, что чем позднее осуществлен переход от работы по известным следам к неизвестным, тем сильнее будет развито у дрессировщиков внимание на трассу следа, окружающую обстановку и меньше — на поведение собаки. Поэтому в последующем будет сложнее переключить внимание дрессировщика с привычных раздражителей на непривычные, т. е. на поведение собаки.

В связи с тем, что с обучением специалистов параллельно осуществляется и подготовка служебных собак, несвоевременный переход к неизвестным следам отрицательно влияет и на качество подготовки собак. Чтобы приучить собаку к четкой работе по следу, ее нужно направлять только по линии следа. На известных следах это не всегда возможно, потому что нельзя точно изучить трассу следа на всех участках местности и тем более на больших дистанциях. Точно изучить трассу следа можно только тогда (особенно на закрытой местности), когда дрессировщик сам пройдет вдоль всей трассы параллельным путем. При прокладке длинных следов получается так, что дрессировщик знает только направление движения помощника, но не знает, где именно он шел. Во время проработки такого следа дрессировщик, не работающий по неизвестным следам, плохо знает поведение собаки, и в случае потери следа не сможет оказать собаке нужную помощь, и вынужден будет вести ее без следа по направлению. При неоднократном повторении подобных ошибок у собаки вырабатывается нежелательный условный рефлекс — искать помощника не по запаховому следу, а по направлению.

Поэтому к обучению дрессировщиков работе по неизвестным следам нужно переходить как можно раньше, примерно после проработки 6–10 известных следов, учитывая при этом степень подготовленности дрессировщика и его собаки. Дрессировщик должен владеть приемами умелого управления собакой с помощью поводка, правильно ориентироваться на местности, а собака — активно и заинтересованно работать по следу давностью не менее 30–45 минут.

С переходом к работе по неизвестным следам рекомендуется проработать не менее 2–3 неизвестных следов с тем, чтобы лучше закрепить внимание дрессировщика на поведении собаки, дать возможность понять методы изучения поведения своей собаки. В последующем можно чередовать проработку и тех, и других следов.

В этом случае и на известных следах он будет больше смотреть на собаку и постепенно овладеет навыком своевременного переключения внимания от собаки на трассу следа, на местные предметы и обратно, в зависимости от обстановки. Одно из важнейших требований методики обучения дрессировщика работе по неизвестным следам — обязательное сопровождение дрессировщика инструктором по всему маршруту следа. Только в этом случае возможно своевременное оказание конкретной и необходимой помощи дрессировщику. При обучении проработке неизвестных следов необходимо также широко использовать радиостанции. Дело в том, что не каждая собака спокойно относится к руководителю занятия (инструктору). Применение же радиостанций позволяет:

• бесшумно управлять дрессировщиком на значительном удалении, не отвлекая собаку от работы;

• рационально использовать учебное время;

• сохранять силы руководителю занятия, так как, сопровождая нескольких дрессировщиков, он быстро утомляется, что снижает активность в работе;

• контролировать и управлять работой нескольких дрессировщиков.

С помощью радиостанций интенсивнее идет учебный процесс и повышается качество проводимых занятий, более рационально используется местность, сокращается время на проработку следов.

Обучение проработке неизвестных следов в первое время рекомендуется проводить так: инструктор дает задание помощнику на прокладку следа и наблюдает за его действиями, чтобы точно знать трассу следа. Через 10–15 минут вызывает дрессировщика и разъясняет, как ставить собаку на след, на какие особенности поведения собаки обратить внимание и как выполнять его советы и указания. При этом подчеркивает, чтобы дрессировщик меньше смотрел на местные предметы и трассу следа, а больше на собаку. Желательно ставить собаку на след под прямым углом к линии следа. В ходе работы инструктор следует в 15–20 метрах за дрессировщиком, подсказывая ему, идет ли собака по следу, не сбилась ли с трассы, в каком направлении и как отыскивать продолжение следа в случае его утери.

Закончив проработку следа, инструктор опрашивает обучаемого, какие особенности в поведении собаки он заметил, какие действия, по его мнению, были правильными и как целесообразно работать в дальнейшем. Затем отмечает положительные и отрицательные стороны в действиях обучаемого и дает конкретные указания по устранению недостатков. При разборе особенно важно обратить внимание на ошибки, допущенные дрессировщиком, вскрыть их причины. Это необходимо потому, что ошибки, повторяющиеся на нескольких занятиях, закрепляются и превращаются в привычки, а они вырабатывают у собаки различные нежелательные условные рефлексы. Таким образом, обучение дрессировщиков путем непосредственного сопровождения — наилучший метод подготовки их к проработке неизвестных следов.

После того как дрессировщики овладеют навыками управления собакой в самых разнообразных условиях работы по следу, им разрешается самостоятельно прорабатывать следы со своими собаками.

С началом обучения дрессировщиков работе по неизвестным следам значение непосредственного сопровождения их руководителем значительно возрастает, особенно в период проработки коротких следов до 1 километра. Чем длиннее след, тем больше времени потребуется для обучения дрессировщиков путем их сопровождения. Так, например, при условии работы по следу на дистанцию до 700 метров на каждого обучаемого инструктору потребуется в среднем 20–30 минут. Это значит, за 4 часа занятий с собаками он проконтролирует работу 6–8 дрессировщиков. Если же дистанция прокладки следа будет больше, например, до 1500 метров, то за это время он сумеет обучить только 3–4 дрессировщиков.

Таким образом, обучение дрессировщиков проработке неизвестных следов надо начинать как можно раньше, но не в ущерб качеству подготовки собак. После того как обучаемые проработают 2–3 неизвестных следа, проработка неизвестных и известных следов чередуется.

В методике обучения проработке неизвестных следов необходим индивидуальный подход к обучаемым с закрепленными собаками. Руководитель, имея в группе 8–10 обучаемых, не в состоянии на каждом занятии пробежать по следу за всеми дрессировщиками. Кроме того, в практике редко бывает, чтобы все дрессировщики и закрепленные за ними собаки одновременно были подготовлены к проработке неизвестных следов. Поэтому проработку неизвестных следов надо начинать в первую очередь с наиболее подготовленными дрессировщиками, а остальные должны работать по известным следам. Когда же несколько обучаемых проработают по 3–4 неизвестных следа, инструктор начинает обучение очередных, подготовившихся к этому времени дрессировщиков. А первая подгруппа может работать и по известным следам. В этот период активное участие в обучении должны принять все специалисты учебных подразделений. Это также позволит увеличить возможности непосредственного сопровождения дрессировщиков при работе по неизвестным следам.

Один из важных вопросов обучения дрессировщиков работе по неизвестным следам — привитие им навыков самостоятельной проработки следов без непосредственного сопровождения инструктором. К самостоятельной работе допускаются только те дрессировщики, которые овладели приемами смелой и уверенной проработки неизвестных следов.

Опыт подготовки специалистов службы собак показывает, что дрессировщики быстрее и лучше изучают особенности поведения собаки при работе по запаховому следу, когда они работают группами по три человека, поочередно выполняя следующие роли: один — помощника, второй — руководителя, третий — дрессировщика.

Преимущество этого метода обучения заключается в том, что каждый дрессировщик, выполняющий роль руководителя, учится ставить задачи: помощнику на прокладку следа, дрессировщику — на несение службы и применение собаки для преследования человека. Двигаясь за дрессировщиком, он видит его действия, особенности поведения его собаки, помогает ему в работе. И, сравнив результаты работы нескольких дрессировщиков с собаками со своими действиями, лучше познает правила проработки следа и характерные признаки в поведении своей собаки.

Нормативы подготовки собак в первом периоде. Собака должна быть подготовлена к выполнению следующих действий:

• самостоятельно обнаруживать запаховый след человека, определять направление его действия на участке местности 50x50 метров с минимальным количеством отвлекающих раздражителей при давности следа до 40–50 минут;

• активно и заинтересованно вести поиск помощника по запаховому следу на расстояние до 1 километра;

• на конечной точке следа вести активную борьбу с помощником и окарауливать его на месте и в движении.

Второй период. Задачи: совершенствовать условный рефлекс поиска человека по запаховому следу до навыка; выработать навыки дифференцирования искомого запахового следа человека среди запаховых следов посторонних людей.

Требования к подготовленности дрессировщика:

• дрессировщик должен изучить особенности поведения своей собаки;

• овладеть навыками управления собакой, как поводком, так и без поводка;

• в совершенстве ориентироваться на местности, уметь пользоваться навыками следопыта при работе по следу;

• овладеть приемами управления собакой на углах (поворотах), при выборке помощника на конечной точке следа;

• выработать физическую выносливость, смелость, терпеливость и настойчивость в выполнении поставленной задачи.

На занятиях соблюдать следующие правила:

• условия окружающей обстановки усложнять постепенно и осторожно;

• от многократных повторений упражнений в первом периоде переходить к проработке 3–4 следов в неделю;

• не менее 30–40% следов прорабатывать вечером или ночью;

• следы прокладывать по направлению ветра;

• умело сочетать проработку известных неизвестных дрессировщику следов.

Во втором периоде дрессировщик должен научиться:

• ставить задачу помощнику на прокладку учебного следа;

• анализировать свои действия работу собаки после каждого проработанного следа;

• выполнять задачу до конца и в ограниченное время, при потере следа вести преследование по видимым следам (признакам) до задержания помощника (в этом случае собаку вести рядом и на задержание помощника не пускать).

В этом периоде дрессировки отрабатываются следующие усложнения.

Увеличение длины и давности следа производится постепенно, с учетом условий местности и характера усложнений на следу. Наиболее сложно приучение к дифференцированию следов давностью с 1 до 2 часов, так как до часовой давности собака работает по комплексному запаховому следу, состоящему из бытового, профессионального, индивидуального и других сопутствующих запахов. После 2–3 часов остается только индивидуальный запах, поэтому вводить усложнения, надо руководствуясь поведением собаки, т. е. способностью работать на усложненных условиях.

Со второго периода для поддержания активности работы собаки по запаховому следу и приближения действий дрессировщика с собакой к реальным условиям службы следы прокладываются различными способами.

Первый способ — обычный (традиционный), когда помощник прокладывает след определенной длины, двигаясь со скоростью 3–4 километра в час, и находится на конечной точке столько времени, сколько предусмотрено давностью следа на занятии. В этом случае собака идет по запаховому следу почти одинаковой давности от начала до конца, т. е. до места задержания помощника. Нередко при замедленном темпе работы дрессировщика с собакой давность следа на последнем отрезке может быть даже большей, чем на исходном участке.

При систематических упражнениях по проработке таких следов по мере увеличения давности и длины следа активность работы собаки, как правило, снижается.

Второй способ — прокладка следа с периодическими остановками на 5–20 минут через каждые 200–600 метров движения обычным способом. Продолжительность остановок и длина отрезков между ними зависят от общей давности и длины следа, предусмотренных планом занятия.

Третий способ — прокладка следа безостановочным движением помощника в медленном темпе (2–3 километра в час) до его задержания в ходе преследования.

Четвертый способ — прокладка следа безостановочным движением помощника в быстром темпе (более 5 километров в час) до его задержания в ходе преследования.

Безусловно, в каждом конкретном случае сочетание давности, длины и способа прокладки следа зависит от включения в отрабатываемые упражнения других видов усложнений.

Работа собаки по запаховому следу помощника, идущего непрерывно или с кратковременными остановками, по характеру близка к преследованию хищником (собакой) уходящего животного. В таких случаях у собаки проявляются и совершенствуются активно-оборонительная и поисковая реакции.

Категория: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК | Добавил: admin | Теги: уход за собакой, ваша собака в вопросах и ответах, приучение собаки к, команды для собаки, воспитание собаки, дрессировка собаки, правила дрессировки
Просмотров: 663 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ЭНЦИКЛОПЕДИИ О ЖИВОТНЫХ
ОТКРЫТКИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ
БАРБОС - ДЕТЯМ
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Каталог сайтов Bi0 Яндекс.Метрика Каталог сайтов и статей iLinks.RU