Качество подготовки
служебных собак зависит от умения дрессировщика правильно выполнять приемы
общей и специальной дрессировки.
Ошибки — это неправильные
действия дрессировщика или его помощника, в результате чего у собаки образуются
нежелательные условные рефлексы, затрудняющие дальнейшую подготовку и
использование собак на службе, что иногда приводит к порче собак. Ошибки
присущи в основном начинающим дрессировщикам, но возможны и у опытных.
Основные причины ошибок — слабое знание дрессировщиком теоретических положений,
невнимательное отношение к работе с собакой, отсутствие постоянного анализа
своих действий.
Ошибки легче предупредить,
чем исправлять и устранять их последствия. Для этого необходимы постоянный
контроль и помощь со стороны опытных инструкторов — руководителей занятий.
Меньше ошибок допускают дрессировщики, которые глубоко изучили теорию, методику
и технику дрессировки и правильно применяют ее практически. В настоящей главе
рассматриваются общие ошибки, допускаемые в дрессировке собак и повторяющиеся
почти во всех приемах общей и специальной дрессировки.
Ошибки, допущенные
дрессировщиком, приводят к снижению служебных качеств одной собаки. Но в
процессе обучения дрессировщиков могут быть допущены ошибки и со стороны
руководителя занятий. Эти ошибки отрицательно сказываются на качестве
подготовки большой группы собак и устранить их намного сложнее. Поэтому каждый
дрессировщик должен знать общие ошибки, возможные при дрессировке, хорошо
представлять их причины, последствия, меры предупреждения и исправления.
Главная роль в этом отношении принадлежит руководителю занятий. Он обязан
хорошо знать все возможные ошибки при дрессировке собак, уметь обнаружить их у
обучаемых, помогать устранять их.
Ошибки бывают техническими
и методическими. К техническим относятся ошибки в применении условных и
безусловных раздражителей в сочетаниях, упражнениях, особенно при пользовании
механическими раздражителями (воздействие поводком, нажимы рукой) и лакомством.
К методическим — ошибки, допускаемые как дрессировщиком, так и руководителем
занятий при подборе отдельных безусловных раздражителей, последовательности
усложнения каждого приема, условий окружающей среды с учетом индивидуальных
особенностей каждой собаки. |