Б          А         Р         Б        О         С  
                             сайт для всех любителей  домашних и диких животных и природы  
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
СОБАКИ
КОШКИ
АКВАРИУМ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Категории раздела
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК [81]
ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ОХОТНИЧЬИХ СОБАК [30]
ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА [37]
ДРЕССИРОВКА СОБАКИ-СПАСАТЕЛЯ [21]
СОБАКА СОПРОВОЖДЕНИЯ [13]
СОБАКА - ПРОВОДНИК СЛЕПОГО [25]
ВОСПИТАНИЕ, ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ЛЕГАВОЙ [4]
СОБАКА-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ [23]
ДРЕССИРОВКА СОБАК С ПОМОЩЬЮ КЛИКЕРА [7]
Форма входа

Главная » Файлы » ДРЕССИРОВКА СОБАК » ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ОБЫСКУ МЕСТНОСТИ И ПОМЕЩЕНИЙ
08.11.2011, 21:16

Навык обыска местности и помещений необходим для выполнения служебных задач по обнаружению человека, его предметов и запахового следа.

Условные раздражители: основные — команда «Ищи» и жест — показ рукой в направлении поиска; вспомогательные — команды «Апорт», «Дай», «Сидеть», «Голос», «Фу».

Безусловные раздражители: апортировочный предмет, по­мощник, лакомство.

Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, активно оборонительной и пищевой реакций, а также навыка апортировки. Прием вводится в конце второго периода курса дрессировки розыскных, сторожевых собак, когда выработаны условные рефлексы поиска человека по запаховому следу, задержания помощника и отработаны следующие дополнитель­ные упражнения к обыску местности и помещений.

Приучение к движению в указанном жестом направлении. Для этого на каждом занятии целесообразно определять учебное место размером 50X80 метров, которое обозначается флажками или ветками.

Во время выгуливания собаки дрессировщик подает команду «Гуляй» и жестом правой или левой руки посылает ее в нужном направлении и следует за ней, дав возможность дойти до границ участка, управляя длинным поводком. Ежедневное многократное повторение таких упражнений способствует быстрой выработке У собаки условного рефлекса зигзагообразного движения, а у Дрессировщика — умения ориентироваться и управлять собакой.

Приучение к поиску небольших предметов в траве, кустах по запаху. Для этого изготовляются различные апортировочные предметы (по форме, качеству) размерами не более 5—10 сантиметров длиной и 1—2 сантиметра в диаметре и цветом, соответствующим фону местности.

Упражнения выполняются так же, как и при апортировке, но бросанием предметов в места, маскирующие их и побуждающие собаку к обнаружению предметов с помощью обоняния.

Приучение к последовательному поиску и подноске 3—4 предметов, брошенных в разные стороны от дрессировщика. Это упражнение можно отрабатывать 2 способами.

Первый способ. Подбирается открытый участок мест­ности с наличием растительного покрова. Дрессировщик с собакой двигается посередине участка, а помощник позади него на удалении 3—5 метров. По ходу движения помощник последо­вательно разбрасывает апортировочные предметы вправо и влево от дрессировщика. На первых 2—3 занятиях собака должна видеть полет этих предметов и посылаться за предметом сразу же после броска.

На последующих занятиях вначале разбрасываются предметы помощником, дрессировщик наблюдает за ним и после выгулива­ния  собаки  производит апортировку брошенных  предметов.

Второй способ. Дрессировщик, находясь на месте, разбрасывает 3—4 предмета в разные стороны (в первое время на виду у собаки). Стоя в центре участка, поочередно посылает собаку на апортировку предметов.

Апоргировка предметов в различных помещениях, приучение собаки к обнаружению и облаиванию тяжелых, подвешенных и закопанных предметов. Это упражнение отрабатывается, как правило, в нежилых помещениях с различной степенью освещен­ности в следующей последовательности.

Вначале дают собаке осмотреть помещение. Затем, возбудив собаку предметом, бросают его в помещение и сразу же посылают ее на апортировку. В последующем собаку посылают на поиск брошенного предмета после 1—2-минутной выдержки. Параллельно отрабатываются упражнения по приучению собак к облаиванию обнаруженных предметов. С этой целью их кладут на деревья и в другие места, недоступные для собаки, закапывают в землю, используют тяжелые предметы (набитые землей вещевые мешки и др.), которые неподъемны для собаки. При обнаружении собакой предмета дрессировщик подает команду «Голос» и за проявление лая поощряет лакомством. Постепенно надо добиваться, чтобы собака самостоятельно облаивала недо­ступные, неподъемные для нее предметы.

 

Методика и техника дрессировки.

Первый период. Задача: приучить собаку к зигзагообразному поиску предметов на участке местности 50Х100 метров в облегченных условиях.

Требования, предъявляемые к условиям на первых занятиях. Упражнения выполняются в начале занятия, когда собака в бодром и полуголодном состоянии.

Подбираются апортировочные предметы небольшие по форме, по цвету соответствующие фону местности и хорошо сохраняющие запах человека, на которые собака реагирует заинтересованно. На вещах должна соблюдаться чистота индиви­дуального запаха.

Подбирается ровный, знакомый для собаки участок местности с наличием растительного покрова, без отвлекающих раздражи­телей. Ширина обыскиваемого участка местности на каждом занятии — около 50 метров, ветер — навстречу собаке. Помощ­ник по указанию и под контролем дрессировщика, не заходя на участок, разбрасывает 5—7 предметов так, чтобы они составили треугольники и один от другого были не далее чем в 30—40 метрах, и не ближе 5 метров от края участка. В целях экономии времени дрессировщик может сам разбрасывать пинцетом апортировочные предметы помощника, хранившиеся в полиэти­леновом пакете.

Время от начала разбрасывания предметов до обыска мест­ности — не менее 15—20 минут, чтобы запаховые частицы от искомой вещи распространились по участку, создавая благоприят­ные условия для их обнаружения собакой.

Упражнение повторять на одном занятии не менее 2—3 раз. В целях активизации работы собаки рекомендуется на первых 2—3 занятиях к предметам прикреплять мелкие кусочки мяса, можно использовать полые предметы. За каждый обнаруженный предмет собака поощряется лакомством.

Требования к подготовленности дрессировщика. В ходе занятий по отработке подготовительных упражнений первого периода дрессировщик должен научиться:

хорошо ориентироваться на местности. С этой целью подби­раются разнообразные по характеру (рельефу, растительности, размерам) участки местности, которые обозначаются дополни­тельными флажками (ветками) на расстоянии друг от друга до 5 метров. Дрессировщик по команде «Гуляй» и жестом посылает собаку в направлении этих флажков;

умело, быстро разбрасывать вещи на участке местности, запоминать их местонахождение, чтобы направить собаку точно на предмет;

умело управлять собакой командами и жестами, а при необхо­димости и поводком. Понимать поведение своей собаки, своевре­менно поощрять ее за найденную вещь.

В первом периоде дрессировки отрабатываются следующие упражнения. Выработка первоначального условного рефлекса поиска 5—7 предметов на участке местности 50X80 метров. По заданию дрессировщика на избранном участке местности помощник разбрасывает предметы. Через 15—20 минут дрес­сировщик, выгуляв собаку, подходит к середине подветренной стороны участка и сажает ее у левой ноги. Присоединив длинный поводок, кладет его на землю слева от себя и позади собаки, по команде «Ищи» и жесту посылает собаку на обыск участка местности вправо в направлении ближнего предмета и следует за ней, управляя поводком. Как только собака обнаружит и поднимет предмет, дрессировщик подходит к ней, забирает предмет, поощряет ее лакомством и кладет предмет в полиэти­леновый пакет. После этого командой и жестом левой руки посылает собаку влево в направлении второго предмета и следует за ней. При обнаружении собакой второго предмета дрессиров­щик поступает так же, как у первого предмета и т. д.

В том случае, если собака, обнаружив предмет, подходит и не поднимает его, то дрессировщик обязан посадить ее у этого предмета, поощрить лакомством и послать в направлении сле­дующего предмета. При обнаружении второго предмета поса­дить ее, поощрить лакомством и направить к третьему и так до конца выполнения упражнения. Конечная цель таких упражне­ний — выработка у собаки условного рефлекса обозначения обнаруженного предмета. После выполнения упражнения дрес­сировщик сажает собаку у левой ноги, сматывает длинный поводок (сигнал окончания работы), выходит в район выгуливания и предоставляет собаке отдых.

После 15—20-минутного отдыха упражнение повторяется. На одном 4-часовом занятии выполняются 2—3 упражнения.

Главная цель таких упражнений — выработка у собаки реф­лекса заинтересованного, зигзагообразного поиска предметов.

После выработки у собаки первоначального условного рефлекса постепенно увеличивается длина осматриваемого участка и доводится к концу периода до 100 метров при постоян­ной его ширине 50 метров. Помощник разбрасывает вещи с большими промежутками так, чтобы дрессировщику при движе­нии с собакой можно было периодически направлять собаку вправо и влево к точке, где нет вещи.

На каждом занятии количество таких «пустых углов» увели­чивается, углы с вещью и «пустые» делают в различном порядке, чтобы у собаки не образовалась нежелательная связь на систему раскладки предметов. Кроме того, целесообразно на занятиях использовать вещи, разнообразные по качеству, форме и цвету, близкие к личным вещам помощников.

Приучение собаки садиться с предметом у места его обнару­жения. Если первоначально в целях активизации поиска дресси­ровщик не всегда сажал собаку у места обнаруженного предмета, то в последующем надо приучить ее садиться с предметом у места его обнаружения. Делается это так. Дрессировщик посылает собаку на обыск местности. При обнаружении собакой вещи по команде «Сидеть» сажает ее около предмета. Затем подходит к ней, забирает вещь, кладет ее в полиэтиленовый пакет и поощряет собаку лакомством. Такой обыск местности повторяет­ся по 2—3 раза на каждом занятии. Цель этого упражнения — собака должна самостоятельно, без дополнительной команды дрессировщика садиться с предметом у места его обнаружения.

Осмотр различных по характеру участков местности, измене­ние количества разбрасываемых предметов, увеличение давности от начала разбрасывания до их поиска. У собак, как и у других животных, сильно развита территориальная ориентация (опозна­ние знакомой местности, запахов, связанных с деятельностью человека, в том числе занятость территории другими животными и др.). Поэтому после выработки первоначального условного рефлекса поиска предметов на знакомой местности необходимо систематически менять места занятий, т. е. предметы разбрасы­вать на различных по характеру участках местности (открытых, закрытых, горных и т. п.).

К концу первого периода собака должна: заинтересованно, активно и зигзагообразно производить обыск местности на участке 50Х100 метров при управлении ею длинным поводком; самостоятельно обнаруживать запаховые предметы, поднимать их и садиться у места обнаружения.

Второй период. Задачи: совершенствовать у собаки условный рефлекс поиска до навыка в среднеусложненных условиях; приучать к обозначению обнаруженных предметов; выработать условный рефлекс обыска помещений.

Требования к подготовленности дрессировщика. Он должен: изучить особенности поведения своей собаки при обнаружении вещей и человека; овладеть техникой управления собакой как поводком, так и без поводка; уметь ориентироваться на сложной по рельефу местности, в помещениях; методически последова­тельно и технически правильно выполнять все упражнения с усложнениями второго периода.

Упражнения выполнять с соблюдением следующих правил: условия окружающей среды усложнять постепенно и осторожно; упражнения повторять 3—4 раза в неделю, в различное время суток; за каждый обнаруженный предмет собаку поощрять поглаживанием и лакомством; умело сочетать обыск местности и помещений по известным и неизвестным для дрессировщика условиям; использовать личные вещи человека, строго соблюдать правила хранения вещей и соблюдения чистоты запахов; коли­чество предметов и их местонахождение (на земле, деревьях, закопанных и т. д.) на каждом занятии изменять, добиваться, чтобы собака искала вещи не только «нижним», но и «верхним» чутьем.

Усложнения, отрабатываемые во втором периоде. От занятия к занятию постепенно усложняется режим работы и упражнений, увеличиваются размеры осматриваемых участков по ширине до 100 метров и в длину 150 метров. В этих случаях участки делятся на два лодучастка размерами 50Х150 метров и осматри­ваются поочередно (рис. 69). При этом путь движения дрессиров­щика постепенно выпрямляется, он управляет собакой, двигаясь посередине участка, только обозначая направление своего движения за собакой.

Параллельно усложняется характер местности, подбираются сложные участки с наличием кустарника, оврагов, деревьев. Упражнения проводятся в начале, середине, конце занятия, утром, днем, вечером и ночью. При переходе к обыску местности в новых условиях, особенно в первое время, работа собаки облегчается уменьшением количества вещей, «пустых» углов, размеров участка.

По мере активизации работы собаки используются апортировочные предметы различного качества (кожаные, металли­ческие, пластмассовые, матерчатые и другие), небольших размеров и защитного цвета с учетом фона местности. Периоди­чески обыск местности проводится по неизвестным для дресси­ровщика условиям, т. е. дрессировщик не знает о количестве разбрасываемых вещей и их местонахождении. При постановке задачи ему указывают только пределы осматриваемого участка. Это упражнение позволяет проверить степень подготовленности собаки, выявить возможные ошибки дрессировщика и приобрести навыки управления собакой в реальных условиях службы.

Приучение к обыску помещений. Параллельно с обыском местности собак приучают к обыску различных помещений. Этому должны предшествовать подготовительные упражнения: ознакомление с помещениями и постепенное приучение собак к безразличному отношению к раздражителям, встречающимся в процессе выполнения приемов общей дрессировки внутри помещения и особенно при апортировке своих и «чужих» вещей в различное время суток; приучение спокойно передвигаться в помещении, подниматься на чердаки, спускаться в подвалы; приучение к задержанию помощника, убегающего в помещение.

После отработки этих упражнений собаку приучают к обыску помещений в целях обнаружения запаховых предметов, а затем и человека. Это делается так. Помощник, не заходя в помещение, разбрасывает 2—3 предмета. Через 10—15 минут, выгуляв собаку, дрессировщик пускает собаку на обыск помещения, управляя ею командами.


Разбрасывание предметов с образованием пустых углов

 

Последовательный обыск больших участков местности

Когда собака обнаружит предмет, дрессировщик поощряет ее лакомством. Затем жестом и коман­дой «Ищи» направляет в сторону другого предмета. В последую­щем вещи прячут, подвешивают. Для активизации работы собаки целесообразно на первых занятиях к вещам помощника прикреплять кусочки мяса.

Периодически следует проводить обыски помещений по неизвестным для дрессировщика условиям. Параллельно с поиском вещей собаку приучают к обнаружению спрятавшегося помощника. По мере выработки условного рефлекса вводятся следующие усложнения: растет число осматриваемых помеще­ний и изменяется их характер, а также количество закладываемых вещей, их качество, форма и размеры; увеличивается время от начала до пуска собаки на обыск помещений до 2 часов.

Приучение собаки обозначать обнаруженные вещи, не трогая их. В соответствии с требованиями служебных инструкций собака, не трогая обнаруженный предмет, должна садиться около него или облаивать. Это место дрессировщик обозначает флажками (ветками), о результатах осмотра докладывает руководителю занятия.

На первых занятиях целесообразно на участке местности, в помещениях раскладывать тяжелые предметы (вещевые мешки с опилками), подвешивать или закапывать их. При обнаружении собакой вещи дрессировщик по команде «Сидеть» сажает собаку около нее или командой «Голос» вызывает проявление лая, после чего поощряет собаку лакомством. В последующем раз­брасываются разнообразные вещи и при их обнаружении дрес­сировщик командой «Сидеть» предупреждает попытку собаки, схватить предмет, при необходимости подает команду «Фу». Надо добиваться, чтобы собака самостоятельно садилась у обна­руженного предмета, а при отсутствии дрессировщика подавала голос.

К концу второго периода дрессировки собака должна: активно и заинтересованно производить зигзагообразный поиск предме­тов на участке местности размером 100X150 метров и в различ­ных помещениях как на длинном поводке, так и без поводка; самостоятельно обозначать обнаруженные предметы, сидя около них или голосом.

Третий период. Задача: совершенствовать у собаки навык обыска местности и помещений в комплексе с другими спе­циальными навыками в условиях, близких к требованиям службы.

В этом периоде необходимо соблюдать следующие правила: занятия проводить в разное время суток (не менее 30 % в ночное время) в комплексе с работой по запаховому следу и сторожевкой на различных участках местности; обыскивать местность и помещение по неизвестным для дрессировщика условиям и лишь периодически по известным; на каждом занятии создавать сложную обстановку, требующую от дрессировщика смекалки и творчества; проработку каждого запахав ого следа заканчивать обыском местности в районе задержания помощника.

Усложнения, отрабатываемые в третьем периоде. В заклю­чительном периоде дрессировки совершенствование навыка обыска местности и помещений продолжается в условиях, приближенных к требованиям службы.

В начале периода осматривают (обыскивают) участок 150X200 метров. Этот участок разбивают на 3 подучастка размерами по 50X200 метров и осматривают поочередно. Затем размеры увеличиваются до 200X200 метров.

При осмотре больших участков дрессировщики должны соблюдать следующую последовательность — вначале осматри­вать средние участки (№ 2, 3), затем крайние (№ 4, 1). Это объясняется тем, что выброшенные или спрятанные предметы (оружие, документы и др.) злоумышленника вероятнее всего будут находиться на ближних (средних) от места задержания участках. К тому же вероятность обнаружения собакой предметов больше, пока она не утомлена и поиск будет вести активнее.

При обыске местности следует учесть, что границы осматри­ваемого участка весьма условны. Возможны переходы за пределы намеченного участка. Поэтому дрессировщик должен вниматель­но следить за ориентирами на границах подучастков.


Обыск местности с последующей проработкой следа

В дальнейшем упражнения отрабатываются в комплексе с другими специальными приемами. На указанном участке местно­сти (в помещении) помощник, не заходя на участок, разбрасывает 4—5 предметов и прячется в укрытии в конце участка. В этом случае вначале производится обыск местности для обнаружения вещей, а затем обыск продолжается до обнаружения и задержа­ния помощника. В последующем помощник должен тщательнее маскироваться на дереве, в кустах, под хворостом и т. п.

Обыск местности с последующей проработкой запахового следа и после проработки следа в районе задержания помощника проводится так. Помощник разбрасывает на участке 4—5 предме­тов, затем заходит на край участка и прокладывает запаховый след в соответствии с заданием. В этом случае дрессировщик по истечении необходимой давности производит обыск местности в целях обнаружения предметов. После обнаружения и обозна­чения всех вещей прорабатывает запаховый след помощника до его задержания.

В последующем после каждого проработанного запахового следа и 5—10-минутного отдыха собаку пускают на обыск мест­ности или помещения в районе задержания помощника для обнаружения выброшенных, закопанных или подвешенных вещей (документов, оружия и т. д.). Размеры осматриваемого участка должны быть не менее 200X^00 метров. Дрессировщик разбива­ет по ориентирам указанный участок на 4 подучастка размерами по 50X200 метров и поочередно их осматривает с учетом направ­ления ветра.

Обыск местности в комплексе со сторожевкой. Для этого через намеченную дозорную тропу прокладывается запаховый след. В конечном пункте разбрасываются предметы. Помощник прячется в укрытии. По истечении намеченной давности следа дрессировщик с собакой выполняет сторожевку в движении и, обнаружив запаховый след, прорабатывает его, задерживает помощника.


Обыск местности в районе задержания помощника

Затем, отконвоировав его в сторону, производит обыск местности в целях обнаружения брошенных предметов.

Осмотр местности вдоль линии следа (маршрута движения задержанного). В практике службы нередко приходится осматри­вать местность вдоль линии следа злоумышленника в целях обнаружения возможно выброшенных им предметов. Для этого помощник, двигаясь по указанному маршруту, разбрасывает вещи вправо и влево от себя. Через определенное время дрессировщик пускает собаку на обыск местности вдоль линии следа, зигзагообразно пересекая запаховый след помощника. Можно производить одновременный осмотр двумя собаками, двигаясь по обе стороны линии запахового следа.

После третьего периода собака должна: активно, организован­но и зигзагообразно производить обыск местности на участке 200X200 метров как на поводке, так и без поводка; смело заходить в различные помещения, активно и заинтересованно производить их обыск как в присутствии, так и в отсутствии дрессировщика; самостоятельно обозначать обнаруженные предметы через 4 часа после их разбрасывания, не прикасаясь к ним, а также смело вести борьбу с помощником; обнаруживать запаховые следы давностью до 2 часов.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Разбрасывание предметов помощником, двигающимся только с одной стороны участка, в результате предметы оказы­ваются близко один к другому.

2. Проведение занятий на однообразной местности, в одно и то же время вырабатывают привычку к работе только в опре­деленных условиях.

3. Использование однообразных предметов приводит к тому, что собака может не обнаружить предметы других качеств.

4. При расположении помощников за одинаковыми местными предметами собака привыкает искать помощника только в опре­деленных местах.

5. Частое управление собакой без поводка, в результате у собаки снижаются дисциплинированность, организованность поиска.

Категория: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК | Добавил: admin | Теги: уход за собакой, ваша собака в вопросах и ответах, приучение собаки к, команды для собаки, воспитание собаки, дрессировка собаки, правила дрессировки
Просмотров: 977 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ЭНЦИКЛОПЕДИИ О ЖИВОТНЫХ
ОТКРЫТКИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ
БАРБОС - ДЕТЯМ
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Каталог сайтов Bi0 Яндекс.Метрика Каталог сайтов и статей iLinks.RU