Б          А         Р         Б        О         С  
                             сайт для всех любителей  домашних и диких животных и природы  
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
СОБАКИ
КОШКИ
АКВАРИУМ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Категории раздела
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК [81]
ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ОХОТНИЧЬИХ СОБАК [30]
ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА [37]
ДРЕССИРОВКА СОБАКИ-СПАСАТЕЛЯ [21]
СОБАКА СОПРОВОЖДЕНИЯ [13]
СОБАКА - ПРОВОДНИК СЛЕПОГО [25]
ВОСПИТАНИЕ, ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ЛЕГАВОЙ [4]
СОБАКА-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ [23]
ДРЕССИРОВКА СОБАК С ПОМОЩЬЮ КЛИКЕРА [7]
Форма входа

Главная » Файлы » ДРЕССИРОВКА СОБАК » ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ВЫБОРКЕ ВЕЩЕЙ
08.11.2011, 21:47

Навык выборки вещей необходим для опознания искомого человека по заданному запаху. Выборка вещей способствует развитию чувствительности обоняния собаки, совершенствованию дифференцировки запахов и является базой для приучения собаки к выборке человека по запаху вещи.

Условные раздражители — основные: команда «Нюхай» и жест — показ рукой в направлении предметов; вспомогательные: «Апорт», «Хорошо», «Дай», «Фу» (в тихой интонации) и др.

Безусловные раздражители — апортировочный предмет, ла­комство, поглаживание.

Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, пищевой реакций поведения и навыка апортировки.

К выборке вещей можно приступать только в том случае, когда собака заинтересованно обнюхивает предлагаемый пред­мет, активно ищет его с помощью обоняния среди большого количества подобных беззапаховых предметов, подносит его и садится перед дрессировщиком. Для этого отрабатываются следующие подготовительные упражнения:

приучение к спокойному обнюхиванию предмета по команде «Нюхай»;

апортировка чужих предметов, разнообразных по форме, размерам и качеству материала;

апортировка чужих запаховых предметов из 50—70 штук беззапаховых и небольших по величине.

В целях развития у собаки обонятельно-поисковой реакции целесообразно проводить следующие апортировочные упражне­ния: апортировка палочек, камней из большого количества подобных предметов и т. д; поиск сосновой шишки, желудя с запахом дрессировщика, помощника среди большого количест­ва беззапаховых.

Для контроля за работой собаки все апортируемые предметы необходимо пометить так, чтобы можно было определить, кому принадлежит каждый предмет.

В ходе подготовительных упражнений собака должна быть приучена к спокойному, заинтересованному поиску своего и чужого апортировочного предмета с последующей подноской искомой вещи к дрессировщику и усадкой перед ним. Отработка этих подготовительных упражнений имеет решающее значение, особенно при 5—6-месячном курсе дрессировки розыскных собак.

Главное здесь — приучение собаки к заинтересованной апор-тировке чужих запаховых предметов, так как конечная цель приема — выборка чужих вещей.

Приучить собаку заинтересованно апортировать вещи помощ­ника можно следующими способами:

1. Помощник возбуждает собаку на апортировочный предмет и бросает его к другим подобным предметам. Дрессировщик посылает собаку за предметом. За каждую поднесенную вещь собака поощряется лакомством. На одном занятии упражнение повторяется 10—15 раз.

2. Дрессировщики  кладут в  полиэтиленовые мешочки по 10—15 предметов и по указанию руководителя занятия обмени­ваются ими и затем каждый занимается апортировкой чужих предметов.

 

Методика и техника дрессировки.

Первым период. Задача: выра­ботать у собаки первоначальный условный рефлекс выборки вещи из 5—6 подобных запаховых предметов.

Для этого каждый дрессировщик должен в совершенстве знать и строго выполнять правила организации и проведения упражнений по выборке вещей.

Правила подготовки места для выборки вещей. Занятия по выборке вещей проводят на знакомой для собаки местности с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей (осо­бенно запаховых), на специально подготовленной площадке. В этом случае собака привыкает к обстановке, всевозможным запахам, т. е. у нее угасают ориентировочные рефлексы не новизну обстановки, что способствует быстрому образованию условного рефлекса. И, наоборот, если каждое занятие проводить на различной местности, то собака будет отвлекаться на незнако­мые запахи, новизну обстановки. Это замедлит процесс выработ­ки условного рефлекса выборки вещей.

Специальное место для выборки вещей состоит из следующих элементов. Оборудуется площадка для раскладки предметов размером 1,5X1 метр, которая выравнивается, очищается от травы, при необходимости снимается верхний слой земли (№ 1). В одном метре от площадки обозначается место для посадки собаки (№ 2). Расстояние определяется с учетом удобства управления собакой коротким поводком (его длина 1,5 метра) и так, чтобы собака видела лежащие апортировочные предметы. Справа в одном шаге от места посадки собаки обозначается площадка для вещей основного помощника (№ 3), а в одном шаге от нее — площадка для запасных вещей, запаховых или беззапаховых (№ 4) (чтобы при выборке собака не отвлекалась на предметы, находящиеся на площадках для основного помощ­ника (№ 3) и для запасных вещей (№ 4), целесообразно площадки слегка углубить; позади в 1,5 метрах от места посадки собаки — площадка для использованных вещей (№ 5).

Специально оборудованные площадки располагаются в один ряд с промежуточными расстояниями не менее 5 метров. Их закрепляют за дрессировщиками с учетом индивидуальных особенностей собак (нежелательно соседство собак, злобно относящихся друг к другу), а также степени подготовленности самих дрессировщиков. Места для выборки вещей метятся номерными указателями, установленными у площадки для использованных предметов. Дрессировщики распределяются на пары, один из двух назначается старшим, и выборку проводят, помогая друг другу.

Здесь же целесообразно оборудовать стеллажи для выветри­вания вещей (один на отделение или для каждого дресси­ровщика).

После выработки у собаки прочного условного рефлекса выборки вещей занятия можно проводить на различных участках местности.

Правила подбора и хранения предметов, используемых при выборке вещей. До начала выборки вещей упражнения по апортировке должны проводиться в целях развития у собаки обонятельно-поисковой реакции. Поэтому все предметы должны быть небольшими, в пределах 5—10 сантиметров длиной и 1—1,5—толщиной, различные по форме, цвету и качеству. На небольших предметах концентрация запаха меньше и собаке труднее обнаружить их в траве, кустах.

Для первоначальных упражнений выборки вещей целесо­образно использовать апортировочные предметы, изготовленные из твердого картона в виде треугольников, прямоугольников, кружков, предварительно перегнутых пополам (собаке удобнее поднимать их с земли). Бумага хорошо впитывает в себя запахи, удобна для переноски в карманах, к тому же используется только один раз. Это обеспечивает чистоту индивидуального запаха человека на предметах, имеющего решающее значение при выборке вещей.

Если одна и та же вещь в течение занятия применяется несколько раз — при обыске местности, апортировке, выборке вещей и ее хватают несколько собак (от каждой из них остается на предмете запах слюны), то апортировочный предмет про­питывается комплексом всевозможных запахов. Это приводит к выработке у собаки нежелательного условного рефлекса — выборки вещи не по индивидуальному запаху человека, а по силе комплексного запаха, что отрицательно влияет на подготовку розыскной собаки.

Для обеспечения (сохранения) чистоты индивидуального запаха на предметах необходимо соблюдать следующие правила:

все апортировочные предметы каждого дрессировщика должны быть обозначены или пронумерованы, чтобы исключить их обезличку;

каждому дрессировщику иметь личный пинцет и все вещи брать, раскладывать, давать обнюхивать собаке только с его помощью;


Раскладка предметов для выборки: а) в ряд, б) вразброс

ежедневно после каждого занятия выветривать вещи на специальных стеллажах, а через 3—4 занятия заменять  их;

во время занятий хранить предметы в строго определенном месте: в сумке для апортировочн'ых предметов, полиэтиленовом пакете, карманах одежды, куда запрещается класть другие запаховые предметы;

правильно пользоваться лакомством (давать только левой рукой), готовить его заранее, нарезав мелкими кусочками;

если при выборке вещей используются деревянные предметы, то их необходимо делать из различных пород дерева, чтобы не выработать у собаки нежелательную связь на специфический запах дерева;

предметы, используемые при выборке, должны быть разно­образными по форме, размерам, цвету и качеству материала.

По мере упрочения у собаки условного рефлекса выборки вещей (в конце 2-го периода дрессировки) необходимо исполь­зовать предметы, которые встречаются при выполнении служеб­ных задач, такие, как расчески, ножи, пистолеты (макеты), ключи, записные книжки, носовые платки, поясные ремни, носки, ручки, перчатки и др.

 

Правила раскладывания предметов при выборке вещей.

Расположение предметов на площадке может облегчить или затруднить работу собаки. От правильного расположения предметов (запахоносителей) зависит скорость образования условного рефлекса и его качество. Так, в подготовительном периоде дрессировки предметы располагаются беспорядочно, чтобы затормозить зрительно-ориентировочную реакцию на месторасположение искомого предмета и тем самым заставить собаку найти его среди подобных (по цвету, размерам, форме) беззапаховых предметов с помощью обоняния. Количество предметов не менее 50—70 штук.

В последующих периодах выборки вещей предметы необхо­димо раскладывать в ряд, расстояние между ними не менее 30—50 сантиметров. Это объясняется тем, что пахучие вещества обладают большой летучестью, непрерывно выделяются во внешнюю среду и распространяются в воздухе. Они могут поглощаться апортировочными предметами: наиболее сильно впитывают запахи матерчатые вещества (шерстяные, шелковые), меньше — бумажные, деревянные. Расположение апортировоч-ных предметов в один ряд способствует лучшему сохранению запаха, помогает правильной дифференцировке запахов собакой. К тому же она приучается к организованному и последователь­ному обнюхиванию всех предметов.

При расположении предметов вразброс они пропитываются разными запахами, особенно если продолжительное время лежат на площадке. В этой обстановке собаке трудно выбрать искомый предмет, она, как правило, ошибается, что отрицательно влияет на формирование условного рефлекса выборки вещей.

Правила ознакомления собаки с запахом искомого предмета. Одно из важных условий успешного приучения собаки к выборке вещей — умение дрессировщика правильно ознакамливать соба­ку с запахом искомого предмета. Для этого дрессировщик должен хорошо знать строение обонятельного анализатора и физиологию обоняния собаки.

Установлено, что острота обоняния собаки, способность дифференцировки различных запахов зависят от степени ее натренированности. Она в состоянии производить выборку вещей по чрезмерно малым дозам адсорбированных на них веществ, т. е. микрозапахам. Кроме того, собака способна обнаруживать в. смеси нескольких запахов присутствие нитро­бензола в разведении 10" , поваренной соли и хинина 10" , соляной и молочной кислоты 10~5,уксусной и муравьиной кислот 10" , а в отношении масляной и других кислот порог чувстви­тельности у собаки в миллион раз ниже, чем у людей.

В подготовительном периоде у собаки необходимо вырабо­тать условный рефлекс спокойного отношения к зажиманию морды, так как при обнюхивании рот у собаки должен быть закрыт, а также спокойного, заинтересованного обнюхивания предлагаемой вещи. Первоначально рекомендуется ее слегка смазывать веществом с запахом, привлекающим внимание собаки — рыбьим жиром, мясным отваром, консервным соком и др. (рис. 64).

Запах предмета рекомендуется давать обнюхивать 2—3 раза продолжительностью 3—5 секунд с промежутками такой же длительности.

Если собака обнюхивает запах вещи долго (более 10—15 секунд), у нее может наступить адаптация, т. е. привыкание обоняния к силе запаха (раздражителя), ведущее к потере чувствительности. Чтобы снова ощутить этот запах, необходимо усилить его концентрацию или дать временный отдых органу обоняния.

Для ознакомления собаки с запахом предмета прежде всего необходимо зафиксировать морду собаки: зажимают верхнюю и нижнюю челюсти собаки левой рукой так, чтобы рот был закрыт или прижимают (приподнимают) только нижнюю челюсть собаки.

При ознакомлении собаки с запахом предмет должен нахо­диться перед ее носом неподвижно, так как движение вещи отвлекает собаку, и она плохо принюхивается к запаху.

Положение собаки (сидя или стоя) при ознакомлении ее с запахом предмета зависит от ее индивидуальных особенностей: собак возбудимых, подвижных не обязательно сажать, а слабо возбудимых необходимо больше держать в положении сидя, чтобы на выборку вещей они шли активнее.

При выборке вещей надо учитывать особенности запаховой памяти собаки. Наблюдениями установлено, что обычная запаховая память собаки после обнюхивания вещи сохраняется не более минуты. Поэтому в процессе дрессировки необходимо постепенно увеличивать время от начала обнюхивания вещи до пуска собаки на выборку до 3—5 минут.

Общие требования к организации и проведению первоначаль­ных занятий:

упражнения по выборке вещей отрабатывать в начале занятия, когда собака в бодром состоянии. Условный рефлекс вырабаты­вается быстрее, если занятия проводятся 3 раза в день (утром, днем, вечером и, как правило, перед кормлением собак);

до выполнения упражнений выборки вещей не заниматься другими сложными специальными приемами;

предметы (запахоносители), подготовленные для выборки, должны находиться на площадке в течение 2—2,5 часа до начала упражнения, чтобы усилить чистоту индивидуального запаха путем выветривания за это время бытового и других запахов;

каждый дрессировщик упражнения выполняет или самостоя­тельно, или под руководством инструктора. Руководитель занятия при необходимости помогает им и периодически проверяет их подготовленность по неизвестным условиям;

вещи, используемые для выборки, в течение суток должны находиться в карманах спецодежды помощников;

на занятиях придерживаться следующего режима работы: при каждом подходе к площадке пускать собаку на выборку 1—2 раза;

за время одного 2—3-часового занятия выполнять 6—10 упражнений с двумя сочетаниями в каждом с перерывами 5—10 минут;

во время выгуливания собаки в перерывах между выборкой вещей запрещается заниматься с ней апортировкой;

обращение с собакой до начала и в период выборки должно быть спокойное, ласковое, без применения громких команд, сильных механических раздражителей;

за каждую выбранную вещь собаку обязательно поощрять лакомством и поглаживанием.

Ко времени начала приучения собак к выборке вещей подготовленность дрессировщика должна соответствовать сле­дующим требованиям: изучить методику и технику приучения собак к выборке вещей, а также опыт организации занятия по выборке вещей и управления собакой инструктором — дрес­сировщиком; научиться правильно раскладывать апортировочные предметы на площадке, ознакамливать собаку с запахом искомо­го предмета, пользуясь специальным пинцетом; овладеть навыками управления собакой: командами, жестом и поводком; уметь правильно и своевременно давать лакомство; уверенно и последовательно выполнять все действия, предусмотренные методикой и техникой приучения собаки к выборке вещей.

Способы приучения собак к выборке вещей. Они зависят от индивидуальных особенностей собак (степени подготовлен­ности, выраженности обонятельно-поисковой реакции поведения, возраста), продолжительности курса дрессировки и подготовлен­ности самих дрессировщиков.

Первый способ — выборка чужой вещи из беззапаховых предметов с постепенным переключением к выборке из запа-ховых. Дрессировщик на оборудованной площадке раскладывает в ряд 5—6 беззапаховых предметов, находящихся на стеллажах для выветривания или в специальном ящике (на каждые 6—0 дрессировщиков изготавливается один переносной ящик). Еще 2—3 таких же предмета кладет на площадку для запасных предметов (№ 4). Одновременно помощник оставляет 10—15 запаховых предметов на площадке (№ 3). Упражнение выполняет­ся так. После подготовки условий, через 1,5—2 часа, предвари­тельно хорошо выгуляв собаку, дрессировщик подходит к месту для выборки вещей (№ 2) и командой «Сидеть» усаживает ее у левой ноги. Затем пинцетом берет запаховую вещь искомого помощника и кладет на площадку (№ 1) к беззапаховым (каждый раз местонахождение искомого предмета должно меняться). Взяв пинцетом вторую запаховую вещь, ставит левую ногу впереди собаки, левой рукой фиксирует морду собаки (рот у собаки должен быть закрыт), а правой с помощью пинцета подносит предмет к носу собаки на 1—2 сантиметра, произнося команду «Нюхай». Во время активного принюхивания собаки (втягивания носом воздуха) поощряет ее командами «Хорошо», «Нюхай», «Хорошо» с одобрительной интонацией. После озна­комления собаки с запахом, кладет эту вещь справа, на шаг от себя, и командой «Нюхай» в сочетании с жестом посылает собаку на выборку.

Во время обнюхивания собакой лежащих вещей дрессировщик внимательно следит за ее поведением, стоит спокойно, не произносит команд. Если собака отвлекается и не обнюхивает предметы,  разрешается  повторно  подать  команду  «Нюхай».

Когда собака поднесет искомую вещь и сядет перед дрес­сировщиком, то он забирает вещь и поощряет собаку лакомством. В случае ошибки он подает команду «Фу» (в мягком тоне), забирает предмет и кладет его на место использованных предме­тов. Дрессировщик обязан выяснить причину ошибки собаки. Если собака возбудилась, то ее необходимо выгулять, если не запомнила запаха искомой вещи, вновь дать обнюхать предмет и продолжать упражнение по выборке.

Запрещается заранее готовить (брать в руку) лакомство, подавать команды «Хорошо», «Нюхай» или «Фу» в момент обнюхивания вещей на площадке (№ 1), двигаться, дергать поводком, так как это приводит к образованию у собаки неже­лательных связей на поведение дрессировщика, т. е. собака будет в последующем выбирать вещи не по запаху, а по сигналам дрессировщика. После произведенной выборки собаке предо­ставляется отдых на 5—10 минут, и упражнение повторяется. Рекомендуется повторять упражнения до 6—10 раз, что спо­собствует образованию условного рефлекса.

Выборка искомой вещи из 5—6 беззапаховых предметов проводится только на первых трех занятиях, так как у собаки быстро вырабатывается нежелательный условный рефлекс на силу запаха, т. е. собака будет брать любую вещь с запахом. Таких собак в последующем очень трудно приучить к дифферен-цировке запахов. Поэтому необходимо постепенно переключать собаку к выборке из запаховых предметов. Вначале выбирать вещи искомого помощника из 3—4 беззапаховых и 1—2 запахо­вых предметов дополнительного помощника с незначительной концентрацией запаха. Это упражнение отрабатывается на 2—3 занятиях в следующей последовательности. При раскладке предметов для выборки дополнительный помощник или руково­дитель занятия подходит к площадке для выборки (№ 1), по

указанию дрессировщика берет правой рукой 1—2 беззапаховых предмета, держит их в руке 1—2 минуты и затем кладет на прежние места. В результате на площадке для выборки будут 3 беззапаховых, 1 запаховый основного помощника и 2 предмета дополнительного помощника с незначительной концентрацией запаха. Кроме этого, целесообразно 2—3 предмета дополнитель­ного помощника иметь в запасе, если собака по ошибке схватит один из них. В том случае, когда собака взяла какую-либо вещь по ошибке, ее необходимо убрать с площадки, а на ее место класть другую из числа запасных.

Если собака уверенно выбирает искомую вещь, то условия выборки усложняются.

На каждом занятии дополнительные помощники меняются и постепенно усиливается концентрация запаха на их предметах до уровня запаха искомой вещи. Например, на площадке будут лежать по 2 беззапаховых, запаховых предмета (один из них искомого, другой — дополнительного помощников) и с незначи­тельной концентрацией запаха — всего 6 штук.

В последующие дни все предметы раскладывают одновремен­но (в том числе и вещи основного помощника). Нельзя перекла­дывать предметы с места на место, так как на том месте, где лежала вещь, остается ее запах, и собака может ошибиться. Рекомендуется менять только местонахождение искомого предмета.

По мере выработки у собаки условного рефлекса выборки вещей постепенно количество запаховых вещей увеличивается, а беззапаховых уменьшается.

Например, можно раскладывать 1 беззапаховый предмет, 3 запаховых с одинаковой концентрацией и 2 с незначительной концентрацией запаха. К концу первого периода дрессировки собака должна уверенно и активно производить выборку искомой вещи из 5—6 запаховых предметов, имеющих одинаковую концентрацию запаха.

 


Приучение собаки к выборке вещи

В целях проверки подготовленности собаки и выявления возможных ошибок дрессировщика необходимо периодически проводить выборку вещи по неизвестным для дрессировщика условиям, т. е. он не должен знать местонахождения искомого предмета. Кроме того, надо пускать собаку на выборку, когда искомая вещь на площадке отсутствует. Такие упражнения рекомендуется проводить не более одного раза за занятие и очень осторожно. После того как собака обнюхает все вещи и подойдет к дрессировщику, не подняв предмета, следует поощрить ее. Затем положить на площадку для выборки вещь искомого помощника, ознакомить собаку с этим запахом и послать ее на выборку.

Второй способ — выборка чужой вещи из предметов с запахами большой давности с последующим их уравниванием по давности и силе. Это упражнение проводится при участии 5—6 дрессировщиков, имеющих по 15—20 предметов (носителей запахов). При этом дрессировщики помогают друг другу: каждый из них, выполняя упражнение с собакой, одновременно участвует в роли основного и дополнительного помощников.

Занятие начинается с организации подготовки условий для выборки. Группа распределяется на пары, в которых каждый выполняет функции дрессировщика и основного помощника. В то же время для других пар они являются дополнительными помощниками. Затем под руководством инструктора группа, следуя в колонне от одной площадки к другой, раскладывает предметы для каждого дрессировщика. Это делается так.

По команде руководителя занятия, все, кроме дрессировщика и основного помощника, бросают по 1—2 предмета, а дрессиров­щик эти предметы раскладывает на площадке (№1) в ряд, и по одному предмету кладут на место для запасных вещей (№ 4). В таком же порядке распределяют предметы и на всех остальных площадках для каждого дрессировщика. Спустя 1—2 часа основные помощники на площадку (№ 3) кладут 10—15 предме­тов, которые будут выделяться большой концентрацией запаховых частиц, что облегчит работу собаки.

После этого дрессировщики с собаками выполняют упражне­ния по выборке вещей так же, как и при первом способе.

Через 2—3 занятия постепенно сокращается разница в давности запахов на предметах основных и дополнительных помощников до 15—20 минут и доводится до их уравнения. Но это надо делать осторожно, с учетом работоспособности собаки. В целях активизации работы собаки следует периодически выборку делать по облегченным условиям.

Для проверки степени подготовленности собаки и выявления возможных нежелательных связей в ее работе рекомендуется посылать собаку на выборку вещи, когда на площадке нет искомого предмета. Собака должна обнюхать все предметы и подойти к дрессировщику.

Третий способ — выборка своей вещи из запаховых с посте­пенным переключением на выборку чужих вещей. Этим способом приучают собак, малозаинтересованных в апортировке чужих вещей. В ходе подготовительных упражнений у них вырабаты­вается условный рефлекс активного поиска вещи дрессировщика среди большого количества беззапаховых предметов, например, палочек среди палочек и т. п.

Основное упражнение выполняется так. На площадке (№ 1) раскладывают 4—5 запаховых предметов помощников, а через 1—2 часа дрессировщик кладет свою вещь. Через 2—2,5 часа дрессировщик, хорошо выгуляв собаку, приходит к площадке (№ 1) и производит выборку своей вещи из запаховых. Упражне­ния повторяются на 2—3 занятиях по 6—10 раз. В последующем сила запаха на всех предметах постепенно уравнивается.

На каждом занятии целесообразно вещи разнообразить по форме, качеству и цвету. Кроме того, необходимо чаще прово­дить выборку по неизвестным для дрессировщика условиям. При этом обстановку должен создавать или руководитель заня­тия, или другой дрессировщик, работающий с ним в паре.

Если собака уверенно и активно выбирает вещь дрессировщи­ка из 5—6 чужих предметов, то ее необходимо переключать постепенно на выборку чужих вещей. В целях облегчения пере­хода от выборки своей вещи к чужой следует на первых 2—3 занятиях на вещи помощника нанести запах дрессировщика, прикасаясь правой рукой к одному из концов предмета помощ­ника (на искомых вещах концентрация запаха должна быть большей). Постепенно сила запаха на предметах уравнивается. За каждую правильную выборку собака поощряется лакомством.


Категория: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК | Добавил: admin | Теги: уход за собакой, ваша собака в вопросах и ответах, приучение собаки к, команды для собаки, воспитание собаки, дрессировка собаки, правила дрессировки
Просмотров: 643 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ЭНЦИКЛОПЕДИИ О ЖИВОТНЫХ
ОТКРЫТКИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ
БАРБОС - ДЕТЯМ
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Каталог сайтов Bi0 Яндекс.Метрика Каталог сайтов и статей iLinks.RU