Обнаружение собакой вещей
прокладчика следа придает дрессировщику уверенность в том, что преследование
ведется правильно. Вместе с тем наличие вещей на трассе активизирует работу
собаки по следу. Поэтому параллельно с другими усложнениями отрабатывается
бросание помощником своих вещей на следу.
На первых занятиях в целях
более быстрой выработки у собаки условного рефлекса необходимо использовать
такие предметы, к которым она проявляет повышенный интерес (заинтересованно их
апортирует) и которые хорошо сохраняют запах человека (тряпичные, деревянные).
Вначале рекомендуется
оставлять вещи посередине между углами. Добиваться, чтобы собака самостоятельно
их обнаруживала, поднимала и садилась. Затем надо подойти к собаке и, отобрав
вещь, поощрить ее лакомством и вновь пустить по следу. Если собака
самостоятельно не поднимает их, но четко обозначает местонахождение предмета,
необходимо подойти к ней, посадить рядом с предметом и дать лакомство. Этот
условный рефлекс легко вырабатывается, когда собака приучена к работе по следу
дрессировщика (помощника), унесшего апортировочный предмет.
В последующем собака
приучается к самостоятельному обнаружению вещей на следу, а также к их
облаиванию. Это необходимо потому, что в случае обнаружения предмета в ходе
преследования по запаховому следу дрессировщик обязан принять меры к сохранению
отпечатков пальцев и индивидуального запаха человека на этом предмете. К тому
же следует учесть и то, что в реальных условиях службы иногда предметы могут
быть заминированы, обработаны отравляющими веществами и т. п. Поэтому
дрессировщик обязан при обнаружении собакой предмета (по ее поведению)
ограничить ее действия, не допустить хватания предмета.
Упражнения
выполняются двумя способами.
Первый способ.
Вначале собаку приучают самостоятельно обнаруживать и поднимать вещи на следу.
За каждую найденную вещь дрессировщик поощряет собаку лакомством.
Сначала помощник
оставляет вещи у линии следа (до 3–4 штук, на расстоянии одна от другой не
ближе 200–300 метров), а в последующем забрасывает их на удаление до 10–15
метров от линии следа. Когда собака будет безотказно находить и поднимать вещи
на следу, можно приучать ее обозначать обнаруженные вещи. С этой целью помощник
оставляет на следу тяжелые вещи (вещевой мешок), а также подвешивает их или
кладет на ветви деревьев, чтобы собака не смогла их поднять или достать. При
обнаружении собакой вещи дрессировщик командой или жестом вызывает у собаки лай
и сажает ее, затем поощряет лакомством или поглаживанием в сочетании с
восклицанием «Хорошо».
Кроме того,
рекомендуется, чтобы помощник периодически укрывался в местах, недоступных для
собаки, например, на дереве, в стоге сена, помещении и т. п. При
обнаружении укрывшегося помощника дрессировщик также вызывает у собаки лай.
Если же собака не лает, то помощник своими действиями возбуждает ее на
проявление лая.
В последующем
разбрасываются обычные вещи (деревянный нож, пистолет и т. п.). В этом
случае при подходе собаки к вещи дрессировщик внимательно следит за ее
поведением и при обнаружении предмета предупреждает хватание командой «Сидеть»,
«Голос». За обнаруженную к обозначенную вещь собаку поощряет лакомством. При
выполнении подобных упражнений у собаки быстро образуется навык
самостоятельного обнаружения разнообразных вещей помощника на следу и
обозначения их проявлением лая или принятием сидячего положения.
Второй способ. В
отличие от первого способа собака с первых же занятий приучается к обозначению
вещей. С этой целью в ходе общей дрессировки предварительно отрабатываются подготовительные
приемы по приучению собаки к обнаружению и облаиванию тяжелых и подвешенных
предметов. В дальнейшем вещи оставляют на следу, так чтобы собака не смогла
схватить или поднять (подвешивают или привязывают к приколу и т. п.). Как
правило, сначала собака стремится достать или поднять вещь. Если ей это не
удается, она возбуждается и начинает лаять. В случае, если собака сама не
подает голоса, дрессировщик побуждает ее на проявление лая.
В последующем,
заметив по поведению собаки обнаружение ею предмета, по команде «Сидеть»
усаживает ее, не дав возможности схватить предмет, поощряет лакомством и вновь
направляет на запаховый след.
По мере выработки у
собаки условного рефлекса обнаружения и облаивания предметов, оставленных
прокладчиком следа, вводятся следующие усложнения:
• увеличивается
расстояние от трассы следа до вещей;
• меняется место и
способ расположения вещей (подвешивание, закапывание и т. д.);
• используются вещи
различного качества (металлические, матерчатые, бумажные и др.);
• производится
выборка вещей, для чего помощник на следу выбрасывает вещи из полиэтиленовых
мешочков с запахом других помощников.
Выборка человека в
конце следа. Это упражнение выполняется в следующей последовательности. После
проработки основного следа, задержания и короткой трепки собакой помощника на
конечной точке следа помощник вновь прокладывает след длиною 100–150 метров и
становится за укрытие с двумя другими помощниками в один ряд. Как только помощник
скрылся за укрытием, собака вновь пускается по запаховому следу и при подходе к
стоящим помощникам по команде «Нюхай» направляется на выборку искомого
человека.
Во время выборки все
помощники должны быть одеты одинаково, стоять молча, спокойно, без движений.
Если собака не проявляет активности в поиске помощника, то дрессировщик
сказывает ей помощь, направляя в сторону искомого помощника, а последний в свою
очередь делает незначительные движения, чем привлекает к себе внимание собаки и
возбуждает ее. Необходимо помнить о том, что систематическая помощь собаке
может привести к выработке нежелательных условных рефлексов, т. е. собака
в дальнейшем будет выбирать только по сигналам хозяина или помощника.
После правильней
выборки дрессировщик одобряет собаку словом «Хорошо», дает ей потрепать одежду
помощника и поощряет лакомством. Но первых занятиях упражнение следует
повторять несколько раз, помощник возвращается в группу, а дрессировщик вновь
пускает собаку на выборку.
Как только собака
начинает безошибочно производить выборку человека после проработки
дополнительного отрезка запахового следа и предварительной трепки (в этом
случае собака лучше запоминает запах помощника и его внешний вид), следует
производить выборку только в конце основного следа.
Методические советы
руководителю занятия. В целях интенсификации обучения руководитель занятия при
постановке задач на прокладку следов 3–4 помощникам указывает одну общую
конечную точку следа и проработку следов организует так, чтобы дрессировщики с
собаками подходили к конечной точке поочередно, не мешая, друг другу во время
выборки. Рекомендуется прокладывать следы к населенным пунктам. В этом случае
можно производить выборку помощника из группы местных жителей. Это упражнение в
последующем необходимо повторять лишь периодически, чтобы не снизить активность
работы собаки по запаховому следу. |