Качество работы собак ПСС значительно, снижается на
необычном для них рельефе местности и в других непривычных условиях.
Поэтому тренировка собак классов «В» и «С» должна включать и горную.
Наиболее простым методом этой подготовки является сопровождение собакой
дрессировщика на горных маршрутах различной сложности со строгим
соблюдением правил передвижения в горах. На рельефе средней трудности
наилучший путь собака выбирает сама. На трудных и опасных, — где срыв
ведет к падению, она берется на страховку.
На скальных маршрутах наибольшую опасность
представляет образовавшийся на поверхности лед, который собака зрительно
не замечает. Преодолевая крупные скальные осыпи, собака без затруднения
прыгает с камня на камень. На осыпях мелких, которые «плывут» под
ногами, многие из них испытывают страх, и неприязнь. Самыми неприятными
как для проводника, так и для собаки являются средние осыпи, с
качающимися под ногами камнями, трещинами, в которых молодые и
возбудимые собаки ломают ноги. Облегчающий прием для занятий на таких
участках — пользование микрозакопками.
Тающий пористый фирн и снег даже на крутых склонах
для собак трудности не представляет. На крутых ледовых склонах лапы
собак не держат, и они переправляются проводниками по веревочным
«перилам» и в рюкзаке, как через трещины. Заслуживает внимания факт, что
старые, опытные собаки ПСС обладают, как и многие животные высокогорья,
удивительным чувством обнаружения «скрытых» от человека опасностей, —
припорошенных снегом трещин, готовых рухнуть снежных карнизов и др.
Этой, еще не объяснимой наукой, способности следует уделять внимание.
Горные речушки глубиной по пояс человеку собаки
преодолевают вплавь или перепрыгивая с камня на камень. Большинство
собак умеют плавать от рождения, но не все могут плавать продолжительное
время. Тренировка в воде обычно производится с помощью многократных
бросаний в нее апортировочных предметов. Неприязнь собак к воде всегда
связана с отрицательными эмоциями, испытанными в раннем возрасте —
обычно, когда с целью «обучить плаванию», их насильно бросали в водоем.
Избавиться от этого недостатка можно лишь постепенным приучением с
пищевым подкреплением и ассоциацией с приятным — игрой и плаванием
вместе с дрессировщиком, который должен плыть всегда так, чтобы видеть
собаку.
Отрицательное влияние высоты над уровнем моря из-за
понижения атмосферного давления и нехватки кислорода преодолевается, как
и у человека, постепенной акклиматизацией и тренировками на различных
высотах. Поведение в высокогорье у разных собак — индивидуально. Так,
одна из наших собак, не отличавшаяся внизу ни силой, ни выносливостью,
свободно поднималась несколько раз на вершину Эльбруса (5633 м над
уровнем моря), тогда как другие, более сильные, выше 4500 м не шли.
Критической высотой является 4000 м над уровнем моря, выше которой
большинство собак теряют аппетит, становятся вялыми или, наоборот,
возбудимыми. При правильной акклиматизации — постепенном
приспосабливании организма к новым климатическим условиям — собаки
совершенно нормально выполняют поиск и другие приемы на высоте 5000 м.
Тренировка
Целью тренировки является закрепление и
совершенствование навыков, выработанных при обучении. При ее отсутствии и
редком служебном использовании в коре головного мозга собаки возникает
угасательное торможение, в результате чего выработанные навыки
постепенно утрачиваются. Поэтому главная задача тренировки — сохранять
рабочую форму, не допускать утрачивания выработанных навыков. Вторая
задача — в дальнейшем совершенствовании навыков путем увеличения глубины
закапывания источников запаха и усложнения условий их нахождения.
Физическая тренировка включает бег, прыжки, плавание и обязательно —
буксировку лыжника.
Большое количество, но нерегулярное и бессистемное
выполнение любых упражнений не только не повышает мастерство собаки, но
часто вызывает отрицательное отношение и к тренировкам, и к работе.
Тренировки собак должны проводиться строго по плану,
2–3 раза в неделю, с полной выкладкой, но без переутомления длительными
и однообразными упражнениями, которые «отбивают интерес», ведут к
заболеванию нервной системы — неврозам. Зарывание человека в снег на
глубину более 2 метров производится в глубоких траншеях на лавинном
выносе или снежном заносе. Специфическим моментом при тренировке поиску
имеет любовь собаки не только к своему проводнику, но людям вообще.
Хорошая поисковая собака, найдя и раскопав незнакомого ей человека,
визжит и прыгает от радости. Такое поведение собаки как «добронравность»
надо поощрять не только восклицаниями «Хорошо!» и лакомством, но и
проявлением такой же радости самим проводником и его помощником.
В плане тренировки с «полной выкладкой» чередуют с
«неполной», «не досыта», трудные — «предварительные закопки» предметов —
с легкими на помощниках. Такое чередование нагрузок заставляет собаку
постоянно ждать следующие занятия с радостью и нетерпением.
На спасработах в трудных метеоусловиях, когда
пострадавший находится на большой глубине, обнаружение его запаха
затруднено, собаки должны уметь делать кроме «первичного» поиска без
поводка и «тщательный» поиск на длинном поводке «челноком» или другими
способами. Достоинством первого вида поиска является обследование
большой площади за короткое время и быстрое нахождение пострадавшего,
покрытого тонким слоем снега или грунта. Второй вид позволяет тщательно
обследовать площадь поисков не только собакой, но и проводником, который
может обнаружить на поверхности мелкие, почти не пахнущие предметы
(монета, пуговица), помогающие найти пострадавшего. При «тщательном»
поиске проводник подводит собаку к границам замаркированного участка,
которые определить самостоятельно она не может. Тренировки по этому
поиску особенно полезны для собак молодых и быстровозбудимых. Выполнение
приема требует от проводника высокого мастерства: он должен
одновременно зрительно обследовать поверхность, держать собаку на
поводке, руководя поиском, и не стеснять ее свободы. Хороший результат
обучения поисковой работе дает предварительная проработка различных
приемов на «лабораторном поиске».
Занятия на участках, засоренных острыми предметами,
проводиться не должны. Однако в жизни работать в таких условиях
приходится, — куски стекла и железа в руинах строений, острые камни в
лавинном выносе и т. д. Если собаки не подготовлены к такой работе, то с
первых же шагов, порезав лапы, не только не смогут найти пострадавшего,
но и вообще выйдут на долгое время из строя. Поэтому на этих участках
должно быть проведено несколько специальных тренировок. В учебном плане
на них отводится время, когда нельзя делать закапывания — отсутствие
снега, мерзлая земля. В качестве учебного плаца используются
строительные свалки, районы сносимых строений и т. п. Источниками запаха
являются как люди, так и различные закопки, которые прячут под плиты,
куски железа, фанеры. Собаки работают обязательно в прочных бахилах.
Собаке ни в коем случае не дают раскапывать, для чего проводник, следуя
за ней на возможно близком расстоянии, при попытке раскапывания
выполняет эту работу всегда сам. Крытые траншеи с «колодцами» позволяют
делать закопки без риска травмирования. В них можно пользоваться запахом
крови, трупа, собранных предварительно на адсорбент или в емкость.
При глубоком закапывании помощника в снегу на
потолке снежной ниши — «воздушной кладовке» образуется ледяная,
блокирующая выход запаха корка, которую необходимо периодически
соскабливать.
Общими будут правила:
1) собака должна находить сначала живых людей, потом трупы и, если необходимо, определенные вещи;
2) всякая специализация повышает качество работы.
Поэтому целесообразно специализировать и собак ПСС, подразделяя их на
«лавинные» и «руинные».
Эта специализация начинается с первых учебных
занятий по разным методикам. Руинных собак обучают находить только
людей, пищевое подкрепление — минимальное. Лавинных — стандартные
закопки, с пищевым подкреплением. Тренировки в условиях сильных звуковых
и световых раздражителей обязательны для собак обеих специализаций.
Тренировка собак любого класса не ограничивается
физическими и техническими упражнениями — психический тренинг составляет
ее органическое целое. Поиск на «страшных» участках рельефа; пурга,
ливень, ураган; гром, молнии и пожарища; артиллерийский обстрел, грохот
разрушений и крики пострадавших — ко всему этому собака должна быть
приучена.
Правила обучения и тренировки — это всего лишь
«азбука», которая каждым дрессировщиком дополняется и используется с
учетом особенностей своей собаки и региона, где эти занятия проходят.
Правила обучения и тренировки:
1. Установить прочнейший контакт с собакой на основе
досконального знания всех особенностей ее поведения, индивидуального
подхода, дружеского, но требовательного отношения. Быть с ней
уравновешенным, обращаться ласково, больше общаться. Дрессировщик и
собака — неразрывное целое, будущий «расчет».
2. Заниматься только с совершенно здоровой собакой,
находящейся в рабочей форме. Кормить ее не менее чем за 2 часа до
занятий или после него.
3. Условный раздражитель, то есть команду всегда
подавать за 1–2 секунды до безусловного — механического подкрепления
(«челночный» поиск, подводка). Пищевое подкрепление, то есть лакомство
давать на протяжении всего занятия, одинаковыми порциями (нахождение,
раскапывание и др.).
4. Повторять с собакой каждый прием в зависимости от
сложности и ее поведения от 5 до 15 раз в день, интервалы между ними —
3–5 мин. Давать ей отдых, чередовать выполнение «нелюбимых» приемов с
«любимыми».
5. Команды голосом подавать четко, умеренно громко,
повелительно. Команды и жесты — всегда строго единообразны, без
дополнительных слов, окриков и движений. Правильно применять различные
интонации.
6. Использовать не только безусловные и условные
рефлексы, но и рассудочную деятельность собак. Быть максимально
внимательным к их поведению при поиске — собаки могут совершать полезные
действия, которым их не обучали. Излишняя подача команд дрессировщиком
делает собаку безынициативной.
7. Слияние (комплексирование) приемов «поиск —
раскапывание — подача голоса — подводка» всегда и везде производить в
строго определенной последовательности. Только при этом отдельные приемы
образуют единую цепь и выполняются собакой после многократных
повторений автоматически слитно.
8. Развивать и постоянно поддерживать у собаки
интерес к нахождению источника запаха. Поиск на сложном рельефе, в
трудных метеоусловиях лишь как выполнение команды не приносит
результатов.
Поддерживать у собаки бодрое, рабочее состояние, но без перевозбуждения.
9. Систематически менять место занятий, время суток,
источники запаха, среду (снег, грунт и др.), метеорологические и другие
условия, в которых производится поиск.
10. Поиск источника запаха всегда заканчивать его
нахождением. При этом поощрять собаку, кроме лакомства, восклицанием
«Хорошо!», выражением радости, лаской, игрой.
Виды и типы поиска, которые приводятся ниже, весьма
условны и схематичны. Они являются лишь основой для творческого решения,
принимаемого в каждой конкретной обстановке реального поиска, их
комбинаций, но никак не постоянным шаблоном. С собакой ПСС можно
выполнять 2 вида поиска: «первичный» — всегда без поводка, и
«тщательный» — обычно на длинном поводке или без него, держа собаку от
себя на расстоянии не более 10 м. На спасательных работах посредством
этих видов поиска проводник с собакой может делать 4 типа обследования
площади, производимые обычно в той же последовательности, в какой они
перечислены.
1. «Предварительное обследование» делается собаками
«первичным» видом во время разведки, когда проводники только намечают
зоны «А» и «Б», или направление «коридоров». Его цель — обследовать
наибольшую площадь за кратчайший срок. При нем собаке подается команда
«Ищи!», и проводник, занимаясь осмотром поверхности, ее поиском не
руководит. Собака, пользуясь полной свободой (рефлекс свободы),
обыскивает местность в угодном ей направлении. Этот тип обследования
применяется также на переходах, когда есть предположение, что
пострадавшие могут находиться на пути следования или вообще нет
уверенности, где их надо искать.
2. «Основное обследование»[9] производится также «первичным» видом, но проводник уже
руководит поиском, в то же время не стесняя инициативы собаки. Он
обычно применяется, когда поиск делается на более определенной площади
или намеченному «коридору». «Основное обследование» является наиболее
распространенным видом работы собак ПСС. Проводник управляет поиском
собаки командой «Ищи!» и жестом выбрасываемой руки в нужном направлении.
Он побуждает собаку с учетом направления ветра делать поиск зигзагами
или по другим линиям.
3. «Детальное обследование» является самым
доскональным из упомянутых типов, которое осуществляется всегда
«тщательным» поиском по линиям зигзагов (челноком) или другим линиям.
Его цель — обследовать участок так, чтобы быть уверенным в отсутствии на
нем пострадавших. При работе с молодыми, возбудимыми собаками всегда
применяется длинный поводок. Для собак уравновешенных, опытных, класса
«В» и «С» необходимость в этом обычно отпадает — проводник руководит
поиском командой «Ищи!» и жестом выбрасываемой руки. В подозрительных
местах он побуждает собаку раскапывать по команде «Копай!» и тщательно
принюхиваться. Этот тип обследования применяется на совершенно
определенных участках — зонах «А» и «Б», границы которых маркируются
красными флажками.
4. «Повторное обследование» применяется тогда, когда
«детальное» результатов не принесло, но есть основания считать, что на
данной площади имеются пострадавшие. Случается, что производившая здесь
поиск собака не могла их обнаружить из-за слишком глубокого погребения,
тяжелых метеоусловий, своих индивидуальных особенностей, ошибок
проводника и другим причинам. При этом наиболее трудном типе
обследования в зависимости от обстановки могут применяться все
вышеприведенные типы в их различных комбинациях. Работу эту выполняет
другой, наиболее опытный проводник и лучшая собака обычно в несколько
измененном направлении предшествующего поиска. «Повторное обследование»
может произвести и тот же самый проводник с собакой, проходя уже
обследованную ими площадь в обратном направлении.
Техника поиска
Каким бы способом ни доставлялись к месту катастрофы
собаки, им дают 10-минутный отдых, во время которого намечается план и
тактика поисково-спасательных работ. Собакам дают выгуляться, вдоволь
напиться и 100–200 г мяса или рыбы, если они получали пищу задолго до
выхода. Во время поиска собака не должна быть голодной, но накармливать
ее досыта также не следует. Основное кормление производится после
работы, вечером. Небольшая же порция пищи стимулирует ее нервную
деятельность, вводит организм в рабочую форму. Во время этого отдыха
дыхательные пути собаки очищаются от пыли, выхлопных газов и других
дорожных запахов. После этого им надевают шлейки, на лапы — защитные
бахилы. Проводники надевают прочную, хорошо защищающую от ожогов и травм
обувь, защитную каску, рукавицы.
У собак холерического типа ВНД не допускают
доминирования процесса возбуждения, которое мешает работе самих собак и
управление ими. Умелый проводник регулирует деятельность ЦНС собаки
своим волеизъявлением, интонацией.
Продолжительность работы собак ПСС без отдыха
зависит от множества факторов, в том числе от класса подготовленности и
возраста собаки, ее рабочей формы и самочувствия в данный момент,
сложности выполняемой работы (сила запаха, движение воздуха,
метеоусловия и проч.), типа поиска, умения и опытности проводника и
т. д. Известны случаи, когда собаки работали 8 и более часов без отдыха.
Обычно же требуется передышка через каждый час работы, чтобы очистить
нос, лапы и шерсть, напиться и проч. При работе в руинах жилых домов у
собак может произойти адаптация к бытовым запахам.
Известный альпинист и горноспасатель Чехословакии И.
Галфи так отозвался об этой стороне дела: «Успешность спасения жизней
зависит прежде всего не от спасателей и не от их собак, а от того,
насколько быстро они достигнут места происшествия».
Вот почему особенно актуальным представляется
подготовка собак ПСС непосредственно в районах, подверженных
землетрясениям и снежным лавинам.
Основными причинами вялого поиска собаками являются следующие:
• нездоровье собаки (общее или органов обоняния);
• переутомление при транспортировке и работе;
• «нежелание» собаки работать (психогенный срыв);
• неблагоприятные метеоусловия (мороз, жара);
• блокирование выхода запаха на поверхность (мокрый снег и др.);
• чрезмерная задымленность, загрязнение воздуха другими вредными примесями;
• унос запаховой информации ураганным ветром;
• чрезмерное загрязнение обследуемой площади отвлекающими запахами;
• слишком большая глубина, на которой находится источник запаха (подпороговая концентрация). |