Стандартная команда голосом, являющаяся для собаки
условным раздражителем, — лишь пусковой механизм начала поиска. Слуховые
способности собак гораздо выше человеческих. Поэтому на учебных
занятиях команды голосом подаются громкостью «ниже средней», «спокойной»
интонацией. Громкий голос и приказная интонация — это «резерв» для
работы в зоне ЧС при большом шуме, отвлечении собаки чем-либо
посторонним и проч. «Общим языком», то есть языком общения между
дрессировщиком и собакой в сложном процессе поиска-нахождения
пострадавшего, является интонация и жест. Даже в лексически
выразительнейшем языке любого народа, по данным американского психолога
Ф. Сюлже, значимость слов составляет лишь 7 %, интонация — 38 %, жесты —
55 %. При встрече двух незнакомых волков, собак, людей «разговор»
начинается посредством зрения, а не слуха. Оба партнера воспринимают
друг друга по виду, дополняя интонацией нескольких слов.
Жест, в расширенном понимании, включая движения тела
и выражение лица — выразительнейшее средство общения и у людей, и у
животных. Это относится к жесту естественному, эмоциональному, но не
надуманному стандартному «жесту дрессировки» (как команды «Ко мне!»,
«Лежать» и др.). Стандартная команда жестом удобна и хороша на учебной
площадке ОКД, но не для спецкурса ПСС и других сложных служб в полевых
условиях. Здесь жест обогащается эмоциональной напряженностью,
выразительностью движений дрессировщика «от носа до пяток».
Для полного контакта и взаимопонимания надо «слиться с собакой», работая как один организм.
При сложных, напряженных действиях, как на охоте, в
альпинизме люди общаются кроме голоса «языком невербальным», который для
собаки — не просто команда, а средство для «прямого» понимания без слов
— биокоммуникации.
Интонация, упрощенно подразделяемая на ласковую,
одобряющую, обычную, приказную и угрожающую, имеет десятки других тонов и
оттенков, например, — ободряющую, успокаивающую, возбуждающую,
командную и др. Одна и та же голосовая команда при изменении интонации
условно-рефлекторно может воздействовать по-разному. Необычная интонация
вызывает действия, не соответствующие лексическому значению команды,
подаваемой собаке. В сложных ситуациях лексика голосовой команды
затмевается «невербальным языком» при участии ЭРД и биополя. Только с
положительной эмоцией, делая поиск в трудных и опасных условиях
заинтересованно, как «любимое дело», а не вынужденное — по команде,
собака, желая также угодить своему «вожаку», ищет и находит
пострадавшего.
Например, после нескольких часов безуспешных
поисков, когда силы проводника и собаки на исходе, делают передышку.
Проводник дает собаке ее любимое лакомство, сам пьет крепкий чай,
закуривает. Дальше следует не команда, а именно «разговор»: «Алтай!
Ал-тай, самый ум-ный, са-мый сильный!.. Сейчас мы его-о най-де-ем!
Ал-та-ай, а ну да-вай, давай!..» и т. п. Удачное употребление интонации —
могучий импульс, пробуждающий большую потенциальную силу: и физическую и
психическую.
Слова «разговора» могут быть и другие, собака все
равно понимает не их, а «интонацию» и «невербальность». Эти элементы,
как музыка «волшебной флейты», делают чудеса. Это и ободрение, и
возбуждение, и подзадоривание, и призыв… Глаза собаки загорелись, ноздри
раздуваются, она делает прыжок… Несколько минут яростного поиска —
пострадавший найден.
Невербальный язык больше доступен таежному охотнику,
который близок к природе, слышит, «как трава растет», а собака понимает
и слушается без слов. В английском языке существуют и употребляются в
жизни понятия — thought-reading, thought-transfer, thought-wave, смысл
которых понять не трудно. В русском обиходе эти понятия неуклюже
переводимые как «чтение чужих мыслей, передача мысли на расстояние,
мысленная волна» не внушают доверия, приравниваются к нереальному или
«магии». Ученые относят этот вид неязыкового общения, как и жесты,
запахи, к так называемому «невербальному языку», без условной звуковой
лексики. Игнорировать близость «вербального языка» с «невербальным» было
бы нарушением метода изучения единства «природы вещей».
Практический вывод — выработку у собаки ПСС всех
навыков проводите не на «абстрактных» для нее условных раздражителях —
командах, а на «естественных» действиях, жестах. Например, начинать
обучение раскапывать — с раскапывания самим проводником, командой
«Копай!» лишь сопровождая это действие. Это разновидность
«подражательного метода», когда собака подражает не другой собаке, а
дрессировщику.
Именно понимание психики собаки, понятные ей
интонация и жесты создают взаимопонимание, прочный контакт и
привязанность. Одна из форм проявления хорошего контакта — подача
собакой голоса в ответ на свист проводника при плохой видимости на
большом расстоянии при любых обстоятельствах. Это — пример выполнения не
условной команды, а контакта на расстоянии. |