Собаки, как и люди, обладают в разной степени
контактностью и привязанностью. Но для большинства и тех и других замена
в течение курса обучения одного дрессировщика другим крайне
нежелательна во всех отношениях. У любой собаки полный контакт бывает
только с одним дрессировщиком/проводником. Упомянутая «передача
психики», позволяющая собаке работать по классу «люкс», возможна только
при одном постоянном проводнике.
Контакт и привязанность собаки вырабатываются в
процессе воспитания, обучения и общения с ней. Без контакта, то есть
тесной связи, взаимопонимания в действиях, обучение невозможно вообще.
При одинаковых условиях, у одного и того же дрессировщика контакт с
разными собаками бывает различный, что зависит не от породы собаки, а от
нервно-психических особенностей обоих. На привязанности, то есть
чувстве близости, симпатии и преданности дрессировщику целиком основан
швейцарский метод обучения. Для выработки прочного контакта необходимо
знать типологические особенности ВНД собаки, ее характер и поведение;
относиться ласково, но требовательно; быть заботливым и внимательным,
особенно в трудной обстановке. Однако всегда и везде дрессировщик —
старший, «вожак», доминант… Но доминантность дрессировщика не должна
угнетать психику собаки, подавлять ее активность, самостоятельность,
инициативу. Однако она должна всегда «быть в руках».
Какое значение имеют эти важнейшие качества составляющих «общий язык» без слов видно из следующих примеров.
Спасработник с собакой переходил ледник с закрытыми
снегом трещинами. Вдали гремело — приближалась гроза. Внезапно грохнуло
рядом. В тот же миг снежный мост, на котором стояли, рухнул, и они
оказались на дне трещины. Трещина не глубокая, но стены отвесные,
гладкие и скользкие… Проводник поднял собаку над головой и крикнул:
«Вперед!» Собака прыгнула, но соскользнула с края трещины… Еще раз… и
проводник услышал над собой лай. Команда «Домой!» — и через час собака
привела за собой группу людей.
Охотник с собакой возвращался домой через горный
отрог. Когда через него перевалили, собака вдруг взвизгнула, прижала уши
и понеслась вниз… Охотник услышал шум, но поздно. Снежная лавина сбила
его с ног, понесла вниз. Когда охотник пришел в сознание, почувствовал
на лице горячее дыхание. Он расширил ход, прорытый собакой, и выбрался
из снежной могилы…
Бывалые собаководы знают, на что способна
контактная, любящая и умная собака. В приведенных случаях собаки,
преодолев «инстинкт самосохранения», не убежали куда попало, как обычно
поступают собаки без достаточной привязанности, а каждая по-своему стала
выручать хозяина из беды.
Весьма важно, что в обоих случаях собаки приняли
самостоятельное решение, то есть в сложной, угрожающей обстановке
проявили большую самостоятельность. Специфика обучения собак ПСС
заключается в том, чтобы сделать ее максимально самостоятельной. Для
развития этого ценного качества все виды принуждения, угрожающая
интонация и жесты должны быть сведены до минимума. В трудных
метеоусловиях, дымных руинах, горах, когда собака не видит и не слышит
проводника, заставить ее производить поиск принудительно, по команде —
совершенно нереально.
Вся работа собак ПСС основана на самостоятельном
ориентировочно-поисковом инстинкте и инстинкте свободы. «Рефлекс
свободы, — указывал И.П. Павлов, — есть общее свойство, общая реакция
животных, один из важнейших прирожденных рефлексов. Не будь его, всякое
малейшее препятствие, которое встречалось бы животным на своем пути,
совершенно прервало бы течение его жизни. И мы знаем хорошо, как все
животные, лишенные обычной свободы, стремятся освободиться….
«Вымуштровать» собаку безотказному выполнению, как в
цирке, серии приемов легче, чем обучить самостоятельному, активному
поиску. Из практики хорошо известно, что чем собака больше порабощена,
то есть чем больше угнетено ее самостоятельное поведение и рассудочная
деятельность, тем труднее ее подготовить для ПСС.
В приведенных поступках собак на основе контакта и
привязанности к хозяину именно в трудной обстановке и проявилась их
рассудочная — полезная человеку деятельность. В том, что животные
мгновенно, без специального обучения смогли принять правильное решение, и
заключается незаменимая ценность ЭРД как механизма приспосабливания в
многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Вряд ли
смогли бы проявить себя так, независимо от породы, «комнатные» или
«цепные» собаки, ЭРД которых скована образом жизни. Лучший способ
изучения и развития рассудочных действий давать собакам чаще задачи на
сообразительность на учебных занятиях, прогулках, создавая обстановку,
близкую экстремальной.
На поисково-спасательных работах, проходящих всегда в
напряженной, экстремальной обстановке, собаки часто проявляют настолько
разумное поведение, что оно кажется «чудом». Из вышесказанного следует:
1) собака ПСС — это не только точнейший прибор,
индикатор запаха, но и разумный помощник, к поведению которого надо
внимательно присматриваться и больше доверять;
2) в период обучения — избегать «муштровки» собаки, которая тормозит развитие и проявление у нее рассудочной деятельности. |