К специальным навыкам ПСС относятся: поиск вещей
«пострадавшего», поиск «пострадавшего», подача голоса при нахождении,
раскапывание найденного ИЗ, за что выставляются оценки по балльной
системе. Собаки обучаются также подводке дрессировщика к найденным
источникам запаха. Для методического облегчения спецкурс ПСС максимально
приближен к программам других спецкурсов клубов собаководства. С этой
целью введены вспомогательные приемы — выборка чужой вещи, поиск по
этому же запаху «пострадавшего» и его вещей.
Согласно «Программы» составляется
план занятий: ежедневный, недельный, месячный. Всякий план обязательно
корректируется ходом учебного процесса. Всегда и везде учитываются
индивидуальные особенности дрессировщика и собаки, уровень их контакта.
Не менее важен учет места проведения занятий, метеоусловий и других
факторов, влияющих на процесс обучения.
Все нужные навыки постепенно формируются на основе
первоначально выработанных условных рефлексах. В ПСС стадии их выработки
имеют также психо-методические особенности. 1-я стадия — выработка
первоначального навыка — связывается с «закладкой» интереса к
поиску/нахождению запаха человека, пользуясь игровым элементом. 2-я
стадия — закрепления и усложнения навыка — для постоянной
заинтересованности «азартить» собаку, давать нагрузку «не досыта», чтобы собаке
постоянно хотелось искать еще. 3-я стадия — совершенствование навыка до
безотказного выполнения в разнообразных, сложных условиях — нагрузка до
полной выкладки, «чтобы узнать потолок» возможностей данной собаки. При
максимальной нагрузке во избежание нервного срыва и более тяжелого,
продолжительного заболевания ЦНС — невроза — строго следить за
поведением собаки.
Обучение собак выборке чужой вещи производится так
же, как в защитно-караульной службе. Но выбранный предмет желательно не
подносить к дрессировщику, а лишь обозначить взятием его в рот или
подачей голоса. Это нужно для того, чтобы в реальной обстановке, найдя
одежду или снаряжение, собака не покидала это место, которое в сложных
метеоусловиях может быть потеряно, а пронюхивала бы вокруг, где может
оказаться и сам пострадавший человек. В основе выработки всех навыков
лежит не «принуждение», а «наталкивание» на нужные действия, пробуждение
интереса к нему.
Начальное обучение собаки поиску «пострадавшего» и
его вещей проводится так же, как при обучении обыску местности. Затем
вводятся усложнения. У собак вырабатывают навык нахождения
зигзагообразным поиском в направлении против ветра зарытых помощника
дрессировщика и двух вещей с его запахом. Условными раздражителями при
выработке навыка являются команда «Ищи!» и жест — выбрасывание руки в
направлении посыла собаки на поиск. Вспомогательные условные
раздражители — команда «Вперед!», восклицание «Хорошо!». В качестве
зарываемых вещей используются нательное бельё помощника (планы,
рубашка), ношенное не менее суток.
Чтобы собака не подносила к дрессировщику найденных
вещей в тот момент, когда она нашла, дрессировщик энергично дает команду
«Голос!» и жест рукой. Если для собаки это трудновыполнимо, дается
вспомогательная команда голосом и жестом «Сидеть!», вещи привязываются к
вбитым колышкам или кустарнику. После закрепления у собаки начального
навыка нахождения помощника и его вещей на площади 30x30 м, ее
постепенно увеличивают до размеров 70x70 м, глубину закапывания
увеличивают до зачетной. Важным моментом для занятий является четкая
маркировка углов учебного участка красными флажками, хорошо заметных
дрессировщику со старта.
Занятия на одном участке не следует проводить больше
трех раз подряд, иначе у собак вырабатывается привычка искать только в
знакомых им местах. Во втором периоде занятий на учебном участке с целью
усложнения поиска, кроме обычных закопок вещей помощника, делаются
«ложные закопки», то есть вскапывание поверхности без зарывания вещей.
Самое главное, что не должен забывать дрессировщик
на всех занятиях — поддерживать у собаки постоянный интерес к поиску.
Иногда собаке надо дать отдохнуть, иногда — развлечь игрой или переменой
обстановки. Поиск всегда и везде должен заканчиваться нахождением
источника запаха. Если собака не в состоянии найти его самостоятельно,
дрессировщик помогает ей подведением к закопке. Если забыто место
закапывания, он должен незаметно подбросить дополнительную вещь
(варежку, носовой платок).
На начальном этапе обучения поиску собака поощряется
лакомством и одобрительными восклицаниями после каждого нахождения ИЗ.
Позже лакомство дается только при особенно быстром и четком выполнении.
При нахождении укрытого помощника дают и дрессировщик, и помощник, что
повышает заинтересованность собаки нахождениям, ускоряет выработку
начального навыка.
Хороший дрессировщик постоянно держит собаку в своем
биополе, не допуская ее отвлечения на ненужные раздражители, стимулируя
поиск ИЗ бодрящей, побуждающей интонацией. Играют роль не слова
команды, а нужная интонация — в данный момент. Чтобы ее «держать в
руках», одних команд и окликов недостаточно. Команда «Ищи!» лишь
пусковой механизм начала поиска, как, например, сигнал «Старт!» для
бегуна. Он сделал рывок… дальше бежит под одобрительную интонацию
болельщиков.
В связи с тем, что на закапывание человека по
сравнению с вещью идет значительно больше времени и невозможно в сырую
погоду, половина занятий может без ущерба проводиться на одних вещах.
При закапывании человека в снег или грунт перед лицом его оставляют
свободное пространство для дыхания — «воздушную кладовку». Для этого
«пострадавшего» кладут головой под хвойный шатер молодой елочки или
сооружают над головой свод из глыб снега, досок. При зарывании в очень
сыпучий снег и грунт над головой закапываемого ставят обыкновенную
плетеную корзину или деревянный ящик с щелями для воздуха, исключающими
гипоксию.
Схемы учебных поисков:
1. средний этап — «пострадавший» и две его вещи,
2. последний этап испытания — 2 незнакомых «пострадавших»
Безупречная подача голоса является важнейшим навыком
ПСС, поэтому собаки с дефектами голоса и так называемые «молчуны»
отбраковываются. На занятиях и в работе собаки в ответ на какой-либо
раздражитель (чужая собака и проч.) лают инстинктивно. Поэтому в ПСС от
собак требуется при нахождении «пострадавшего» не беспорядочное
облаивание, а строго определенная, трехкратная подача голоса. Приступать
к отработке этого навыка следует с первого же занятия. Для того чтобы
научить собаку трехкратно подавать голос и закрепить этот навык,
достаточно всякий раз после третьей его подачи, моментально воскликнув
«Хорошо!», сунуть ей в рот лакомство. Сильно возбудимым собакам после
третьей подачи можно сунуть в рот рукавицу, зажать рот рукой. В
зависимости от поведения собаки выполнение этого приема по команде
голосом и жестом целесообразно чередовать с раскапыванием источника
запаха. Оральное сигнальное поведение — лай, вой проявляется у собаки,
как и у волка для подзыва вожака стаи, при нахождении нужного ИЗ.
Укрытие «пострадавшего» на учебных занятиях:
1 — с перекрытием из жердей, досок;
2 — в рыхлом снеге, грунте с деревянным ящиком;
3 — в нише глубокой траншеи, забрасываемой снегом
Раскапывание интересующего собаку источника запаха
заложено в ее инстинкте. Но собака может быть и не заинтересована в
зарытой дрессировщиком вещи. Поэтому с первых же занятий собаку обучают
раскапыванию по команде «Копай!», сочетая его, по обстановке, с подачей
голоса. При выработке этого навыка зарывают любимый апортировочный
предмет или крупную кость на глубину 15–20 см, и дрессировщик, разрывая
ее своей ногой, подает команду «Копай!». В дальнейшем его движения ногой
будут служить собаке жестом для раскапывания источника запаха без
команды голосом. Иногда дрессировщику приходится брать лапы собаки в
руки и, копая ими, повторять «Копай!», «Хорошо!». За энергичное
раскапывание собака поощряется, но грызть и переносить найденный предмет
не разрешается. При раскапывании нор грызунов и нечистот дается команда
«Фу!». Закрепив первоначальный навык раскапывания источника запаха с
одновременной подачей голоса, предмет с знакомым собаке запахом
заменяется другими, незнакомыми.
На заключительном этапе дрессировки весь комплекс
выработанных у собаки навыков поиск — раскапывание — голос доводится до
автоматической слитности, то есть они сливаются в единый комплексный
поисковый навык. Чтобы добиться этого, в процессе занятий нужно
постепенно прибавлять к знакомому собаке приему следующие (знакомые ей в
отдельности) и многократно повторять их в строго определенной
последовательности. Так, для выработки вышеуказанного комплекса
соответствующие команды «Ищи!», «Копай!», «Голос!» всегда и везде
подаются собаке только в данной последовательности. При соблюдении этого
правила после многократных повторений вырабатывается определенный
динамический стереотип — комплексное действие организма, полученное на
нескольких раздражителях в строго определенной последовательности — и
собака будет выполнять все три приема лишь по одной команде «Ищи!». В
психофизиологии это называется цепным условным рефлексом. Прибавление
каждого следующего приема к начальным следует делать не на стадии
выработки первоначального навыка, а лишь после его прочного закрепления.
Выработка у собаки комплексного навыка поисковой работы возможна лишь
при строгом соблюдении основных принципов обучения: системность,
регулярность, последовательность, постепенность перехода от простого к
сложному.
Одним из видов тренировок собак, стимулирующих и
разнообразящих повседневные, являются соревнования: какая собака находит
ИЗ быстрей, какая делает более четко оповещение и подводку. Только
регулярные тренировки сохраняют все приобретенные навыки и
совершенствует их. |