Б          А         Р         Б        О         С  
                             сайт для всех любителей  домашних и диких животных и природы  
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
СОБАКИ
КОШКИ
АКВАРИУМ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Категории раздела
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК [81]
ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ОХОТНИЧЬИХ СОБАК [30]
ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА [37]
ДРЕССИРОВКА СОБАКИ-СПАСАТЕЛЯ [21]
СОБАКА СОПРОВОЖДЕНИЯ [13]
СОБАКА - ПРОВОДНИК СЛЕПОГО [25]
ВОСПИТАНИЕ, ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ЛЕГАВОЙ [4]
СОБАКА-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ [23]
ДРЕССИРОВКА СОБАК С ПОМОЩЬЮ КЛИКЕРА [7]
Форма входа

Главная » Файлы » ДРЕССИРОВКА СОБАК » ДРЕССИРОВКА СОБАКИ-СПАСАТЕЛЯ

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СОБАК-СПАСАТЕЛЕЙ
26.01.2012, 10:48

Принципы обучения

Системность — установление определенного порядка на основе планомерного расположения и взаимной связи ее частей, которые бывают и не близкими, по своему существу. Системность обеспечивает выполнение самой трудной работы, превратив «бездорожье» в удобную для продвижения «дорогу». В зависимости от выбранного направления системы могут различаться.

Система подготовки конкретной собаки ПСС состоит в том, чтобы, пользуясь данной книжкой и другими, составить собственную систему подготовки — с учетом своих конкретных условий, своих личных способностей, индивидуальности своей собаки. Все должно быть «разложено по полочкам» и как в библиотеке с миллионами книг библиотекарь не ищет нужную книгу, а благодаря системе их расположения лишь поднимает руку и снимает с полки.

Регулярность — равномерное и правильное выполнение по времени действий: кормления, учебных занятий, тренировок и др. Всякий здоровый организм и собаки и человека без часовой стрелки, подсознательно и в силу явления биоритмии стремится к регулярности своей жизнедеятельности. Она обеспечивает здоровье и максимально активную деятельность. Результаты учебных занятий и тренировок без их регулярности весьма незначительны и сводятся на нет. Больше того, нерегулярный образ жизни приводит к ослаблению и нарушению физической и психической деятельности, заболеваниям и преждевременному старению собаки.

Последовательность, ярко выраженная в выработке у собаки поискового комплекса «Ищи — копай — голос — веди», следует неукоснительно применять на всех учебных занятиях и тренировках. Непрерывное следование одного действия за другим в определенном порядке — необходимое условие выработки динамического стереотипа во всякой деятельности. Важно, чтобы выработка у собаки нового сложного навыка делалась из закономерного вытекания последующего действия из предшествующего с включением в работу рассудочной деятельности.

Постепенность перехода от простого к сложному и качественно и количественно известна всем на примере личного изучения математики, игре в волейбол или хождению с рюкзаком.

Избежать ошибок при подготовке и работе с собаками ПСС помогает четкое представление и использование в практике «законов» 1-й и 2-й сигнальной системы. Это избавляет и от мешающих антропоморфизма и упрощенчества «дрессировки» только на условных рефлексах. Обе эти системы — способы регуляции поведения человека и животных в их жизни. Весь окружающий мир воспринимается головным мозгом в виде сигналов, улавливаемых или непосредственно органами чувств как ощущения формы, запаха, звука — 1-я сигнальная система, или посредством знаковой системы письменного языка — 2-я сигнальная система.

Благодаря тесному взаимодействию обеих систем 1-я сигнальная система человека качественно отличается от собачьей и других животных. Но «именовать» 2-ю сигнальную систему, передающую социально-исторические ценности посредством только языка, только в человеческом обществе, — «высшей» не совсем верно, так как первобытные и некоторые обитающие ныне племена живут без письменного языка, передавая свой опыт потомству. Возможно, и у собак, имеющих с человеком общение через биополе, невербальный язык, рассудочную деятельность, есть какое-то «дополнение» к 1-й сигнальной системе. Для обучения и работы с собакой важнее не название «дополнений», а понимание собаки не только по глазам, но по «кончику ее хвоста». Важно и умение вырабатывать, при необходимости, и рефлексы 2-го, 3-го порядка.

При выработке у собак навыков ПСС одновременно подается команда голосом и жестом, более понятным ей, как «общий» — невербальный язык. Команда только голосом — чисто условное звукосочетание, непонятное и человеку, незнающему данного языка. Случается обучать собаку выполнять прием по команде жестом позже, посредством уже выработанной голосовой команды. Рефлексы, выработанные на основе ранее приобретенных навыков, не подкрепляемые безусловными раздражителями, — это условные рефлексы 2-го, 3-го и большего порядка. Образование условного рефлекса 2-го порядка видно на примере обучения собаки работать по жестам при управлении ее поведением на расстоянии. Навыки обыска местности вырабатываются по принципу формирования условных рефлексов 2-го и 3-го порядков. Этим методом можно вырабатывать весь комплексный поисковый навык. Если же каждый навык вырабатывается отдельно, а затем соединяется в единый, то метод называют «комплексированием».

Подводка к найденному источнику запаха является заключительным этапом обучения собаки по клубной программе. Она состоит в том, чтобы собака, обнаружив ИЗ, трижды подала голос, затем, подбежав к находящемуся на расстоянии дрессировщику, подала еще раз голос и по команде «Веди!» подвела его к месту нахождения. Метод выработки этого комплексного навыка (рефлекс 2-го порядка) таков. Дрессировщик держит собаку на длинном поводке у старта. Помощник на виду у них удаляется на 10–12 м и прячется. Дрессировщик командой «Ищи!» посылает собаку на поиск. Найдя без затруднений помощника, собака подает голос. Дрессировщик подзывает собаку к себе. Если она плохо реагирует на зов, подкрепляет команду поводком. Вернувшись к дрессировщику, собака еще раз подает голос. Дрессировщик укорачивает поводок, дает команду «Ищи!» — «Веди!» и следует за собакой Так повторяется до тех пор, когда собака будет подводить по одной команде «Веди!». Подведя дрессировщика к помощнику, собака получает лакомство. Этим завершается комплексный поисковый навык из 4 приемов: поиск — раскапывание — голос — подводка.

Тренировочные занятия по подготовке к испытаниям следует проводить на участках с пересеченным рельефом. Чем он более пересеченный, тем более сложное движение воздушных потоков на поверхности. Тренировки с закапыванием человека проводятся по следующей методике. После выборки вещи незнакомого собаке помощника, который в дальнейшем будет «пострадавшим», дрессировщик и собака удаляются в укрытие, исключающее видимость участка. В это время «пострадавший» заходит на участок с одной из боковых границ не ближе 20 м от старта и закапывает на зачетную глубину две свои вещи на расстоянии одна от другой 20–30 м.

Снег (грунт) слегка утрамбовывается. В качестве отвлекающих запахов на расстоянии 5-10 м от зарытых вещей делаются 2 «ложные закопки» и петли следов второго помощника. Затем в конце участка второй помощник зарывает «пострадавшего». Поблизости делаются еще 2–3 «ложных закопки».

Дрессировщик с собакой выходят на старт. По сигналу инструктора он отстегивает поводок и посылает собаку командой «Ищи!» на поиск. Сам дрессировщик следует в 10–15 м за собакой по средней линии участка, отходя не более 10 м в сторону. Если собака пытается выйти за границу участка, он привлекает ее внимание кличкой и руководит дальнейшим поиском командой и жестом. Собака должна начать поиск зигзагообразными параллелями с расстоянием между ними 5–7 м и показать вблизи старта уменье работать «челноком». В дальнейшем, если она взяла запах верхним чутьем, то может, прекратив «челнок», устремиться к нему напрямик. При нахождении «пострадавшею» и его вещей она должна, начав раскапывать, подать трехкратно голос и подвести к ним дрессировщика. Полное раскапывание всех ИЗ делает дрессировщик лопатой. Точно так же проводятся и сами испытания собаки для получения диплома по клубному спецкурсу ПСС.

При выработке у собаки навыков ПСС дрессировщики нередко допускают следующие ошибки:

1. Проведение начальных занятий по поиску на участке сильно загрязненном отвлекающими запахами, что затрудняет выработку навыка.

2. Долгое занятие с собакой на одном и том же участке, в результате чего она, привыкнув к нему, плохо ориентируется и делает поиск на новом, незнакомом ей.

3. Однотипное закапывание помощника и предметов — на одинаковом расстоянии друг от друга, в одних и тех же местах учебного участка.

4. Частое наведение собаки на источник запаха, то есть излишние подсказки, которые необходимы лишь на первых занятиях.

5. Излишнее сдерживание собаки поводком для соблюдения правильных зигзагов «челночного» поиска. Частое понукание собаки и недоверие ее чутью.

6. Применение на занятиях одного и того же помощника и его вещей, в результате чего собака привыкает искать лишь этот знакомый ей запах.

7. Закапывание в качестве вещей не ношеного белья помощников или употреблявшегося на занятиях долгое время и потерявшего запах.

8. Нарушение последовательности подачи команд при выработке комплексного поискового навыка «Ищи — копай — голос — веди».

Нахождение незнакомца. Собака, сдавшая испытания по клубному спецкурсу ПСС, — это полуфабрикат. На службе собаки должны находить ИЗ под более толстым слоем различных сред и разном направлении ветра. И, самое главное, дифференцируя запах человека от запаха его вещей, находить его всегда первым. Эти навыки совершенствуются путем постепенного увеличения глубины закапывания ИЗ по заранее составленному плану тренировок, посылая собаку на поиск в разных направлениях по отношению к ветру.

Принцип обучения нахождению незнакомого «пострадавшего» заключается в том, что вместе со знакомым собаке по запаху человеком закапывается незнакомый. Собака, легко находя знакомого, постепенно приучается находить и незнакомого «пострадавшего», то есть переключается на нахождение любого незнакомца. Добронравность собаки для этого обязательна.

Обонятельная рецепция собаки ПСС одинакова на запах человека как знакомого, так и незнакомого. При поиске незнакомцев она не дифференцирует запахи людей.

Последовательность «переключения».

1. Дрессировщик с собакой в укрытии. После маскировки его помощников на учебном участке он выходит с собакой на старт и руководит поиском.

2. Знакомый собаке помощник вместе с незнакомым замаскированы на участке рядом в одной траншее. Дрессировщик пускает собаку на поиск, и она находит обоих помощников по знакомому запаху одного из них.

3. Помощники маскируются с таким расчетом, чтобы незнакомый находился ближе к старту и под меньшим укрытием, чтобы при поиске собака обнаружила сначала его.

4. Оба помощника маскируются на одинаковом от старта удалении с расстоянием друг от друга 3 метра, которое позже увеличивается. Собака без особого затруднения находит и знакомого и незнакомого.

5. После того как собака будет легко находить одного незнакомого помощника в различных местах участка, маскируются и закапываются новые незнакомые собаке люди и вещи с их запахом.

В связи с тем, что запах человека отличается от его запаха на вещах, собаки, легко дифференцируя их, нередко предпочитают находить сначала человека, а потом его вещи без всякого обучения. Чтобы собаки всегда и везде находили сначала самого человека, не обращая внимания на вещи с его запахом, рекомендуется следующая методика поэтапных занятий. В них используется привязанность собаки к дрессировщику — сильнейший стимул для быстрой выработки многих навыков. Поиск производится в направлении навстречу ветру.

1-й этап. Собака, дрессировщик и его помощник на старте. Дрессировщик передает собаку помощнику и, двигаясь по середине учебного участка, на виду у собаки разбрасывает налево и направо несколько предметов. Он возбуждает собаку, произнося ее кличку, затем прячется на расстоянии 25–30 метров от старта. Помощник подает команду «Ищи!», отпускает собаку, которая в возбужденном состоянии, не обращая внимания на предметы, устремляется в направлении дрессировщика и быстро его находит.

2-й этап. Собака находится в укрытии и не видит разбрасывания предметов и закапывания дрессировщика. На этом и последующих этапах заход людей на участок делается с его задней или боковых сторон. Это осложняет поиск собаки, так как пойти по запаховому следу со старта она не может.

3-й этап. После того, как у собаки будет закреплен навык находить сначала человека, закапывают вместе помощника и дрессировщика.

4-й этап. Вместо помощника закапывается незнакомый собаке человек, затем 2 незнакомца. На участке разбрасываются предметы с отвлекающим запахом дрессировщика, которые собака находит только после незнакомых людей.

В зависимости от конкретной обстановки и поведения собаки можно несколько изменить план занятий, этапы сжать или растянуть введением промежуточных. Всякий раз, когда собака находит первым человека, она поощряется усиленной порцией лакомства, восклицаниями «Хорошо!» и др. Все попытки разыскивания предметов до нахождения человека «гасятся» командами «Вперед!», «Ищи!», ни в коем случае не «Фу!».

Для обучения и тренировки каждой собаки нахождению «незнакомца» требуется большое количество статистов, запах которых собаке неизвестен. Один и тот же статист может быть использован не более 3-х раз с недельными перерывами.

Особенности поведения

Среди собак, отобранных для подготовки по курсу ПСС, встречается большое разнообразие по типу ВНД, реакции поведения, индивидуальным особенностям. У собак с преобладающей пищевой реакцией поведения начальный поисковый навык можно выработать лишь с помощью подкрепления лакомством после каждого нахождения источника запаха. Со временем у них обычно пробуждается и ориентировочно-поисковое поведение. Занятия лучше проводить с голодной собакой, лакомство дается небольшими кусочками. На первом этапе обучения подкрепляются все поисковые действия, на втором, с упрочением условного рефлекса — лишь отдельные, которые собака выполняет четко, без ошибок.

В жизни редко встречаются чисто выраженные типы поведения, обычно они — смешанные. Отмечены случаи, когда собаки с пищевым поведением на равнине в горах ярко проявляли ориентировочно-поисковые. После спуска их вниз реакции поведения чередовались.

Для обучения собак с преобладающей ориентировочной реакцией хорошие результаты дает подражательный метод. На раздражители, отвлекающие собаку во время занятий, вырабатывают торможение путем постепенного приучения к ним. Занятия начинают на закрытой местности с отсутствием отвлекающих факторов. По мере выработки условных рефлексов проявление ориентировочных — слабеет. На раздражители сверхпороговые — по силе или продолжительности — в ЦНС собаки возникает запредельное торможение, охраняющее нервные центры от перевозбуждения.

При ориентировочно-поисковом поведении со зрительной выраженностью собаки отвлекаются на движущиеся объекты, — автомашины, домашний скот и другие отвлечения от работы по запаху. Начальные занятия с такими собаками следует проводить на пустынной местности, в темное время суток, постепенно приучая не реагировать на движущиеся предметы.

У некоторых собак реакция привязанности к хозяину делает их при поиске несамостоятельными, пассивными. Для избавления от этих недостатков проводнику следует проявлять минимальную ласку, корм собаке дают другие проводники, давать ей больше общаться с собаками в отсутствии проводника.

Существуют различия в методике обучения собак и различных типов ВНД, возраста, пола, воспитания, физической подготовленности, индивидуальных черт. Каждый проводник должен изучить и чувствовать индивидуальность своей собаки, как самого себя. Есть двойники, как у людей, так и у собак по внешности, но нет двойников по поведению. Общим в последовательности совершенствования будет «формула»:


Категория: ДРЕССИРОВКА СОБАКИ-СПАСАТЕЛЯ | Добавил: admin | Теги: рефлексы собак, воспитание служебных собак-спасател, собаки патрульно-спасательной служб, дрессировка служебных собак, навыки служебных собак
Просмотров: 626 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ЭНЦИКЛОПЕДИИ О ЖИВОТНЫХ
ОТКРЫТКИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ
БАРБОС - ДЕТЯМ
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Каталог сайтов Bi0 Яндекс.Метрика Каталог сайтов и статей iLinks.RU