Собака — проводник слепого
предназначена для оказания помощи человеку, потерявшему зрение, чтобы
ориентироваться на местности и без помощи зрячего человека. Для
дрессировки могут быть использованы собаки различных пород: немецкие
овчарки, колли, эрдельтерьеры, ротвейлеры и другие не очень крупные, но и
не мелкие, уравновешенные, спокойные, доверчивые, с хорошо развитым
зрением и слухом.
Дрессируют собак-проводников в основном в школе Общества слепых.
Начальную дрессировку собак проводит
инструктор-дрессировщик, хорошо изучивший движение слепого в разных
условиях, методом умелого подражания. Он использует при этом трость или
палку. Чтобы помочь человеку, потерявшему зрение, при тренировке собак
необходим зрячий помощник.
До дрессировки по специальному курсу собака должна пройти курс ОКД и быть очень послушной.
К специальным навыкам собак —
проводников слепых относятся: движение впереди слепого по пути,
свободному от препятствий, с изменением темпа (быстроты движения);
выполнение поворотов в различных направлениях; остановка перед
препятствиями и их обход; подъем по лестницам, естественным
возвышенностям и спуск; правильное движение (вождение слепого) в
населенных пунктах; по определенному маршруту. Для дрессировки и
использования собаки — проводника слепого необходима специальная шлейка,
состоящая из грудного ремня шириной до 25 мм, длиной до 80 см с пряжкой
на конце. К ремню в 18–20 см от пряжки крепится поперечный ремень
длиной 20 см, от него — второй (45 см). На конце ремня есть отверстия
для застегивания. В поперечный ремень в 10 см от грудного вшивают кольца
для крепления поводковой дужки, между ними нашивают ограничители из
мягкой кожи длиной 10 см, между которыми и грудным ремнем оставляют люфт
5–8 см. Ограничители одним концом вплотную прикрепляют к поперечному
ремню, вторым — на расстоянии 5–7 см от него. Поводковую дужку делают из
проволоки (железной, медной и др.) диаметром 4–5 мм и длиной до 1 м.
Стержень проволоки обшивают мягкой кожей, подбитой материей. К концам
дужки пришивают пряжки для крепления к кольцам поперечных ремней.
Приучают собаку к специальной шлейке так же, как и к обычной.
Движение впереди слепого по пути, свободному от препятствий. Изменение темпа движения. Этот навык вырабатывают, чтобы приучить собаку двигаться слева и впереди дрессировщика (слепого) в среднем темпе.
Условными раздражителями являются
команды «Вперед!» и «Тише!», безусловными — воздействие дуговым
поводком, лакомство и поглаживание.
Занятия проводят на пешеходной
дорожке, тропе, на парковой дорожке, тротуаре, которые лишены каких-либо
препятствий и расположены вдали от отвлекающих раздражителей.
Навык вырабатывают следующим образом.
Выгуляв собаку, дрессировщик ставит ее у левой ноги и, подав команду
«Вперед!», начинает двигаться, стараясь несколько отстать от собаки. Как
только она забежит вперед (в пределах дугового поводка), дрессировщик,
повторив команду «Вперед!», поощряет ее восклицанием «Хорошо!». Если
собака сильно тянет дрессировщика за собой, он подает команду «Тише!» и
воздействием поводка снижает темп ее движения, после чего поощряет.
Пройдя расстояние 200–300 м, он таким же путем возвращается обратно.
На следующих занятиях маршрут
увеличивают от 0,5 до 1 км, места занятий меняют, вводят отвлекающие
раздражители. В пути дрессировщик, применяя команду «Стоять!», делает
неожиданно для собаки 1–2 остановки. Постепенно собака приобретает навык
по команде «Вперед!» идти впереди дрессировщика в желаемом для него
темпе. За это ее периодически поощряют восклицанием «Хорошо!» и ла ком
ством.
Выполнение поворотов в различных направлениях.
Изменение направления движения — это усложнение предшествующего навыка,
которое обеспечивает выполнение собакой различных поворотов на маршруте
движения.
Условные раздражители — команды
«Вправо!» и «Влево!», вспомогательный условный раздражитель —
восклицание «Хорошо!», безусловные — воздействие дуговым поводком и
поглаживание собаки.
Для занятий выбирают пешеходный маршрут с разветвлением дорог, троп, парковых дорожек и т. д.
Идя с собакой в среднем темпе по
маршруту, дрессировщик, увидя поворот, замедляет шаг и, подав команду
«Вправо!» или «Влево!», воздействием дугового поводка побуждает собаку
повернуть в желаемом направлении. Правильный поворот поощряется
восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием собаки. Чередуя повороты в
различных направлениях, дрессировщик приучает собаку хорошо различать
команды «Вправо!» и «Влево!» без воздействия поводком.
Остановка перед препятствиями и их обход
Эти навыки имеют большое значение в работе собаки — проводника слепого,
так как собака должна своевременно предупреждать человека, потерявшего
зрение, о препятствиях на пути и уметь обходить их.
Условными раздражителями при
выработке навыка являются команда «Стоять!», вид и положение
препятствий; вспомогательными — команда «Фу!» и восклицание «Хорошо!»,
безусловные раздражители — воздействие дуговым поводком, поглаживание и
лакомство.
Для занятий выбирают двор, тротуар,
парковую дорожку или другие места, где собаку не могут отвлечь сильные
посторонние раздражители (люди, животные, транспортные средства). На
расстоянии 40–50 м друг от друга размещают различные препятствия. В
качестве наземных сплошных препятствий используют доски, жерди, трубы и
др., в качестве боковых — скамейки, ящики, бочки, короткие доски и т. п.
В качестве высоких препятствий используют бельевую веревку с
тряпочками, рейку или перекладину, которые устанавливают на уровне груди
человека.
Навык вырабатывается следующим
образом. Перед препятствиями дрессировщик замедляет шаг и, подав команду
«Стоять!», прекращает движение и постукивает палкой о препятствие.
Собаку, если она остановилась, поощряют поглаживанием и лакомством.
После небольшой выдержки препятствие отодвигают в сторону, и движение
продолжается.
Если собака пытается самостоятельно
обойти боковое препятствие, например справа, дрессировщик поощряет ее
восклицанием «Хорошо!». При этом он помогает собаке так обойти
препятствие, чтобы он находился с правой стороны от нее на расстоянии
0,5 м. Правой рукой дрессировщик постукивает по препятствию палкой или
тростью. Так же обходят препятствие с другой (левой) стороны.
При подходе собаки к препятствию выше
ее роста дрессировщик останавливает ее и, постукивая тростью или палкой
по препятствию, привлекает внимание собаки, после чего заставляет ее
обойти препятствие. Собаку также приучают проходить между близко
стоящими препятствиями, для чего дрессировщик направляет ее в проход
между ними. Правильные действия собаки поощряются восклицанием,
«Хорошо!», поглаживанием и лакомством, а неправильные пресекаются
командой «Фу!» и воздействием поводком.
Подъем по лестницам, естественным возвышеннстям и спуск с них.
Условные раздражители — команды
«Вперед!», «Тише!»; вспомогательный — восклицание «Хорошо!»; безусловные
раздражители — лестница, поглаживание, лакомство и воздействие
поводком.
Навык вырабатывается следующим
образом. Подведя собаку к лестнице, ведущей с первого этажа на второй,
дрессировщик, постучав тростью по первой ступени, подает команду
«Вперед!». Поднявшись на первую ступень, он воздействием поводка и
командой «Тише!» приостанавливает собаку, после чего вновь посылает ее
на вторую ступень, и т. д. На лестничных площадках выдержку несколько
удлиняют. В конце подъема собаку поощряют лакомством.
Перед естественными подъемами и
спусками (насыпь, ров, овраг) собаку останавливают и тростью проверяют
крутизну подъема (спуска). Подъем и спуск осуществляют по командам
«Вперед!» и «Тише!» в замедленном темпе.
Вождение слепого в населенных пунктах. Воспитание этого навыка обеспечивает работу собаки в городе и других населенных пунктах.
Условными раздражителями при
выработке навыка являются команды «Вперед!», «Тише!» и «Стой!»,
вспомогательными условными и безусловными раздражителями — воздействие
на собаку поводком и поглаживание.
Дрессировку начинают, приучая собаку
не отвлекаться на различные посторонние раздражители. Для этого с ней
гуляют по улицам, бульварам, в местах скопления людей, вблизи
транспортных средств. Делать это надо со «щенячьего возраста». В
дальнейшем дрессировщик, используя ранее выработанные навыки, приучает
собаку двигаться по улицам с соблюдением правил уличного движения.
При переходе улицы вначале используют
команду «Стой!» и ослабляют поводок. При переходе улицы подают команду
«Вперед!» и поводок натягивают, тростью прощупывают конец или начало
тротуара. При ходьбе по тротуару следует двигаться по правой стороне
(0,5–1 м от проезжей части улицы). Собака постепенно приучается
самостоятельно останавливаться перед движущимся транспортом и переходить
улицу в его отсутствие. Повторными упражнениями можно приучить ее
различать сигналы светофора или постового.
Вождение слепо го по определенному маршруту.
Условными раздражителями при
выработке навыка являются команды, обозначающие конечный пункт маршрута,
например «Работа!», «Домой!», «Магазин!», «Парк!» и т. д.
Вспомогательный условный раздражитель — восклицание «Хорошо!»,
безусловные — лакомство, поглаживание. Собаку можно приучить двигаться
по нескольким маршрутам, но последовательно, начиная с более простого.
Отработав один маршрут, переходят к другому. Если к маршруту собаку
приучает не дрессировщик, а хозяин, необходим зрячий помощник, идущий с
правой стороны от собаки и несколько сзади. Он своевременно
предупреждает слепого о поворотах и препятствиях, дает правильное
направление.
Движение по маршруту начинают с
подачи соответствующей команды, например «Магазин!». Во время движения
команду периодически повторяют в сочетании с восклицанием «Хорошо!». В
конце маршрута делают остановку, собаку поощряют поглаживанием и
лакомством. После непродолжительного отдыха, подав команду «Домой!»,
проделывают обратный путь.
Через несколько занятий слепой идет
по маршруту с собакой самостоятельно, а помощник наблюдает за ним и
оказывает при необходимости по мощь.
В конце курса дрессировки собака
должна привыкнуть к слепому (хозяину). Для этого хозяину следует кормить
и выгуливать собаку, ухаживать за ней. Под руководством дрессировщика
он должен усвоить необходимые команды и научиться правильно управлять
действиями собаки.
При выработке навыка возможны следующие ошибки дрессировщика:
1) грубое обращение дрессировщика (хозяина) с собакой, что вызывает у нее трусость, в результате снижается качество работы;
2) слабое усвоение собакой ОКД до начала специальной дрессировки, в результате — плохое послушание;
3) возбуждение злобы при виде
посторонних, что вызывает нежелательную связь — проявление агрессивных
действий и отвлечение от вождения слепого;
4) быстрый переход в процессе
дрессировки от одного маршрута движения к другому, что отрицательно
влияет на вождение собакой слепого по определенному маршруту.
Требования к собакам — проводникам слепых. После окончания курса дрессировки собака — проводник слепого должна осуществлять следующие действия:
1) самостоятельно предупреждать хозяина о препятствиях на пути движения и обходить их;
2) водить слепого по лестницам и естественным подъемам (спускам);
3) водить слепого по улицам и через
улицу (пешеходные переходы) при отсутствии транспортных средств, при
этом она не должна бояться встречных, людей, животных, транспортных
средств и отвлекаться на посторонние раздражители;
4) водить слепого по заданному маршруту и возвращаться домой. |