Б          А         Р         Б        О         С  
                             сайт для всех любителей  домашних и диких животных и природы  
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
СОБАКИ
КОШКИ
АКВАРИУМ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Категории раздела
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК [81]
ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ОХОТНИЧЬИХ СОБАК [30]
ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА [37]
ДРЕССИРОВКА СОБАКИ-СПАСАТЕЛЯ [21]
СОБАКА СОПРОВОЖДЕНИЯ [13]
СОБАКА - ПРОВОДНИК СЛЕПОГО [25]
ВОСПИТАНИЕ, ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ЛЕГАВОЙ [4]
СОБАКА-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ [23]
ДРЕССИРОВКА СОБАК С ПОМОЩЬЮ КЛИКЕРА [7]
Форма входа

Главная » Файлы » ДРЕССИРОВКА СОБАК » ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА

Начальная дрессировка
31.07.2012, 11:30

Вначале рассмотрим возрастные особенности щенков и подходы к дрессировке каждой из трех возрастных групп.



Посуда для кормления

Научить собаку возвращаться на место необходимо как в повседневной жизни, так и при специальной дрессировке. Условными раздражителями здесь служат команда и жест, безусловными — поощрение, легкий рывок поводком.

К своему месту щенка начинают приучать с первых дней его появления в доме. Это место, где должен лежать коврик (половичок), предназначено для отдыха щенка, а также для его временного размещения в случаях, когда он мешает людям (уборка помещения, прием пищи и др.).


Приучение к шлейке и поводку

К шлейке и поводку щенка нужно приучать с 2–2,5-месячного возраста. Подбирают соответствующую шлейку и подгоняют ее так, чтобы она не болталась и в то же время не затрудняла движений щенка. После этого осторожно, но достаточно быстро надевают на щенка шлейку. Если щенок беспокоится и пытается освободиться от нее, его успокаивают поглаживанием, отвлекают игрой, короткой пробежкой. Если это не поможет и щенок по-прежнему будет сильно беспокоиться, нужно снять шлейку и предоставить ему возможность немного побегать, а затем снова надеть шлейку. В течение дня упражнение повторяют 3–4 раза.

Когда щенок станет спокойно вести себя с надетой на него шлейкой, во время прогулки быстро и по возможности незаметно для него к шлейке пристегивают короткий легкий поводок (из тесьмы, тонкой веревки) и опускают его на землю. После 3—5-минутной прогулки берут поводок в левую руку и, слегка натянув его, продолжают прогулку. Каждый раз, когда щенок будет сильно тянуть поводок, его натяжение ослабляют. В течение дня упражнение повторяют 4–5 раз. Поводок предназначен для удержания щенка и управления им во время выгула и прогулок. В дальнейшем его используют также при выработке навыков на различные команды («Сидеть!», «Лежать!» и др.).

Нужно, чтобы щенок относился к поводку спокойно. Обычно так и бывает. Как только хозяин берет в руку поводок, щенок начинает бегать вокруг него, подпрыгивать и проявлять другие признаки радости. Поэтому неправильно использовать поводок для наказания щенка. Для этого следует пользоваться прутиком и прибегать к нему в случае крайней необходимости, когда другие меры воспитания не достигают цели. Если наказывать щенка поводком, пусть даже слегка, он станет бояться его. При систематическом злоупотреблении поводком щенок начинает убегать и прятаться от хозяина каждый раз, когда он берет поводок в руки.

В то же время нельзя превращать поводок в игрушку, как это нередко делают многие собаководы. Недопустимо, чтобы щенок во время прогулки, играя с поводком, грыз его и тянул к себе. В таком случае поводок теряет свое значение как инструмент, дисциплинирующий щенка, особенно на прогулках.

При соблюдении методики щенок быстро привыкает к шлейке и поводку.


Приучение к ошейнику

Щенка приучают к ошейнику и поводку с 3-месячного возраста по методике приучения к шлейке с поводком. К этому времени шея у щенка достаточно сформировалась и окрепла, воздействие ошейника, если правильно пользоваться поводком, не вызывает боли и позволяет управлять щенком. Однако нельзя забывать, что при сильном натяжении ошейник затрудняет дыхание. Поэтому резкие натяжения и рывки поводком недопустимы. Если не ставится задача более тонкого управления поводком для выработки тех или иных навыков, целесообразнее использовать не поводок, а шлейку.


Приучение к наморднику

Приучение щенка к наморднику можно начинать с 4-месячного возраста. Наиболее удобным является глухой намордник, передняя часть которого состоит из сплошного куска кожи или кожзаменителя с отверстиями для воздуха. Он позволяет собаке при необходимости держать пасть открытой, что облегчает дыхание. В теплое время года удобен сетчатый металлический намордник.

Намордник подбирают в соответствии с размером морды щенка, а при необходимости подгоняют его так, чтобы он не особенно стеснял щенка и не болтался. Во время прогулки со щенком на поводке нужно остановиться, показать ему намордник так, чтобы он имел возможность его понюхать, и осторожным, но быстрым движением правой руки надеть и застегнуть намордник, после чего можно продолжать прогулку. Если щенок предпримет попытку освободиться от намордника, с ним можно намного побегать и успокоить поглаживанием. Чтобы отвлечь щенка, можно подать команды «Сидеть!», «Лежать!» и т. д. Через 2–3 минуты намордник снимают и после небольшого перерыва упражнение повторяют 2–3 раза. В дальнейшем нужно увеличивать время пребывания щенка в наморднике.


Приучение подходить к хозяину (дрессировщику)

Подходить к хозяину по команде «Ко мне!» щенка приучают сразу же после установления с ним контакта и приучения к кличке и месту. Этот навык имеет для владельца щенка и взрослой собаки очень большое значение, поэтому к его выработке следует отнестись с должным вниманием. Условными раздражителями являются команда «Ко мне!» и жест, безусловными — лакомство, легкое подтягивание поводка, поглаживание.

Во время прогулки без поводка щенок будет периодически пропадать из поля зрения хозяина, особенно в местах, заросших густым кустарником. Обычно щенок следит за хозяином и далеко не удаляется, но если он находит кость, рыбью голову, то он может на время забыть обо всем. Поэтому нужно добиваться, чтобы щенок, где бы он ни был и чем бы ни занимался, по команде «Ко мне!» немедленно подбегал к хозяину.

Чтобы оторваться от заинтересовавшего предмета (сильного раздражителя) и подбежать к хозяину, щенку приходится преодолевать сильные «исследовательские» инстинкты. Поэтому вначале достаточно, если он по команде «Ко мне!», пусть даже и повторной, оставляет предмет и направляется к хозяину. Сначала он будет делать это медленно, но после многократных упражнений станет подходить быстрее.

Для выработки четко выраженного, устойчивого навыка на команду от хозяина требуются терпение, настойчивость и упорство. Щенок и взрослая собака, не овладевшие данным навыком, принесут хозяину много проблем и неприятностей, особенно в период течки у сук, так как сдерживать проявление полового инстинкта у собак очень сложно.

Добиться от щенка безотказности и четкости выполнения команды «Ко мне!» можно только в том случае, если команда будет восприниматься как сигнал к последующему поощрению, сопровождаемому приятными ощущениями (игра, восклицание «Хорошо!», лакомство). По этому вначале щенка приучают выполнять команду с помощью корма (лакомства).

Приступая к кормлению, берут кормушку, произносят кличку и, как только щенок обратит на это внимание, подают команду «Ко мне!», после чего ставят кормушку на место. Увидев, что щенок подбегает, хозяин подает команду «Ко мне!», а когда он подбежит, поощряет его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и дает корм. Так поступают перед началом каждого кормления. Вначале подзывают щенка, находящегося в этой же комнате и наблюдающего за хозяином, а в дальнейшем делают это, когда он будет находиться в другой комнате, в коридоре и будет чем-то занят (игрушкой и др.). Тем самым поступают по принципу «от простого — к сложному».

После 4–5 дней занятий начинают отрабатывать команду «Ко мне!», выводя щенка из дома. Когда щенок во время прогулки удалится от хозяина на 7–8 шагов, тот произносит его кличку. Как только щенок обратит на это внимание, подают команду. Когда щенок подбежит к хозяину, его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. В течение одной прогулки упражнение повторяют 4–5 раз.

Нередко, особенно в первые дни занятий, щенок на свою кличку и команду может не реагировать. В таком случае повторяют кличку громче и, когда щенок обратит на это внимание, — еще громче и в повелительном тоне подают команду «Ко мне!», но ни в коем случае не кричат. Затем показывают щенку лакомство и, если это на него не действует, называют кличку, немного отбегают в сторону или присаживаются. Как правило, это вызывает у щенка интерес, и он подбегает к хозяину. Следует немедленно поощрить его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Такой «маневр» используют также в том случае, если щенок по команде «Ко мне!» подходит к хозяину, но слишком медленно.

Некоторые щенки, несмотря на все старания хозяина, плохо выполняют команду или вовсе отказываются ее выполнять. В таком случае прибегают к методу принуждения, хотя он для щенков нежелателен. Использовать его следует весьма осторожно и лишь для более взрослых щенков. Щенка берут на длинный поводок и, когда он удалится от хозяина, произносят кличку и подают команду «Ко мне!», затем, осторожно натягивая поводок, медленно подтягивают щенка к себе, повторяя команду 2–3 раза. Нужно стремиться не причинить щенку боли. Как только он приблизится к хозяину, его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством.

Повторяя упражнения, постепенно усложняют дрессировку. Периодически подают команду «Ко мне!», не произнося предварительно кличку. Подают эту команду, когда щенок чем-то увлекся и скрылся от хозяина. Постепенно увеличивают расстояние между хозяином и щенком в момент подачи команды. Однако нельзя слишком усложнять задание и делать его непосильным для щенка. Следует помнить, что требование немедленного, безотказного и энергичного подхода нужно повышать постепенно, по мере выработки первоначальных навыков и увеличения возраста щенка.

В возрасте 3–6 месяцев выполнение команды «Ко мне!» продолжают закреплять и совершенствовать, допуская умеренное принуждение (механическое воздействие). Если щенок не подходит по команде, его, подав команду, осторожно подтягивают длинным поводком, а затем поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Упражнение повторяют 3–4 раза.

Задание постепенно усложняют. Щенка подзывают по команде «Ко мне!», когда он отвлекся или куда-то удалился. Расстояние между хозяином и щенком увеличивают. При этом каждый раз предварительно произносят кличку, чтобы привлечь внимание щенка, а когда он отреагирует, — команду.

В возрасте 6–8 месяцев команду «Ко мне!» отрабатывают и совершенствуют с помощью длинного поводка. Если щенок после команды и показа лакомства не подходит к хозяину, ее повторяют более строго и легко натягивают поводок, подтягивая щенка к себе и повторяя команду 1–2 раза. Когда щенок окажется возле хозяина, тот поощряет его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Нужно стараться не причинять щенку боли. После небольшого перерыва упражнение повторяют. На последующих занятиях нужно добиваться, чтобы щенок по команде направлялся к хозяину без помощи поводка, причем не подходил, а подбегал. Поощрение лакомством следует постепенно сокращать.

После того как щенок привыкнет подбегать к хозяину по команде «Ко мне!», приступают к отработке реакции на жест. Когда щенок отбежит от хозяина на длинном поводке, произносят кличку, чтобы привлечь его внимание, и делают такой жест — поднимают правую руку в сторону на уровень плеча ладонью вниз и быстро опускают ее к бедру правой ноги, затем подают команду «Ко мне!». Подбежавшего щенка поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Упражнение повторяют с небольшими перерывами 3–4 раза.

На последующих занятиях команду подают реже, а затем ограничиваются одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка. В дальнейшем подзывают щенка командой и жестом одновременно, но периодически прибегают то к одной команде, то к одному жесту, добиваясь, чтобы жест стал для щенка равноценен команде.

Если щенок неохотно реагирует на жест, его можно активизировать, показав в правой руке лакомство или отбежав на несколько шагов.

В дальнейшем щенка приучают по команде «Ко мне!» подбегать к хозяину, обходя его справа и сзади, и садиться у левой ноги. Для этого произносят кличку щенка, делают жест и произносят команду «Ко мне!». Подбегающему щенку показывают в правой руке лакомство, отводят за спину и, переложив в левую руку, побуждают щенка вслед за лакомством обойти хозяина сзади и перейти на левую сторону. Когда щенок окажется у левой ноги, лакомство нужно переложить в правую руку и поднять его вверх и немного назад, заставляя щенка сесть. Если он не сядет, подают команду «Сидеть!». Упражнение повторяют 3–4 раза, добиваясь более быстрого выполнения команды.

Навык считается выработанным, если собака с любого расстояния, в разное время и при наличии отвлекающих раздражителей по первой команде и жесту быстро подбегает к дрессировщику (хозяину), обегает его справа сзади, останавливается у левой ноги и садится.


Приучение к переходу в свободное состояние

Отходить от хозяина по команде «Гуляй!» щенка приучают после того, как он приучен выполнять команду «Ко мне!». Условными раздражителями служат команда «Гуляй!» и жест, безусловными — внутренние естественные потребности животного к свободе.

Во время прогулки отстегивают поводок, подают команду «Гуляй!» и небольшой пробежкой увлекают за собой щенка, чтобы он выбежал вперед. После того как щенок немного погуляет, его подзывают к себе и поощряют поглаживанием и лакомством. В дальнейшем, подав команду, сокращают пробежку, а в последующем посылают вперед по команде «Гуляй!», оставаясь на месте. В течение дня упражнение следует повторить 4–5 раз.

По мере выработки первоначальных навыков упражнение усложняют. Отсылают щенка все дальше, увеличивая время его пребывания в свободном состоянии, но не злоупотребляют усложнениями.

В возрасте 3–6 месяцев навык выполнения команды закрепляется и совершенствуется. Эта команда является для щенка поощрением и поэтому не требует со стороны хозяина особых усилий. Однако следует добиваться ее своевременного и четкого выполнения. В течение дня упражнение повторяют 2–3 раза.

Маршрут движения щенка в свободном состоянии и продолжительность прогулки постепенно увеличивают.

В возрасте 6–8 месяцев команду «Гуляй!» отрабатывают на длинном поводке после выработки навыков на команду «Ко мне!» и жест. Щенка ставят у левой ноги, произносят кличку и быстро отводят правую руку ладонью вниз в сторону желательного движения щенка, затем опускают к бедру с небольшим наклоном корпуса вперед, подавая команду «Гуляй!». Вслед за этим бегут вперед, увлекая щенка. Упражнение повторяют 3–4 раза. Постепенно щенку дают возможность отбегать одному. Команду после жеста подают все реже, затем ограничиваются одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка.

Навык считается выработанным, если щенок по первой команде «Гуляй!» и жесту дрессировщика (хозяина) сразу же переходит в свободное состояние при любых условиях и из любого положения, но не убегает слишком далеко.

Этот навык необходим, чтобы хозяин (дрессировщик) с помощью команды мог своевременно прекратить нежелательные действие щенка (собаки) или попытки к их совершению. Условным раздражителем служит команда «Фу!», безусловными — вначале удар прутиком, затем рывок поводком. Для взрослой собаки иногда применяют рывок строгого ошейника. Команда достигает цели в случае, если ее подают в тот момент, когда щенок (взрослая собака) начинает нежелательное действие.

В возрасте 1–3 месяцев прекращать нежелательные действия по команде «Фу!» щенка приучают осторожно, чтобы не затормозить его активность, естественное стремление побегать и поиграть. Следует помнить, что до 2,5—3-месячного возраста у щенка легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью, например на команды «Ко мне!» и «Гуляй!», но еще трудно вырабатываются тормозные реакции. Поэтому в возрасте 1–3 месяцев прибегать к механическому воздействию нельзя.

Отучить щенка от дурных поступков можно с помощью метода отвлечения и переключения его внимания на другое занятие, например игру. Для отвлечения щенка от нежелательных действий можно произнести его кличку, подать команду «Ко мне!» и показать лакомство. Как только щенок подбежит к хозяину, с ним нужно поиграть и только через некоторое время поощрить лакомством, чтобы тот не посчитал, что его поощряют за нежелательные действия.

Наказывать щенков в возрасте 1–3 месяцев нельзя. Исключением могут быть случаи, если неоднократные попытки отвлечь его от нежелательных действий не увенчались успехом. Тогда щенку можно нанести легкий удар прутиком по спине и одновременно произнести команду «Фу!». Это нужно сделать сразу же, как только щенок попытается совершить нежелательное действие, и только со щенками 2,5—3-месячного возраста.

Щенков 3—6-месячного возраста приучают прекращать нежелательные действия по команде «Фу!» на протяжении этого возрастного периода. Требования к ним постепенно повышаются.

При выработке навыка каждый раз, как только щенок попытается произвести нежелательное действие, произносят с угрожающей интонацией команду «Фу!» (условный раздражитель), которую немедленно подкрепляют механическим воздействием (безусловным раздражителем). Команда «Фу!» и механическое воздействие не должны пугать щенка. Упражнение в течение дня повторяют 3–4 раза.

Когда на команду «Фу!» у щенка выработается первоначальный навык и он станет выполнять ее, можно ограничиться одной командой, а безусловный подкрепляющий раздражитель применять, чтобы выработанный навык не угасал.

В возрасте 6–8 месяцев условия отработки команды «Фу!» усложняются, повышаются требования к щенку. Главная задача в этот период — добиться более четкого реагирования на команду для прекращения нежелательных действий. Щенка приучают не подбирать с земли кости и другие пищевые отбросы, не брать корм, который предлагают посторонние.

Команду «Фу!» и рывки поводком применяют, чтобы отучить щенка набрасываться во время прогулок на людей, транспортные средства и облаивать их.


Приучение к играм с хозяином и сверстниками

К играм с хозяином щенка можно приучать уже через несколько дней после того, как он привыкнет к обстановке и к своему хозяину. Для этого используют игрушки, которые периодически бросают на пол, короткие пробежки и т. п. Игры с хозяином должны компенсировать игры со сверстниками. Во время игры нужно стараться имитировать действия других щенков: опрокидывать щенка на спину и т. д. Но делать это нужно осторожно, стараясь не причинять щенку боли, и непродолжительное время. Для развития у щенка чувства уверенности в себе, смелости, настойчивости и инициативы полезно периодически имитировать его победу над хозяином.

Со щенком могут играть и другие члены семьи, но осторожно и непродолжительное время. Однако ни в коем случае нельзя превращать щенка в живую игрушку, так как это приведет к его переутомлению и ухудшению аппетита.

Игры со сверстниками полезны для физического развития щенка и для его воспитания. Ничто не может в полной мере заменить ему игр со сверстниками. Непременным условием для этого должны быть здоровье щенков, приблизительно одинаковый возраст. Хозяин обязательно должен наблюдать за игрой.

Продолжительность игры нужно регулировать и постепенно увеличивать. Там, где играют щенки, не должно быть предметов, которые могут их поранить. После каждой игры щенка необходимо уложить для отдыха.

Для 3—8-месячных щенков игры с хозяином и сверстниками нужно практиковать по возможности ежедневно, постепенно увеличивая их продолжительность и интенсивность, используя различные игрушки.


Приучение к прогулкам

К прогулкам щенка приучают после того, как он привык к хозяину. Гулять со щенками в возрасте 1–3 месяцев следует осторожно, так как по физическому развитию и состоянию высшей нервной деятельности они еще недостаточно сформировались и окрепли и повышенные нагрузки для них слишком велики.

Прогулки нужны не только для укрепления здоровья, но и для приобретения жизненного опыта, приспособления к условиям окружающей среды, выработки правильной реакции на различные, в том числе и сильные, внешние раздражители (посторонних людей, животных, транспортные средства и др.). Во время прогулки со щенком на шлейке и поводке периодически нужно останавливаться, предоставлять ему возможность знакомиться с различными предметами, позволять обнюхать их и т. д.

Каждый раз, когда щенок чего-то испугается, его нужно успокоить поглаживанием, погулять и снова подвести к объекту, чтобы он убедился в отсутствии опасности. Для этого периодически используют лакомство.

В спокойных местах, где щенку ничто не угрожает, можно отстегивать поводок и предоставлять возможность побегать на свободе. Это способствует выработке у щенка инициативы при ознакомлении с окружающими предметами и запахами, их дифференцировании (распознавании, различении), он учится спокойно и правильно реагировать на различные раздражители, избегая опасности. Однако нельзя ослаблять внимания к щенку и окружающей обстановке, нужно своевременно брать щенка на поводок, если появится автомашина или какая-то другая опасность.

Не следует переутомлять щенка длительными, непосильными для него прогулками, доводить до такого состояния, когда он станет безучастным и перестанет интересоваться окружающими предметами. Особенно нужно следить, чтобы щенок не выходил из поля зрения хозяина, так как в любой момент ему может потребоваться помощь.

Прогулки со щенками старше 3 месяцев проводят ежедневно, постепенно увеличивая время и протяженность. Их совершают на поводке с ошейником. В спокойных местах поводок отстегивают и предоставляют щенку возможность погулять свободно. Не рекомендуется проходить с ним в непосредственной близости от транспортных средств, издающих сильный шум. Если щенок испугался, его нужно успокоить поглаживанием, а при сильном беспокойстве отвлечь лакомством и через некоторое время снова приблизиться к объекту, испугавшему его, чтобы дать возможность убедиться в отсутствии угрозы.


Занятие положения рядом с хозяином

Приучать щенка к движению рядом с хозяином по команде «Рядом!» начинают в возрасте 3–6 месяцев после того, как он приучен к ошейнику и поводку. Условными раздражителями являются команда и жест, безусловными — поглаживание, лакомство и рывок поводком.

В спокойном месте щенка берут на короткий поводок и ставят у левой ноги. Левой рукой держат поводок в 30–35 см от ошейника так, чтобы он мог легко передвигаться в согнутой кисти, а правой — держат остальную часть поводка за середину, предварительно надев петлю на руку выше кисти. Подают команду «Рядом», и сразу натягивают поводок вперед, затем увлекают щенка рядом с собой. Каждый раз, когда он сделает попытку отойти или отстать, подают команду «Рядом!» и удерживают его, натягивая поводок (не рывком!). Затем ослабляют натяжение поводка, позволяя щенку свободно двигаться рядом у левой ноги.

Если щенок во время движения проявляет беспокойство, на ходу ус по ка ива ют его, поглаживая левой рукой. В первые дни щенок может проявлять сильное беспокойство. В таких случаях нужно остановиться, успокоить его поглаживанием и возобновить движение по команде «Рядом!». Нельзя позволять щенку удаляться во время движения более чем на 1,5 м. В течение дня упражнение повторяют 3–4 раза.

Протяженность маршрута постепенно увеличивают. Ни в коем случае нельзя допускать рывка поводком (так можно поступать только с 6-месячными щенками). В этом упражнении на данном этапе важно добиться, чтобы щенок по команде «Рядом!» спокойно двигался слева от хозяина на небольшом расстоянии.

При отработке команды со щенками в возрасте 6–8 месяцев допускаются рывки поводком. Щенка ставят у левой ноги, подают команду «Рядом!» и одновременно с началом движения вперед рывком короткого поводка увлекают его за собой. Попытки щенка забежать вперед или отойти в сторону пресекают рывком поводка. Как только щенок примет правильное положение, его поощряют восклицанием «Хорошо!» и продолжают движение. Натяжение поводка можно ослабить, провоцируя щенка совершить ошибку.

Постепенно упражнение усложняют, изменяя скорость движения и практикуя повороты в стороны и кругом (через правое плечо).

Для выработки у щенка навыка хождения рядом по жесту на коротком поводке его ставят у левой ноги, хлопают по бедру, подают команду «Рядом!», делают рывок поводком и одновременно начинают движение. При этом периодически делают жести подают команду «Рядом!». Постепенно команду и рывки поводком после жеста делают все реже, ограничиваясь только жестом.

Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде быстро занимает правильное положение у левой ноги хозяина (дрессировщика) и сохраняет его длительное время при любых изменениях направления и темпа движения.

Приучать щенка садиться по команде «Сидеть!» начинают с 3-месячного возраста, когда выработаны первоначальные навыки на команды «Ко мне!» и «Рядом!». Условные раздражители — команда «Сидеть!» и жест, безусловные — лакомство, нажим на поясницу и легкий рывок поводком.

Щенка подзывают к себе так, чтобы он стал возле левой ноги хозяина, называют кличку, подают команду «Сидеть!», а затем, поднеся к его морде в правой руке лакомство, плавно поднимают его над головой щенка вверх и немного назад. Щенок приблизится к лакомству, поднимет голову и сядет, так ему удобнее наблюдать за лакомством. Если щенок попытается завладеть лакомством, его удерживают за ошейник, чтобы не подпрыгивал, но поднимал голову. Как только щенок сядет, его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторяют 2–3 раза.

Через 4–5 дней после того, как выработаны первоначальные навыки команды «Сидеть!», переходят к отработке команды во дворе и в местах, где нет сильных отвлекающих раздражителей.

В возрасте 6–8 месяцев команду отрабатывают на коротком поводке. Щенка ставят у левой ноги, поворачиваются к нему вполоборота, берут поводок правой рукой в 15 см от ошейника, а левую руку кладут на поясницу щенка ближе к крестцу, большим пальцем к себе. Затем подают команду «Сидеть!», нажимают левой рукой на поясницу вниз и одновременно правой рукой натягивают поводок вверх и немного назад. Как только щенок сядет, его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторяют 2–3 раза.

Когда у щенка будут выработаны первоначальные навыки по команде «Сидеть!», можно перейти к отработке команды на расстоянии нескольких шагов. Щенка ставят на коротком поводке напротив хозяина на расстоянии 2–2,5 шага, произносят кличку, чтобы привлечь его внимание, и подают команду «Сидеть!». Как только щенок сядет, его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторяют 2–3 раза.

Если команду щенок не выполнит, ее следует повторить более строго. Если после этого она не будет выполнена, нужно подойти к щенку, дать команду «Сидеть!» и нажимом левой руки на поясницу и натяжением правой рукой поводка вверх и немного назад заставить щенка сесть. Затем его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Щенка ставят, отходят от него на 2–2,5 шага, поворачиваются к нему и по команде «Сидеть!» сажают. После выдержки 5–7 секунд щенка подзывают к себе и поощряют.

Если щенок будет двигаться к хозяину без команды, к нему быстро подходят, отводят за поводок на место и заставляют сесть по команде. При невыполнении команды нужно использовать поводок и нажать рукой на поясницу, как указано выше.

Выработать у щенка навык посадки по жесту можно следующим образом. Щенка укладывают напротив себя в 1,5–2 шагах, предварительно повернув ошейник с поводком карабином вниз. В левую руку берут поводок и слегка натягивают его, затем быстро протягивают правую руку в сторону на уровень плеча, сгибают в локте, придав предплечью вертикальное положение (ладонью вперед), опускают к бедру правой ноги и подают команду «Сидеть!». После выполнения команды нужно подойти к щенку и поощрить его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Спустя некоторое время упражнение повторяют 2–3 раза. Постепенно команду подают все реже, а затем ограничиваются только жестом, изредка подкрепляя его командой.

В дальнейшем усаживают щенка по команде «Сидеть!», одновременно делая жест, но периодически осуществляют это только по команде или только по жесту. Навык считается выработанным, если собака четко, быстро и безотказно с различных положений и при любых условиях садится по первой команде и жесту хозяина (дрессировщика), находясь от него на расстоянии до 1 5 м, и сохраняет это положение до следующей команды с выдержкой до 1 5 секунд.


Приучение ложиться

Щенка приучают ложиться по команде «Лежать!» в 3-месячном возрасте, сразу после того, как у него выработаны первоначальные навыки на команду «Сидеть!». Условными раздражителями являются команда «Лежать!» и жест, а безусловными — лакомство, нажим на холку и рывок поводком.

Щенка нужно посадить у левой ноги, сделать пол-оборота влево, назвать кличку и подать команду «Лежать!», а вслед за этим, поднеся к его морде в правой руке лакомство и нагнувшись, плавно опустить лакомство вниз и вперед. Устремляясь за лакомством, щенок нагнется и ляжет. Тогда его поощряют восклицанием «Хорошо!» и лакомством, одновременно нажимая левой рукой на холку. После небольших перерывов упражнение повторяют 2–3 раза.

Через 4–5 дней после выработки первоначальных навыков занятия можно продолжить во дворе, избегая сильных отвлекающих раздражителей.

Команду «Лежать!» с 6—8-месячными щенками отрабатывают на коротком поводке. Щенка усаживают у левой ноги, поворачиваются к нему вполоборота, берут поводок в правую руку в 20 см от ошейника так, чтобы карабин поводка находился внизу ошейника, и кладут левую руку на холку. Затем подают команду «Лежать!», нажимают левой рукой на холку и одновременно правой рукой делают затяжной рывок поводком вниз и немного вперед. Как только щенок ляжет, его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Если он попытается встать, нужно снова подать команду более строгим тоном и нажать левой рукой на холку, удерживая его в лежачем положении 7—10 секунд. Через некоторое время упражнение следует повторить 2–3 раза.

После выработки у щенка первоначальных навыков на команду «Лежать!» переходят к ее отработке на расстоянии нескольких шагов. Щенка на коротком поводке нужно посадить напротив себя на расстоянии 1,5–2 шагов, произнести кличку и подать команду «Лежать!». Как только щенок ляжет, его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторяют 2–3 раза.

Если щенок команду не выполнит, ее нужно повторить более строгим тоном. Если и тогда она не будет выполнена, нужно подойти к щенку, дать команду и, нажав левой рукой на холку и сделав рывок правой рукой поводка вниз и немного вперед, заставить его лечь. После этого щенка поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Затем его сажают, отходят на 1,5–2 шага, поворачиваются к нему и командой «Лежать!» заставляют лечь. После 7—10-секундной выдержки щенка подзывают к себе и поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Если он начнет двигаться без команды, нужно быстро подойти к нему, отвести за поводок на место и командой заставить лечь. При необходимости используют поводок и нажим рукой на холку.

Чтобы выработать у щенка навык ложиться по жесту, поступают следующим образом. Щенка усаживают напротив в 1,5–2 шагах, предварительно повернув ошейник с поводком карабином вниз. Поводок берут в левую руку, слегка натягивают его и поднимают правую руку ладонью вниз вперед на уровень плеча, затем быстро опускают к бедру. Чуть позже подают команду «Лежать!». Когда щенок ляжет, его нужно поощрить. Упражнение повторяют 2–3 раза. Постепенно команду после жеста подают все реже, а затем ограничиваются одним жестом.

Навык считается выработанным, если собака в любых условиях по первой команде или жесту дрессировщика (хозяина), находясь от него на расстоянии до 1 5 м, четко и безотказно занимает положение лежа из любого другого и сохраняет его до следующей команды с выдержкой до 1 5 секунд.


Приучение стоять

Щенка приучают к стойке по команде «Стоять!» в 3-месячном возрасте после выработки основных навыков на команды «Сидеть!» и «Лежать!». Условными раздражителями служат команда «Стоять!» и жест, безусловными — приподнимание щенка под живот левой рукой, лакомство и легкий рывок поводком.

Щенка сажают у левой ноги и делают к нему пол-оборота. Называют кличку щенка, подают команду «Стоять!», затем легким нажимом левой рукой под живот заставляют встать. Как только щенок встанет, его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторяют 2–3 раза. Если щенок, вставая, пытается двинуться с места, его удерживают правой рукой за ошейник.

Через 4–5 дней после выработки первоначальных навыков на команду «Стоять!» приступают к отработке этого упражнения во дворе, избегая сильных раздражителей.

После того как щенок научится выполнять команды «Сидеть!», «Лежать!» и «Стоять!» без использования лакомства и воздействия рукой, можно приступать к комплексным упражнениям, периодически меняя очередность команд. По мере закрепления навыков лакомство и механические воздействия следует применять лишь изредка, чтобы эти навыки не угасли, а поддерживались и закреплялись. Если щенок не выполняет команду, ее повторяют более строго. Для привлечения внимания щенка, отвлекшегося в момент подачи команды, сначала произносят его кличку, а затем повторяют команды.

С 6—8-месячными щенками команду «Стоять!» отрабатывают, используя короткий поводок. Щенка сажают возле левой ноги, поворачиваются к нему вполоборота, подают команду «Стоять!» и левой рукой, подведенной под живот, побуждают встать. При этом натяжением поводка удерживают. Когда щенок встанет, его следует поощрить. Если он попытается сесть или лечь без команды, нужно повторить команду «Стоять!» более строгим тоном и левой рукой, подведенной под живот, а также правой рукой с помощью поводка удерживать его от этого 7—10 секунд. Упражнение следует повторить 2–3 раза. Затем отрабатывают навык на расстоянии нескольких шагов.

Выработать у щенка навык стоять по жесту можно следующим образом. Щенка усаживают напротив в 1,5–2 шагах, предварительно повернув ошейник с карабином вниз. Левой рукой берут поводок и слегка натягивают его. Делают жест — взмахивают правой рукой, слегка согнутой в локте, ладонью вверх, вперед на уровень пояса, опускают к бедру правой ноги и чуть позже подают команду «Стоять!». Как только щенок встанет, его поощряют. После небольшого перерыва упражнение повторяют 2–3 раза. Постепенно команду подают все реже, а затем ограничиваются только жестом, подкрепляя его командой лишь изредка. В дальнейшем ставят щенка по команде и жесту одновременно.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде и жесту дрессировщика (хозяина) из любого положения, в любых условиях на расстоянии до 1 5 м четко и безотказно принимает положение стоя, находясь без поводка, и сохраняет его до следующей команды с выдержкой до 15 секунд.


Приучение показывать зубы

Приучать щенка к осмотру зубов по команде «Покажи зубы!» нужно с 3-месячного возраста, чтобы подготовить его к комиссионному осмотру на выводке молодняка. Во время выводки и на других осмотрах щенок должен позволить осмотреть его зубы.

Щенка сажают у левой ноги, кладут правую ладонь на морду снизу, а левую — сверху, подают команду «Покажи зубы!» и раздвигают губы щенка большими пальцами. При этом не позволяют щенку раскрывать рот. При разомкнутых челюстях нельзя определить прикус. Через небольшой промежуток времени освобождают щенка и поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Через некоторое время упражнение повторяют.

Постепенно дачу лакомства сокращают, ограничиваясь поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». При выполнении этого упражнения нужно быть осторожным и стараться не причинить щенку боли, в противном случае он каждый раз будет оказывать активное сопротивление при осмотре зубов.

Основная задача упражнений для 6—8-месячных щенков — поддержание и совершенствование навыков.



Категория: ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА | Добавил: admin | Теги: рефлексы собак, собаки патрульно-спасательной служб, дрессировка служебных собак, навыки служебных собак, воспитание служебных собак-спасател
Просмотров: 1497 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЭНЦИКЛОПЕДИИ О ЖИВОТНЫХ
ОТКРЫТКИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ
БАРБОС - ДЕТЯМ
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Каталог сайтов Bi0 Яндекс.Метрика Каталог сайтов и статей iLinks.RU