Выбор щенка
Приобретение собаки — не прихоть и не
дань моде. Необходимо исходить прежде всего из своих профессиональных
интересов и потребностей, психологических и социально-бытовых
возможностей. Это требует обстоятельной оценки.
Приобретая собаку, человек возлагает
на себя большую моральную ответственность. Нужно быть готовым к тому,
что придется затратить много времени на прогулки, уход и кормление
собаки, нести материальные затраты на ветеринарное обслуживание и
различные косметические процедуры.
Если вы решили купить собаку, не стоит
приобретать взрослое животное. Взрослая собака может иметь физические
недостатки, привычки, не поддающиеся исправлению, и пороки. Щенок при
правильном воспитании и дрессировке может стать физически развитой,
понятливой, хорошо поддающейся дрессировке собакой, преданной хозяину.
Не следует также покупать собаку на
рынке или у случайных людей. Породистого щенка с отличной родословной, с
хорошими задатками, здорового и правильно выращенного, можно приобрести
в клубе собаководства. На такого щенка со временем вы получите
документ, удостоверяющий его породу и происхождение.
Если в семье есть дети среднего
возраста и щенок предназначен для них, лучше приобрести среднюю по
величине собаку, которая может стать для ребенка партнером в играх,
спутником во время прогулок, а при необходимости — защитником.
Для тех, кто нуждается в нежной и
привязчивой собаке, которая, положив голову на колени хозяина, будет
часами с обожанием смотреть на него, можно порекомендовать приобрести
ирландского сеттера.
Людям меланхолического склада хорошей моральной поддержкой станут терьеры.
Каждый хозяин стремится приобрести
полноценного щенка и вырастить из него хорошую, работоспособную и
породистую собаку. Поэтому ему необходимо знать, от чего это зависит.
Качество щенка зависит от
унаследованных от родителей и ближайших родственников (дедушек, бабушек и
др.) особенностей и способностей, то есть от генотипа. Генотипом называется наследственная конституция организма, совокупность его задатков, передаваемых через хромосомы.
По наследству от родителей и ближайших
родственников щенку передаются все характерные признаки породы, к
которой он принадлежит, а также особенности конституции, экстерьера
(внешний вид) и интерьера (рост, телосложение, особенности поведения,
способности к дрессировке и др.). Другими словами, запрограммированной
основой роста и развития каждого щенка и формирования из него взрослой
собаки является его генотип. Но многое зависит также и от условий, в
которых происходит рост и развитие щенка, от качества его содержания,
кормления и воспитания. Так, например, трусливость собаки (боязнь
сильных раздражителей) может быть наследственной, переданной от
родителей и ближайших родственников (слабый тип высшей нервной
деятельности), или приобретенной вследствие неправильного выращивания и
воспитания щенка (изоляция от транспортных средств и других сильных
раздражителей или, наоборот, воздействие сильных раздражителей — ударов,
запугивания и др.).
Дефекты конечностей, выражающиеся в
различной степени слабости, хромоте, неправильном поставе (косолапость,
размет и др.), могут возникнуть как от передающегося по наследству
порока (дисплазия тазобедренных суставов), так и от рахита, возникающего
при неполноценном кормлении (недостаточность в суточном рационе
витаминов D2, А, кальция, фосфора и др.).
В зависимости от генотипа и условий
роста, развития и воспитания щенка складывается его фенотип. Фенотипом
называется совокупность всех признаков и свойств организма, которые
формируются под влиянием наследственных факторов и условий внешней
среды.
Фенотип щенка (конституция, экстерьер,
особенности поведения), которого вы выбрали, будет формироваться в
зависимости от генотипа, наследственных задатков, полученных от
родителей и других ближайших родственников, а также под воздействием
внешней среды (содержание, кормление, воспитание), что в значительной
степени зависит от вас. Поэтому необходимо, чтобы у щенка по возможности
были высокопородные родители, способные передать по наследству
племенные и рабочие качества. Необходимо создать для него хорошие
условия содержания, кормления и воспитания. Только тогда высокие
наследственные задатки щенка смогут в полной мере развиться.
Щенок подвергается влиянию внешней
среды уже во внутриутробный период своего развития, которое зависит от
условий содержания и кормления матери. Качество только что рожденного
щенка зависит как от переданных ему задатков, так и от условий, в
которых находилась его мать в период щенности.
При выборе щенка рекомендуется
тщательно осмотреть его, чтобы выяснить соответствие его породе, наличие
существенных недостатков или пороков, физическое развитие и активность
для его возраста, а также проверить родословные карточки родителей,
поинтересоваться оценками, которые они получили на выставках,
соревнованиях, по возможности следует установить их племенной класс.
Рекомендуется выяснить условия содержания и кормления матери щенка в
период щенности и кормления щенков.
При выборе щенка нужно отдавать
предпочтение более крупным, хорошо упитанным, энергичным щенкам, которые
первыми добираются до кормушки и хорошо поедают корм.
В помете, состоящем из пяти-восьми
щенков, масса нормального щенка должна составлять: для щенка немецкой
овчарки, южнорусской овчарки, ризеншнауцера, черного терьера, ротвейлера
— 2,8–4,0 кг; для щенка кавказской овчарки, среднеазиатской овчарки,
московской сторожевой — 3,2–4,5 кг; для щенка шотландской овчарки
(колли), эрдельтерьера — 2,0–3,0 кг.
Это ориентировочные условные
показатели, свидетельствующие о силе, энергии и здоровье щенков. Но
часто из щенков, не выделяющихся по этим показателям, но с хорошими
наследственными задатками, при правильном выращивании и воспитании,
вырастают отличные собаки, опережающие по племенным и рабочим качествам
своих сверстников, даже самых крупных и энергичных.
Брать щенка на выращивание
рекомендуется не ранее месячного возраста, желательно в возрасте 40–45
дней. Целесообразно приобретать щенка в конце весны и в летний период,
когда условия для его выращивания и воспитания наиболее благоприятны
(тепло, солнце, много овощей и зелени для витаминной подкормки, хорошие
условия для прогулок и др.).
При выборе щенка нужно пригласить
опытного собаковода, желательно специалиста клуба служебного
собаководства, знающего племенных собак.
Возрастные особенности щенков
Рост и развитие щенков, их характерные
особенности в значительной степени зависят от возраста. Для того чтобы
правильно организовать выращивание, воспитание и дрессировку собаки,
необходимо знать и учитывать эти особенности.
Под ростом понимают процесс увеличения
размеров организма, его массы, происходящий за счет накопления
активных, главным образом белковых, веществ. Рост собаки сопровождается
увеличением массы тела и изменением его пропорций.
Под развитием собаки понимают процесс
усложнения организма, специализацию и дифференциацию органов и тканей.
Другими словами, развитие — это качественные изменения содержимого
клеток, органообразовательные процессы, которые протекают в каждом
организме от оплодотворения яйца до взрослой особи, способной к
размножению и сходной в основных чертах с родителями.
Рост и развитие щенков зависят не
только от возраста, но также и от полученных по наследству задатков, от
пола, условий содержания и выращивания, количества щенков в помете.
Кобели, как правило, отличаются большим ростом и большей массой тела. В
небольших пометах (два-пять щенков) щенки в большинстве случаев более
крупные, чем в больших (восемь-десять щенков и более).
Процесс роста и развития собаки протекает в несколько этапов:
Первый этап составляет от 1 до 18–21 дня в жизни щенка. Это период безусловно-рефлекторной адаптации.
Щенки рождаются слепыми и глухими, не
приспособленными к самостоятельной жизни, нуждаются в материнском уходе.
Тем не менее уже с первого дня жизни они смогут ползать, находить соски
и сосать материнское молоко. Из органов чувств у них функционируют
обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный. Отмечается
большое ежедневное увеличение массы тела, в том числе головного мозга.
Большую часть суток щенки спят. К 15—18-му дню жизни они уже видят и
слышат, могут воспринимать и дифференцировать объекты окружающей среды, у
них вырабатываются условные рефлексы, образуются многочисленные
условно-рефлекторные связи. К 18—21-му дню жизни щенки способны стоять,
ходить, бегать, проявляют четкую ориентировочную реакцию на внешние
раздражители, у них вырабатываются оборонительные условные рефлексы. С
этого времени они приобретают жизненный опыт, учатся приспосабливаться к
жизни в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
Второй этап составляет от 18–21
до 30–35 дней. Это период первичной условно-рефлекторной адаптации.
Отмечается интенсивное ежедневное увеличение массы тела, в том числе и
головного мозга. У щенков вырабатываются условные рефлексы на пищевые
раздражители (например, на лакомство), а также оборонительный рефлекс
(на нажим рукой и др.). Однако скорость образования условных рефлексов
еще невелика, необходимо многократно повторять упражнения.
Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с окружающими предметами, участвуют в играх, приобретают жизненный опыт.
Третий этап составляет от 5–6
до 8—12 недель. Это экзальтационный период, наиболее важный по
возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков. Ежедневный
прирост массы тела, в том числе головного мозга, замедляется. Щенки
живут без матери, весь уход за ними и заботу о воспитании берут на себя
хозяева.
В этом возрасте щенки по своему
поведению очень похожи. Они ласковы, любознательны, контактны. В их
поведении преобладает «исследовательская» активность. Если во второй
период жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми, животными и
др.) они лишь настораживаются, то в третий подходят к ним и пытаются их
исследовать. Так, например, при встрече с незнакомыми людьми они
подбегают к ним, нюхают, ласкаются, прыгают, иногда лают.
В этот периоду них легко
вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо
деятельностью. Начиная с 1,5—2-месячного возраста, после приучения щенка
к кличке, следует приучать его выполнять команды: «Место!», «Ко мне!»,
«Гуляй!». В то же время в третий период жизни у щенков трудно
вырабатывать тормозные реакции, необходимые для выполнения таких команд,
как «Сидеть!», «Лежать!», «Фу!» и др. Это объясняется тем, что
морфологическое и физиологическое созревание возбуждающих и тормозных
систем мозга растущих щенков происходит не одновременно. Вырабатывать
навыки на команды: «Сидеть!», «Лежать!», «Фу!» можно лишь с конца
третьего и начала четвертого периода жизни щенков, когда у них
проявляются тормозные реакции. Несоблюдение этого правила сведет на нет
ваши усилия, а при сильной перегрузке у щенка может наступить
запредельное торможение, которое может вызвать его болезнь.
В это время необходимы регулярные
прогулки, постепенно увеличивающиеся по времени, что необходимо как для
физического развития, так и для накопления жизненного опыта.
Четвертый этап составляет от 3–4 до 6–7 месяцев. Это период формирования типологических особенностей нервной системы щенка.
Если щенки 1,5—3-месячного возраста по
поведению похожи друг на друга, то начиная с 3–4 месяцев их поведение
заметно различается. У некоторых из них в ответ на какие-то раздражители
проявляется пассивно-оборонительная реакция.
При встрече с незнакомыми людьми они к
ним не подбегают, не затевают игр, а лишь наблюдают со стороны. При
первом проявлении посторонних, даже не резко выраженных угрожающих
действий некоторые щенки убегают. Таким образом, с 3—4-месячного
возраста заметно снижается интенсивность «исследовательской»
деятельности и проявляется пассивно-оборонительное поведение.
Заметно меняется и характер проявления
пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она возникает лишь на
простые раздражители (на внезапный свет, звук и др.), которые
воспринимаются соответствующими анализаторами (органами чувств). При
правильном воспитании (отвлечении щенка игрой, лакомством) эта реакция
быстро проходит и заменяется ориентировочным рефлексом (ОР). У щенков в
возрасте 3–4 месяцев и старше пассивно-оборонительная реакция
проявляется не только на простые, изолированные раздражители, но и на
более сложные, комплексные (на новые предметы, людей, животных). В этом
возрасте щенки проявляют аналитическо-синтетическую деятельность.
Следует, однако, учитывать, что угасание пассивно-оборонительной реакции
на комплексные раздражители происходит более медленно, чем на простые
раздражители, и требует от владельца щенка бережного, ласкового
обращения и неоднократного повторения обстановки, в которой она
проявляется.
Изменение поведения щенков с
3—4-месячного возраста (проявление пассивно-оборонительной реакции)
требует от владельцев повышенного внимания, спокойного обращения,
необходимо своевременно успокоить животное.
Следует иметь в виду, что срок
появления у щенков пассивно-оборонительной реакции указан для
подавляющего большинства щенков, но он может наступить раньше (с
2–2,5-месячного возраста) и позже (после 4 месяцев), что зависит от
индивидуальных особенностей щенков и их породы. |