Б          А         Р         Б        О         С  
                             сайт для всех любителей  домашних и диких животных и природы  
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
СОБАКИ
КОШКИ
АКВАРИУМ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Категории раздела
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК [81]
ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ОХОТНИЧЬИХ СОБАК [30]
ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА [37]
ДРЕССИРОВКА СОБАКИ-СПАСАТЕЛЯ [21]
СОБАКА СОПРОВОЖДЕНИЯ [13]
СОБАКА - ПРОВОДНИК СЛЕПОГО [25]
ВОСПИТАНИЕ, ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ЛЕГАВОЙ [4]
СОБАКА-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ [23]
ДРЕССИРОВКА СОБАК С ПОМОЩЬЮ КЛИКЕРА [7]
Форма входа

Главная » Файлы » ДРЕССИРОВКА СОБАК » ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА

Розыскная служба
31.07.2012, 11:08

Основное назначение розыскных собак — розыск людей по невидимым, запаховым следам, задержание и конвоирование их. Собак используют для обыска местности и помещений для обнаружения спрятавшихся людей, их следов и вещей, для сторожевой службы, выборки человека и вещи.

Розыскные собаки могут прорабатывать следы, проложенные недавно («горячие»), средней и большой давности (до 10–12 часов со времени проложения следа и более) и на большом расстоянии (до 25–30 км). Дрессировка собак для розыскной службы требует большего времени, мастерства и настойчивости от дрессировщика, чем в других службах.

Лучшей собакой для розыскной службы является немецкая овчарка. Однако в розыскной службе можно использовать эрдельтерьера, ризеншнауцера, колли и ротвейлера. Эти собаки должны быть физически развитыми, выносливыми, иметь хорошее зрение, отличный слух, высокоразвитое обоняние. Их возраст не должен превышать 3 лет.

К специальным навыкам розыскных собак относятся выборка вещей по индивидуальному запаху человека и человека по запаху его вещи; недоверчивость и злоба к посторонним, задержание, охрана, конвоирование людей и защита дрессировщика; поиск человека по запаховому следу и выборка человека со следа; обыск местности и помещений; охрана на месте и в движении.

К дрессировке собак для розыскной службы приступают после выработки навыков общего курса дрессировки (ОКД).

Выборка вещей по запаху человека и человека по запаху его вещи. Собак приучают к выборке вещей по запаху человека на первых порах так же, как и собак защитно-караульной службы. Затем дрессировку усложняют: разнообразят вещи по форме, величине, материалу (маленькие, большие, деревянные, матерчатые, кожаные и др.). Количество вещей с запахами различных людей увеличивают до шести-восьми. Вещь маскируют вещами других помощников. Периодически проводят контрольную проверку собаки (ее посылают на выборку к группе вещей, где искомая вещь отсутствует).

Выработку навыка выборки человека по запаху его вещи следует начинать после того, как собака научится четко выбирать вещи помощника из трех вещей с запахом других людей. Приучить собаку к выборке означает выработать у нее навык после обнюхивания вещи определенного человека активно обнюхивать группу людей и, четко дифференцируя их запахи, найти хозяина вещи.

Условные раздражители — команда «Нюхай!» и жест (правую руку протягивают ладонью вниз в сторону группы людей, а затем опускают к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед), вспомогательные — команды: «Апорт!», «Дай!», «Фу!» и восклицание «Хорошо!», безусловные раздражители — апортировочный предмет, помощник и лакомство.

До прихода дрессировщика с собакой три-четыре помощника становятся в ряд на расстоянии одного шага друг от друга. Один из помощников кладет в 3–4 шагах перед группой свою вещь и становится в строй. Остальные помощники держат в руках вещи, аналогичные положенной. Дрессировщик с собакой на коротком поводке подходит к нужной вещи и дает собаке ее обнюхать, затем поворачивает ее в противоположную от людей сторону. Основной помощник поднимает свою вещь и опять становится в строй.

Дрессировщик подводит собаку к группе людей (лучше с фланга) и командой «Нюхай!» побуждает ее последовательно обнюхать вещи, которые они держат. Если собака начинает обнюхивать вещь основного помощника и пытается схватить ее, помощник, сделав шаг вперед, выходит из группы и отдает собаке вещь. Дрессировщик, взяв вещь по команде «Дай!», поощряет собаку лакомством. Если собака, обнюхав вещь, не хватает ее, дрессировщик подает команду «Апорт!», если она пытается взять вещь у другого помощника, — команду «Фу!», но приглушенным голосом.

При повторных упражнениях помощники прячут вещи в рукав или кладут в карман, и собака, обнаружив искомый запах, вытягивает помощника из группы за рукав. Для приучения малоактивных собак хватать человека за одежду помощник слегка шевелит рукавом или краем куртки, пиджака, а дрессировщик подает команду «Апорт!». При повторных упражнениях основной помощник каждый раз меняет место в группе.

Помощь собаке в выборке человека (помощник шевелит рукавом или краем одежды, команда «Апорт!») оказывают только на первых занятиях. В дальнейшем этого не делают, чтобы у собаки не выработалась нежелательная привычка выбирать человека не по запаху вещи, а по движению одежды или команде.

На следующих занятиях упражнение усложняют: количество помощников постепенно увеличивают до 5–6 человек; помощник после обнюхивания собакой вещи не берет ее; собаку пускают на выборку без поводка; выборку проводят из группы посторонних людей, не имевших общения с собакой; собаку приучают к выборке при наличии отвлекающих раздражителей (людей, животных, транспортных средств).

Затем проводится поочередная выборка помощников из одной и той же группы людей. Для этого собака перед очередным посылом обнюхивает вещь помощника. Выбранный собакой помощник в группу не возвращается. В конце подготовки собаку приучают обнюхивать вещь с ослабленным (давним) запахом. Такие вещи заранее кладут в определенное место и выборку проводят спустя некоторое время, доведя его до нескольких часов. Выборку следует осуществлять в различное время суток в разных метеорологических условиях.

При отработке этого навыка возможны следующие ошибки дрессировщика:

1) частое использование одного и того же помощника или размещение его в группе на одном и том же месте (в результате у собаки вырабатывается привычка искать «знакомого» помощника);

2) одинаковая одежда основного помощника или одежда, резко отличающаяся от одежды людей в группе (в этом случае собака привыкает искать людей не по запаху, а по внешнему виду);

3) частое привлечение внимания собаки при помощи слабых движений (собака приучается выбирать помощника по сигналу).

Развитие у собаки злобы. Задержание, охрана, конвоирование человека. Защита дрессировщика. Методика выработки этих навыков такая же, как и при дрессировке собак для защитно-караульной службы. Следует, однако, иметь в виду, что эти навыки у собак розыскной службы должны быть более четкими и прочными.

Поиск человека по следу и выборка человека со следа. Выработку этого сложного навыка, основного в дрессировке розыскной собаки, следует начинать после того, как у нее выработаны послушание и злоба, стремление преследовать убегающего помощника, а также способность проводить выборку вещей по запаху человека.

Приучение к розыскной службе означает выработку у собаки навыка по командам «След!» и «Нюхай!» самостоятельно находить запаховый след человека, определять его направление, заинтересованно идти по следу и задерживать человека, проложившего след.

Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команды «След!» и «Нюхай!», а также запах следов; вспомогательными — команда «Ищи след!», восклицание «Хорошо!», жест правой рукой ладонью вниз в сторону следа с небольшим наклоном корпуса вперед, апортировочный предмет; безусловными — помощник, удары прутом или жгутом, лакомство.

Выработка навыка основана на хорошо развитом обонятельном анализаторе собаки и инстинктивном стремлении преследовать зверя или человека и подразделяется на два периода. Сначала собаку приучают к заинтересованному (четкому) поиску помощника по его запаховому следу, затем — к проработке следа в сложных условиях.

Первые занятия рекомендуется проводить в местах, где мало отвлекающих раздражителей, лучше всего ранним утром, на местности, поросшей низкой травой, с редкими кустарниками и деревьями.

Сначала используют следы, хорошо известные дрессировщику. Он говорит помощнику, на какое расстояние и в каком направлении прокладывать след, где его заканчивать, где и какие вещи оставлять. След прокладывают при попутном ветре. После 10–15 занятий по известным (контрольным) следам вводят «слепые» следы (направление и протяженность следов дрессировщику неизвестны).

Существует два основных метода приучения собаки к работе по следу: при первом используется активно-оборонительная реакция собаки; при втором — стремление собаки к поиску апортировочного предмета.

Первый метод. Дрессировщик привязывает собаку и инструктирует помощника, находящегося в укрытии (за кустом, деревом), затем возвращается к собаке и становится позади нее.

Помощник выходит из укрытия и подходит к собаке. Если она проявляет активно-оборонительную реакцию, помощник ее не трогает, но если она спокойна, нападает на нее и наносит несколько ударов жгутом или прутом. Дрессировщик подает команду «Фас!».

Помощник уходит в указанном направлении для прокладки следа. В начале запахового следа он шаркающими движениями обозначает исходную точку следа, а затем, волоча ноги, убегает на 100–150 м от собаки так, чтобы выйти из поля ее зрения. Двигаясь вначале по прямой, к концу он закругляет линию следа и прячется.

После небольшой выдержки дрессировщик берет собаку на длинный поводок и, держа его в 1–2 м от ошейника, подводит собаку к исходной точке следа. Подав команды «След!» и «Нюхай!» и указав рукой на след, направляет собаку на запаховый след. Собака стремится найти помощника и, принюхиваясь, бежит по следу. Дрессировщик идет за ней, направляя ее по следу.

Большое значение имеет воздействие на собаку поводком. Не допуская рывков, дрессировщик должен уметь вовремя и быстро сократить или увеличить его длину. Если собака сбивается со следа, поводок укорачивают, и собака выходит на след. Если собака идет по следу, не принюхиваясь, поводок пропускают от ошейника между передними ногами, чтобы иметь возможность заставить ее нагнуть голову и принюхаться. Когда собака в конце следа найдет помощника, дрессировщик предоставляет ей возможность напасть на него и потрепать одежду (держа собаку на поводке). После непродолжительной борьбы помощник убегает и вновь прокладывает след, увеличивая его на 30–40 м. Собака идет по следу. Так повторяется 2–3 раза. Занятие заканчивается задержанием и конвоированием помощника.

Второй метод используют при дрессировке собак, заинтересованных в апортировке, а также злобных и возбудимых. Заключается он в том, что дрессировщик, используя апортировочный предмет, приучает собаку сначала работать по своему следу, а потом — по следу помощника.

Дрессировщик, привязав собаку, берет апортировочный предмет и, подав команду «Апорт!», показывает его собаке. Затем отходит от нее на 3–4 шага и шаркающими движениями обозначает начало следа. Проложив след на расстоянии 75— 100 м, вначале прямо, а затем закруглив его, дрессировщик в конце следа кладет апортировочный предмет. К собаке он возвращается по своему следу.

После двух-трех занятий собака переключается на след помощника. Для этого дрессировщик кладет перед привязанной собакой апортировочный предмет. Помощник подходит к предмету, берет его и показывает собаке. Обозначив начало следа на земле и траве, он прокладывает след на 100–150 м, уходя из поля зрения собаки, а в конце следа кладет предмет на землю и прячется.

Дрессировщик пускает собаку по следу. За найденный предмет ее поощряют восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Как только собака начнет четко прорабатывать следы помощника и находить унесенные им предметы, упражнение усложняют — задерживают помощника. Перед этим проводят занятия по развитию злобы. Задержанный в конце следа помощник вырывается и убегает, прокладывая новый след. Собака идет по следу. Это повторяется 3–4 раза, затем задержанного помощника конвоируют.

Когда собака по командам «Нюхай!» и «След!» станет хорошо принюхиваться к следу и находить помощника, команду «Нюхай!» применяют только в случае, если она сбилась со следа. Остается только команда «След!». Работу собаки по следу постепенно усложняют. На каждом занятии протяженность следа удлиняют в среднем на 50 м, а длительность занятий — на 5 минут. Затем собаку приучают обнаруживать и прорабатывать запаховый след с обыском местности. Для этого дрессировщик приводит собаку на длинном поводке и за 35–40 м до следа по команде «Ищи след!» пускает ее на обыск местности (в сторону следа), добиваясь, чтобы она обнаружила и проработала след. У собаки вырабатывается навык обнаружения и проработки следа по запаху вещи, принадлежащей тому, кто прокладывает след. Для этого перед тем, как пустить собаку на след, ей дают обнюхать его вещь. Когда собака уверенно обнаружит след, рядом с ним прокладывают запаховый след другого человека. При попытке собаки пойти по другому следу дрессировщик произносит запрещающую команду «Фу!» и с помощью поводка направляет собаку на след.

Усложняя упражнения, при прокладке следа вводят различные углы (прямые, тупые, острые и петли). Чтобы приучить собаку к проработке углов, дрессировщик должен перед поворотом немного придержать ее поводком. Во избежание нежелательной связи на поводок (собака может привыкнуть изменять направление движения после придерживания поводком) следует иногда придерживать собаку поводком и на прямом следе.

Собаку приучают также находить на следе вещи и подносить (их оставляет помощник при прокладке следа). Если собака находит и подает дрессировщику вещь, он поощряет ее восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Если она проходит около вещи, дрессировщик командой «Апорт!» заставляет собаку поднять ее.

После первого периода дрессировки по запаховому следу собака должна прорабатывать «слепые» следы, проложенные на местности с растительным покровом протяженностью 500 м (30 минут), с тремя углами и тремя брошенными вещами.

Далее (второй период дрессировки) условия проработки запаховых следов усложняются и приближаются к реальным условиям работы розыскных собак. Прежде всего вводят пересечение искомых следов другими следами. Для этого второй помощник за 10–20 минут до прокладки основного следа (след первого помощника) пересекает под прямым углом его линию. Искомый след пересекают другими следами под разными углами, время между прокладкой дополнительных и искомых следов сокращается. Искомые следы прокладывают через тропы и дороги. Если собака теряет след на дороге или тропе или переключается на следы других помощников, дрессировщик командами «Нюхай!» и «След!» направляет ее по нужному следу. Правильное движение собаки по следу поощряется восклицанием «Хорошо!».

Затем собаку приучают к выборке прокладчика искомого следа из группы людей (после проработки следа). Помощники должны быть одинаково одеты. Располагаются они таким образом, чтобы собака могла заметить их в конце запахового следа. Вначале она должна выбрать помощника (прокладчика следа) из группы в составе двух человек (включая и прокладчика следа), затем из трех, четырех, пяти и шести человек. Для выработки навыка выборки человека со следа прокладчик следа в 20–30 м от его конца оставляет свою вещь. Собака должна обнюхать ее, а затем, когда дрессировщик подпустит ее к группе людей, по команде «Нюхай!» произвести выборку. Если это не получается, то в начале выработки навыка помощник может движением спровоцировать собаку схватить за одежду. Однако злоупотреблять этим приемом не следует, так как у собаки может возникнуть привычка проводить выборку человека не по запаху его следа, а по движениям.

Применяют и другой метод приучения собаки к выборке людей, но только в случае, если она не очень злобная. После проработки следа и задержания помощника он вырывается от собаки, прокладывает след в 100—1 50 м и примыкает к группе других помощников. Собака прорабатывает дополнительный след и по команде «Нюхай!» выбирает помощника, который проложил след. Выбранных собакой помощников берут под охрану и передают другому лицу.

Постепенно условия дрессировки усложняются. Занятия проводят в различной местности, в разное время суток, при любой погоде. След основного помощника под разными углами пересекается несколькими (3–4) следами других помощников. Вводят угловую и веерную выборку следа. Второй помощник подходит к одному из углов искомого следа с внешней стороны и, сделав поворот, уходит в направлении, противоположном следу. При веерной выборке к искомому следу с разных сторон подходят три-четыре помощника, а затем расходятся в различных направлениях.

Собаку приучают не отвлекаться на посторонних. Для этого в непосредственной близости от следа появляются помощники (три-четыре и более). Вначале они стоят поодиночке, а на следующих занятиях идут навстречу собаке. Если она набрасывается на них, дрессировщик применяет команду «Фу!».

Собаку постепенно приучают к проработке следа в населенных пунктах. Первые занятия проводят рано утром или поздно вечером, когда мало отвлекающих раздражителей. Сначала помощник прокладывает след до окраины населенного пункта и останавливается, а через 30–40 минут прокладывает короткий след (200–400 м) по населенному пункту.

Собаку приучают прорабатывать следы, прерываемые водной преградой (ручей, неширокая река), дорогой и др. Дрессировщик вначале помогает собаке обнаружить прерванный след, далее она самостоятельно ищет след по команде «Ищи след!». К концу дрессировки следовая работа сочетается с обыском местности и сторожевкой.

При выработке навыка поиска человека по следу и человека со следа возможны следующие ошибки дрессировщика:

1) однотипная прокладка следа (одно направление, одинаковые углы) на однотипной местности, это приучает собаку работать по направлению, а не по запаху следа;

2) неоднократная прокладка следа в местах, где хорошо видны отпечатки обуви помощника (сырая, глинистая или песчаная почва, снеговой покров), что приучает собаку к работе по видимому следу;

3) постоянное сдерживание собаки поводком перед углами или вещами на следу, это вызывает у собаки нежелательную связь (делает поворот или поднимает вещь по натяжению поводка);

4) маскировка помощника в конце следа за однообразными предметами (куст, дерево), в результате собака приучается искать его в конце следа по этим ориентирам;

5) частое наведение собаки дрессировщиком на выбранного из группы помощника (у собаки возникает нежелательная связь — делать выборку с помощью дрессировщика).

Обыск местности и помещений. У собаки, приученной к обыску местности, вырабатывается навык производить обыск местности по команде «Ищи!» и навыка зигзагообразного обыска местности (она находит предметы помощника и подносит их дрессировщику).

Условные раздражители — команда «Ищи!» и жест (правую руку ладонью вниз протягивают в направлении посыла собаки, затем опускают к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед). Вспомогательные условные раздражители — команды: «Апорт!», «Дай!», «Фу!», восклицание «Хорошо!», безусловные — лакомство, поглаживание и апортировочные предметы.

Из навыков ОКД у собаки должен быть выработан навык апортировки.

Занятия рекомендуется проводить на открытой местности (поле, опушка леса, пустырь, двор) площадью около 240 квадратных метров, чтобы небольшой ветер дул навстречу собаке. Отвлекающих раздражителей (посторонних людей, животных, транспортных средств) должно быть как можно меньше.

Дрессировщик, не заходя на участок, разбрасывает по нему три апортировочных предмета, чтобы они легли треугольником на расстоянии 1 5—20 м один от другого. Затем выходит с собакой на середину стороны (границы) участка, стоя лицом к нему против ветра, и по команде «Ищи!» и жесту посылает собаку на обыск местности, дав предварительно обнюхать свой предмет или руку. Следуя за собакой, он управляет ее поиском, добиваясь движения зигзагом («челноком»). Для этого, кроме команды «Ищи!», подают жест правой рукой. Команду «Апорт!» нужно применять лишь в случае, если собака не поднимет найденный предмет. Если поднимет, дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Упражнение повторяют 2–3 раза, лучше каждый раз на новом месте.

Если собака хорошо выполняет команды дрессировщика и проявляет заинтересованный зигзагообразный поиск, переходят к занятиям с помощником, который разбрасывает не три, а четыре вещи, оставляя последнюю около места, откуда дрессировщик будет посылать собаку на обыск. Дав обнюхать предмет и послав собаку на обыск, дрессировщик идет по средней линии участка, управляя собакой. Если она проходит мимо предметов, не замечая их, дрессировщик жестом помогает ей обнаружить предметы.

На следующих занятиях условия дрессировки усложняют. Площадь обыскиваемых участков увеличивают до 420 квадратных метров и приучают собаку работать без поводка. Посыл на обыск после разбрасывания предметов оттягивают (от 5 до 30 минут и более), при этом запах человека на разбросанных вещах ослабевает. И наконец, обыск местности проводят без предварительного обнюхивания собакой вещи дрессировщика или помощника. Затем вводят «пустые углы» без апортировочных предметов.

Чтобы приучить собаку облаивать предметы, которые она не может принести к дрессировщику, помощник в нескольких местах оставляет тяжелые предметы или маскирует их травой, листьями, засыпает землей (снегом) телогрейку, пальто и др. Некоторые предметы он подвешивает на деревья, кусты или на забор. На первых занятиях дрессировщик при обыске местности наводит собаку на эти предметы, по команде «Голос!» побуждает ее облаивать их и поощряет восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Затем собаку приучают самостоятельно искать и облаивать предметы.

Чтобы она обнаруживала спрятавшегося человека, помощник, разбросав вещи для поиска, прячется в конце обыскиваемого участка. Собака по команде «Ищи!» и жесту сначала обнаруживает вещи, а затем находит и задерживает помощника, которого берут под охрану и конвоируют.

Обыскивать помещение собаку приучают следующим образом. Помощник около сарая или землянки внезапно нападает на собаку и дрессировщика, а затем, вырвавшись, убегает в помещение и прячется. Дрессировщик с собакой входит в помещение и по команде «Ищи!» и жесту пускает животное на обыск. Обнаруженного и задержанного собакой помощника передают другому лицу. На следующих занятиях помощник прячется в помещении и прячет вещи, которые собака должна найти при обыске.

При выработке навыка обыска местности и помещений возможны следующие ошибки дрессировщика:

1) проведение занятий на одной и той же местности (собака привыкает к поиску в определенных условиях и плохо работает в других);

2) первоочередная выработка навыка у нескольких собак на одном и том же месте (собаку отвлекает запах ранее прошедших собак, особенно кобелей — запах сук);

3) использование однотипных вещей (заторможенность собаки при нахождении предметов, отличающихся от привычных);

4) раскладка вещей каждый раз у одних и тех же предметов (ориентиров), что приучает собаку искать вещи только около определенных предметов.

Сторожевка на месте и в движении. Приучение собаки к сторожевке — это выработка у нее навыка по команде «Слушай!» настораживаться и бесшумно оповещать своим поведением о приближении посторонних.

Условные раздражители — команда «Слушай!» и жест (правую руку протягивают ладонью вниз в сторону, откуда ожидают помощника, затем опускают к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед), вспомогательные — команды «Фас!», «Фу!» и восклицание «Хорошо!», безусловные раздражители — помощник, наносимые прутом или жгутом удары.

К выработке этого навыка следует приступать после того, как собака приучена задерживать и конвоировать помощника.

Сначала ее приучают сторожить на месте. Занятия, как правило, проводят в темное время суток, на местности, где много кустов, оврагов и других укрытий для помощника. Дрессировщик с собакой находится за кустом, деревом, высоким бугром в 60–70 м от помощника, спрятавшегося в укрытии. Посадив собаку с левой стороны от себя и придерживая ее за поводок у ошейника, дрессировщик, после того как собака успокоится, подает помощнику сигнал (тихий свист, свет карманного фонаря и др.). Можно обойтись и без сигнала, заранее условившись о времени выхода помощника из-за укрытия. После того как сигнал помощнику подан или пришло условленное время, дрессировщик подает собаке команду «Слушай!» и делает жест рукой в сторону помощника.

Помощник, увидев сигнал дрессировщика и выдержав 2–3 минуты, в условленное время производит слабый шорох (ударяет прутом по дереву, земле и др.), а затем крадется в сторону собаки, изредка останавливаясь. Если собака настораживается в его сторону, дрессировщик подает команду «Слушай!» и поощряет собаку восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Лай или визг собаки дрессировщик пресекает рывком поводка и командой «Фу!». При упорном лае сжимает ей челюсти рукой или поводком. Следует поощрить собаку, если она перестала лаять.

Собаку с повышенной возбудимостью для прекращения лая побуждают двигаться в сторону помощника. Она делает несколько шагов в его сторону. Дрессировщик при этом остается на месте и так натягивает поводок, что ошейник сдавливает горло собаке, не позволяя ей лаять. Если она слабо реагирует на шорох, помощник должен подкрасться к ней и нанести несколько слабых ударов прутом или жгутом, а затем убежать, после этого дрессировщик пускает собаку на задержание.

Если собака приучена сторожить на месте, приступают к занятиям по выработке этого навыка в движении (при патрулировании). Занятия проводятся в местах, где есть укрытия для помощника. Хорошо, если этот участок пересекает дорога или тропа.

Для движения (патрулирования) дрессировщика с собакой заранее намечают маршрут (200–300 м). Помощник прячется в непосредственной близости от маршрута движения. Дрессировщик с собакой на коротком поводке медленно идет по дороге (тропе). Изредка останавливаясь, он тихим голосом подает собаке команду «Слушай!». Если собака насторожилась, ее поощряют. Приблизившись к месту, где укрылся помощник, и остановившись, дрессировщик подает команду «Слушай!», делает жест рукой в сторону помощника и поощряет собаку. Если она пойдет в сторону помощника, дрессировщик следует за ней. Когда помощник выходит из укрытия и нападает на собаку, дрессировщик подает команду «Фас!», и помощника задерживают. Задержанного берут под охрану и конвоируют.

На следующих занятиях протяженность маршрута постепенно удлиняют до 1 км и более. Помощник удаляется от дороги (тропы) на расстояние 10–15 м и более. При задержании используют стрельбу. Занятия проводят при разных погодных условиях.

После того как собаку подготовят сторожить на месте и в движении, дрессировку сочетают с обыском местности и следовой работой. По договоренности с дрессировщиком помощник во время сторожевки к собаке не подходит. Произведя шорох на расстоянии 40–50 м от нее, он затаивается. После того как собака отреагирует на шорох, дрессировщик по команде «Ищи!» пускает ее на обыск местности и следует за ней. Обнаруженного помощника задерживают и конвоируют.

Затем помощник затаивается на расстоянии 80—100 м от собаки и действует по-другому. Периодически производя шорох, он незаметно проходит через охраняемый участок. После того как собака отреагирует на шорох, дрессировщик берет ее на длинный поводок и пускает по командам «Ищи!», «След!» на обыск местности для обнаружения следа помощника. Собака прорабатывает обнаруженный след, помощника задерживают и конвоируют.

При выработке этого навыка возможны следующие ошибки дрессировщика:

1) проведение занятий с собакой в одинаковых условиях (собака будет хорошо работать только в этих условиях и отказываться от сторожевки при перемене места);

2) движение помощника в определенном направлении (собака будет проявлять настороженность только в этом направлении);

3) несоблюдение индивидуального подхода к собаке со стороны помощника (например, постоянный шорох при дрессировке возбудимых собак), это может вызвать большое возбуждение и лай (визг);

4) применение команды «Слушай!» перед каждым появлением помощника (вызывает нежелательную связь — собака настораживается только после команды).

Требования к собакам розыскной службы.

После окончания курса дрессировки по розыскной службе собака должна овладеть следующими навыками:

1) прорабатывать запаховые следы протяженностью не менее 500 м спустя не менее 30 минут, обнаруживать и задерживать прокладчиков следов, находить и подбирать на следе три вещи, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

2) после обнюхивания предмета, принадлежащего помощнику, по команде «Нюхай!» самостоятельно выбирать вещь помощника из разложенных рядом на расстоянии 30–40 см трех вещей других помощников и приносить ее дрессировщику, проводить выборку помощника в группе из четырех человек, включая помощника;

3) по команде «Ищи!» и жесту, двигаясь зигзагообразно, найти три апортировочных предмета, разложенных на расстоянии 15–20 м один от другого, и поочередно отдать их дрессировщику;

4) по команде «Фас!» и жесту активно нападать и задерживать помощника («злоумышленника»), проявлять крепкую хватку с перехватом, быть бдительной при обыске и охране задержанного. Спокойно относиться к выстрелам и другим звуковым раздражителям.


Категория: ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА | Добавил: admin | Теги: рефлексы собак, собаки патрульно-спасательной служб, дрессировка служебных собак, навыки служебных собак, воспитание служебных собак-спасател
Просмотров: 636 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЭНЦИКЛОПЕДИИ О ЖИВОТНЫХ
ОТКРЫТКИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ
БАРБОС - ДЕТЯМ
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Каталог сайтов Bi0 Яндекс.Метрика Каталог сайтов и статей iLinks.RU