Задумаемся о том, что позволило дикому животному
стать собакой, что привело его к человеку, почему совсем на других
основах строились отношения с копытными, почему кошка, придя в дом
человека, так и осталась «гулять сама по себе»? Дело здесь не только в
развитом интеллекте. В конце концов, известны первобытные племена,
которые приручали медведей — умнейших из хищников, могучих зверей, чей
срок жизни вполне сопоставим с человеческим. Вот это союзник: он может
ударом лапы сломать хребет лосю, умеет ловить идущую на нерест рыбу, и
не какую-нибудь там кильку, а благородного лосося; может залезть на
дерево за медом диких пчел. Умеет косолапый находить ягодные и грибные
места, не прочь отведать орехов, т. е. вкусы его вполне совпадают со
вкусами человека. А там, где грубой силы недостаточно, медведь проявит
ловкость, его когти — не только страшное оружие, но и очень тонкий
инструмент.
Казалось бы, держи домашних медведей и живи в свое
удовольствие, но пути медведей и людей так и не слились. Были и племена,
договаривавшиеся со львами, но нет ныне и домашних львов. Нелепая
попытка семьи Берберовых кончилась, как и ожидали зоологи, трагедией.
Почему первым домашним животным стал хищник? Что такое домашнее животное и каковы его отличия от прирученного или дикого?
Ответим сначала на второй вопрос. Прежде всего тем,
что одомашниванию подвергается популяция в целом, а приручается лишь
отдельная особь. Единовременно могут существовать дикие и ручные
представители популяции. Одичание домашнего животного происходит в
течение поколений; ручное животное дичает само, вернувшись к вольным
условиям жизни. Одомашнивание затрагивает одновременно и особенности
поведения, и анатомию, и физиологию, а приручение касается только
поведения.
Посмотрим, как меняется поведение прирученного
животного. У него формируются новые поведенческие акты, пригодные для
существования в новых условиях, заглушается врожденный страх перед
человеком.
Поведение домашнего животного принципиально
отличается от поведения его дикого предка. Отсутствует врожденный страх
перед человеком, но животное не становится опасным, поскольку общий
уровень его агрессивности значительно понижен. Более того, у домашних
животных до глубокой старости сохраняются в поведении инфантильные
(детские) черты: домашнее животное нуждается в заботе со стороны
человека, оно во многом утратило способность самостоятельно принимать
решения.
При одомашнивании сильно изменяются физиология и
анатомия животного. Исчезает или сильно сглаживается связь половых
циклов с сезонами года, поскольку человек обеспечивает животное кормами и
убежищем даже в самое не подходящее для размножения время. У многих
видов животных резко возрастает плодовитость — ведь выращивание
детенышей перестает быть делом только самки или родительской пары. Как
правило, животные становятся полигамными. Большинство домашних животных
не может обитать в естественных условиях, для них человек создал
искусственную среду. Появляется огромное разнообразие окрасов,
большинство из которых делает животное заметным в любом окружении, тогда
как окраска диких животных преследует прямо противоположную цель: стать
максимально незаметным. Итак, домашнее животное без человека либо
гибнет, либо существует в условиях крайнего напряжения всех систем
организма и в ряду последовательных поколений дичает, приближаясь по
облику и поведению к дикому предку.
Собака отнюдь не во всем соответствует определению
типичного домашнего животного. Инфантильные черты, безусловно, присущи
породам декоративным, но пользовательные породы, как правило, в
искусственной среде не нуждаются и могут обходиться без
патрона-человека; более того, часто возникает вопрос, кто кому
обеспечивает нормальную жизнь — человек собаке или наоборот?
Так в чем же особенности собаки как домашнего
животного? Широко распространено мнение, что именно она дала человеку
саму идею одомашнивания, и это была настоящая революция в отношениях
человека и природы. Однако даже самый гениальный кроманьонец не мог
придумать одомашнивания — ведь для этого ему надо было разработать
стратегию воздействия на популяцию, т. е. на совокупность всех животных
данного вида, обитающих в конкретной местности (это десятки, а может, и
сотни квадратных километров). Другими словами, племя должно было бросить
все свои дела и целенаправленно, не отвлекаясь более ни на что,
воздействовать, скажем, на древних волков. К. Лоренц, автор книги
«Человек находит друга», именно волкам и шакалам отдал почетное право
быть прародителями первых домашних животных на Земле.
По нашему мнению, волк, С. lupus L. (современный
вид), вообще не был предком собаки. Почему? Мы уже установили, чем
ручное животное отличается от домашнего. В гипотезе К. Лоренца речь идет
именно о приручении: охотник принес в селение волчат, те привыкли к
людям, выросли и стали собаками. Нет, они выросли и остались ручными
волками. А потом пришел голод, ели все, что можно было разжевать и
проглотить. Ручных волков либо съели, либо они, когда животы подвело,
ушли в лес и одичали. Одомашнивания не произошло. Приручение разных
детенышей — дело очень распространенное в племенах
охотников-собирателей, но любой прирученный детеныш — это игрушка для
детей и, увы, живые консервы.
Нашим предкам не приходило в голову одомашнить
каких-либо зверей, потому что придумать такое невозможно. Даже сегодня,
когда в определенной степени известны процессы, протекающие в популяции,
количество видов домашних животных растет очень медленно, и процесс
одомашнивания оказывается очень и очень сложным.
Как же появилось первое домашнее животное — собака?
Человек и собака волею обстоятельств заключили союз. Примеров таких
союзов в мире животных немало: львы и гиены вместе охотятся;
птица-медоуказчик приводит к гнезду диких пчел животных; другие птицы
приспособились выбирать остатки мяса из зубов отдыхающих крокодилов и
т. д. и т. п. Следовательно, взаимовыгодный союз был возможен, и, скорее
всего, становление его шло двумя путями. Отметим, кстати, что и предков
собак было, по нашему мнению, как минимум два (на самом деле даже
больше, но сейчас не об этом речь).
Первый путь — совместная охрана жилья, нужного и
людям и собакам. Этот союз между пещерными собаками и людьми складывался
в районе Тибета, там-то и зародилась одна из древнейших породных групп —
молоссоиды, мастифы. По мере заселения человеком этой горной страны он
сталкивался с собаками, обитавшими в пещерах. Это жилье — одно из самых
удобных и безопасных. Собаки были не в состоянии отстоять пещеры, им
пришлось смириться с соседством людей, как смирялись они с присутствием
пещерных медведей. Люди, в свою очередь, не могли полностью очистить все
низкие и узкие коридоры пещерных комплексов от собак, да, наверно, они и
не стремились к этому. Наши предки не старались уничтожить хищника,
если тот на них не нападал (до войн за идею пройдет еще несколько
десятков тысячелетий).
Соседство оказалось взаимовыгодным: собаки могли
обнаруживать врага на значительно большем расстоянии, чем люди, а те, в
свою очередь, поражали этого врага на большом расстоянии, спасая тем
самым жизни не только свои, но и собачьи. Так постепенно люди и собаки
привыкали друг к другу: собаки обучались не нападать на «своих», т. е.
знакомых людей, те не трогали собак. Молодняк вырастал, зная, что люди —
не враги собакам. С течением времени образовалось сообщество людей и
собак.
При переселениях люди собак уводили с собой. Теперь, даже если случалось несчастье с собаками, люди сознательно заводили новых.
Тогда-то человеку и могла прийти в голову мысль
отловить молодняк и самок травоядных животных и держать в неволе про
запас целое стадо. Имея такое стадо, предположим, коров, человек мог
отбирать из них самых спокойных и молочных на потомство. А первый
домашний пес грелся на солнышке, охраняя стадо, и даже не подозревал,
что создает новую страницу в цивилизации человека.
Страсть к охране территории сохранилась у всех
потомков собак Тибета, в поведении мастифов это одна из основных черт,
благодаря которой они и сегодня лучшие охранники и сторожа. Большинство
пород, рекомендуемых нами в качестве телохранителей, либо принадлежат к
мастифам, либо несут в себе кровь этой группы.
Второй путь становления союза человека и собаки — это
совместная охота крупного и мелкого хищника. Псовые африканских саванн
могли заинтересовать человека своей способностью быстро бегать и
загонять жертву в такое место, где с ней удобнее покончить: в заросли, к
обрыву. Если бы они ловили только мелких антилоп, их пути, возможно,
так и шли бы параллельно охотничьим тропам древних людей. Но стайный
хищник почти всегда пытается свалить более крупную добычу, уповая именно
на силу стаи. Зачастую такие попытки бывали неудачными, и хищники лишь
лаяли от возбуждения, удерживая крупную антилопу на месте. Лай привлекал
людей-охотников, которым убить добычу было проще, чем собакам.
Последние получали остатки после разделки туши, а значит, трудились не
зря. Так мог формироваться союз собаки-загонщицы и человека-добытчика,
возникла группа, давшая со временем борзых и гончих, а уже от них пошли
легавые, таксы, спаниели. В качестве собак, способных бороться с
человеком, они малопригодны. |