Любая дрессировка по сути является процессом
формирования у животного желательного для владельца типа поведения. Что
такое поведение и как оно формируется, вопрос далеко не праздный. До сих
пор из пособия в пособие кочуют определенные стереотипные представления
о формировании поведения собак, сбивающие с толку уже не одно поколение
их владельцев. Авторы этих пособий преподносят процесс формирования
поведения как сугубо механический: дал стимул — получил реакцию. И
выглядит это вроде весьма научно: нарисованы собака, лампочка и кусок
мяса, а из текста следует, как выработать условный рефлекс. Вот только в
реальной жизни подрастающий щенок ведет себя совсем не по учебнику и
зачастую рефлексов вырабатывать не желает.
Но не могут же солидные авторы вводить своих
читателей в заблуждение преднамеренно? А никто и не вводит, просто в
пособии рассмотрен частный случай, один из типов поведенческих реакций, а
владелец собаки имеет дело со сложнейшими поведенческими комплексами.
Наиболее пытливые собаководы пытаются заполнить
брешь в образовании самостоятельно и читают серьезную научную
литературу. Но и тут их может поджидать разочарование, поскольку разные
авторы принадлежат к разным научным школам, которые пользуются разной
терминологией при описании одних и тех же процессов. Попытаемся помочь
нашему читателю разобраться и с терминологией, и с сутью явления.
Итак, поведение — это совокупность всех реакций
организма на внешние и внутренние раздражители, поддерживающая
оптимальное состояние организма в постоянно меняющейся среде. Большой
ошибкой будет отождествлять с поведением только двигательные комплексы;
отдых и сон также относятся к поведенческим реакциям. Один из этологов
заметил: «Живое всегда себя как-то ведет, нет поведения только у
мертвого». Так что поведение — это собственно вся жизнь собаки, от ее
первого до последнего вздоха. Согласитесь, что реакция на включение
лампочки — всего лишь ничтожный штрих на большом полотне.
Но не стоит пугаться и считать, что понять поведение
собаки ее хозяину не по силам. Каждый из нас, как любой живой организм,
строит определенным образом свою модель поведения и способен объяснить
свои поступки. А поведение собаки много проще, и потому, естественно,
вполне объяснимо. Нужно лишь желание его понять и научиться им
управлять. Посмотрим, из каких основных компонентов (по генезису)
состоит поведение собаки. Первый, являющийся своеобразным базисом, на
котором разовьются в течение жизни индивидуальные поведенческие
особенности, — это генетически обусловленный, врожденный компонент.
Основные реакции, с ним связанные, — это безусловные, или врожденные,
рефлексы. Их множество, они отличаются простотой и неизменностью —
безусловный рефлекс угасить нельзя.
Убедительный тому пример — безуспешные попытки
приспособить некоторые особенности поведения животного к своим
потребностям. Допустим, вам удобнее, чтобы щенок освобождал кишечник
перед кормлением. Но на какие бы ухищрения вы не шли (за исключением
разве что применения определенных лекарств), малыш все равно будет
сначала питаться, а уже потом избавляться от отходов. Придется
отказаться от невыполнимых требований и выносить щенка на травку после
еды.
Нельзя путать безусловный рефлекс с инстинктом.
Инстинкт — гораздо более сложное явление, представляющее
разворачивающуюся в ходе жизни генетическую программу. Именно из-за
сложности вычленения такой программы у высших позвоночных, к которым
относится любимая вами собака, термин «инстинкт» в современной
поведенческой литературе практически не встречается.
Следующий основополагающий компонент поведения — это
обучение, то есть совокупность всей условно-рефлекторной деятельности
организма. Условный рефлекс принципиально отличается от безусловного.
Условные рефлексы вырабатываются, закрепляются и угашаются, они
достаточно индивидуальны и их формирование напрямую зависит от
жизненного опыта. Некоторые условные рефлексы могут быть очень сложными,
взаимосвязанными с другими условными рефлексами. Формируются они на
основании безусловных, и в ряде случаев их трудно разграничить — для
этого необходимы специальные исследования. Например, половые реакции
долгое время считались сложным комплексом безусловных рефлексов, и лишь
относительно недавно было показано, что социальные животные половому
поведению обучаются, т. е. обязательной составляющей такого поведения
являются условные рефлексы.
Этот компонент крайне важен для формирования
желательного поведения. Следует помнить, что помимо условных рефлексов,
которые пытается выработать дрессировщик, в ходе жизни собаки образуется
много других рефлекторных связей. Именно поэтому не допустим
механический подход к дрессировке. Собака — не машина, которую можно
включить, должным образом запрограммировать и выключить до следующего
употребления. Пока вы пытаетесь ввести свою программу, окружающий мир
вносит в нее поправки, а то и помехи. В результате может получиться
совсем не то, что ожидалось.
Не менее важен последний компонент поведения — элементарная рассудочная деятельность (ЭРД).
Многие люди до сих пор считают, что природа только их наградила
разумом, прочие же животные начисто лишены способности думать.
Ошибочность подобной точки зрения была блестяще доказана одним из
крупнейших ученых в области высшей нервной деятельности Л. В.
Крушинским. Он показал, что существует такая форма нервной деятельности,
которая отличается от любых форм обучения. Эта форма поведения,
безусловно, является адаптивной, т. е. приспособительной, и
осуществляется только в условиях первой встречи организма с необычной,
новой для него ситуацией.
Именно тогда, когда решить жизненно важную задачу,
опираясь на предшествующий опыт, невозможно, животное делает это с
помощью ЭРД. Оно чисто эмпирически улавливает некую закономерность,
связывающую предметы и явления, и оперирует уже этим новым знанием.
Сходное явление в немецкой литературе обычно описывается термином
«инсайт», т. е. озарение, внезапное понимание. Л. В. Крушинский не
только описал это явление, но и показал его механизм.
Итак, в определенной ситуации собака может думать и
находить решение посредством ЭРД. Приведем в качестве примера случай,
который анекдотично выглядит именно потому, что животное само придумало,
что ему делать. А заключается он в следующем. В один из весенних дней
сторожа, охранявшие сад, отмечали праздник. Собаку выгнали на улицу: уж
очень настойчиво выпрашивала она кусок жареной утки. Не успели они
приступить к трапезе, как собака с грозным рычанием кинулась в самую
густую часть посадок и начала лаять. Делать нечего — сторожа кинулись на
подмогу. Продираясь сквозь заросли, долго искали они нарушителей, но
тщетно. Когда они вернулись к брошенному застолью, то обнаружили, что
утка исчезла, собака — тоже. Оказывается, не получив вожделенного
лакомого куска, собака связала воедино два события: то, что люди бросают
все, если появляется нарушитель, и то, что она должна оповестить об
этом. Решение оказалось правильным, и умное животное было щедро
вознаграждено.
Таким образом, все многообразие поведенческих
реакций собаки — это совокупное действие трех основных компонентов:
генетической памяти, обучения и ЭРД. В ряде случаев под воздействием
разнообразнейших внешних и внутренних факторов могут происходить сбои в
работе организма. Тогда появляются аномальные и даже патологические
реакции. Это своего рода болезни поведения. Такие болезни ничем не лучше
телесных — ведь собака с аномальным поведением не может справляться со
своей работой.
Зная, из чего складывается поведение, осталось
понять, как эта система работает. Что бы собака ни делала, всегда есть
побудительная причина ее поведения, а значит, есть и путь реализации.
Одни проявления можно поддерживать и закреплять, другие, напротив,
перестраивать в желательную сторону.
Прежде рассмотрим психофизиологический механизм формирования рефлекторного поведенческого акта (РПА),
т. е. конкретной совокупности безусловных и условных рефлексов разной
степени сложности, сформировавшейся в течение жизни животного и служащей
для достижения результата в конкретных условиях.
Основой и источником любой активности организма являются потребности; число
их конечно. Они могут быть только врожденными; потребности определяют
возможность существования организма и по сути своей абстрактны. Так,
потребность в питательных веществах не может быть выражена конкретно и
напрямую — нельзя хотеть съесть 15 г белка и 5 молекул калия. Каждая
потребность борется с другими за возможность осуществления, поскольку
организм одновременно может обеспечивать полноценное удовлетворение лишь
ограниченного числа потребностей. Возможны ситуации, когда две или
более потребности удовлетворяются одним поведенческим актом, не
конкурируя (синтергические потребности).
1-й путь решения задачи — наиболее экономичный
2-й путь решения задачи — метод проб и ошибок
Сильная (доминирующая) потребность воплощается посредством мотивации, т. е.
активизации в памяти образов значимых объектов внешнего мира и
действий, направленных на эти объекты. Отражение мозгом вероятности
удовлетворения потребности называется эмоцией. Поступление
информации о возрастании вероятности достижения цели вызывает
положительные эмоции, которые организм стремится усилить, продлить или
повторить. Уменьшение вероятности достижения цели по сравнению с
первоначальным прогнозом порождает отрицательные эмоции, которые
организм стремится ослабить или предотвратить.
3-й путь — рассудочное решение — «озарение», или инсайт, — наиболее сложен и энергоемок
Предположим, в организме возникла некая потребность,
которая через мотивацию может быть реализована посредством
рефлекторного поведенческого акта (РПА). Если РПА не дает желаемого
результата, возникают отрицательные эмоции. Эти эмоции могут прервать
РПА и вызвать поиск иных путей для удовлетворения потребности. Если
потребность не удовлетворяется, могут включаться иные РПА, неадекватные
конкретной ситуации. Такое поведение называется смещенной активностью
(СА). При осуществлении СА возможно случайное нахождение пути
удовлетворения потребности. Тогда данный РПА через положительные эмоции
подкрепляется и становится основным для удовлетворения этой потребности в
определенных условиях.
При неудовлетворении потребности сохраняется
действие отрицательных эмоций. Далее возможны либо переход к аномальным
состояниям, либо включение элементарной рассудочной деятельности (ЭРД).
Отметим, что ЭРД может включаться и без СА, т. е. только потому, что не
сработал РПА. ЭРД является наиболее сложным путем решения задачи,
энергетически менее выгодным, чем рефлекторные пути, поэтому
используется животным только в новых, крайне сложных ситуациях. В
знакомых ситуациях, при решении стандартных задач, ЭРД не используется
никогда!
Решение, полученное путем ЭРД, при повторении
ситуаций входит уже в контекст РПА, подкрепляется положительными
эмоциями. В случае, когда РПА, СА или ЭРД не могут снять отрицательные
эмоции, происходит переход в аномальное состояние. При этом возможны
физические нарушения (истощение способности к функционированию тканей,
органов или систем органов) и нарушения нервного характера.
При возникновении аномальных состояний усиливается
действие конкурирующих потребностей. Если они оказываются сильнее,
первоначальная потребность временно угасает, и круг, порождающий
аномальное состояние, разрывается. Если этого не происходит,
первоначальная потребность продолжает доминировать, и аномалия переходит
в патологию.
Рассмотрим данную схему на примере. Собака привыкла
получать корм в определенном месте. При пищевой потребности возникает
мотивация (образ кормушки и путь к ней). Собака осуществляет РПА: идет в
комнату, где стоит миска, и ест. Эмоции положительные, мотивация
подкреплена, потребность удовлетворена. Если же она удовлетворена не
полностью, собака снова и снова подходит к миске, лижет ее (повторение
РПА).
Теперь допустим, что дверь в комнату оказалась
закрытой, и потому РПА не срабатывает. Потребность возрастает,
активность собаки повышается, и возникает СА. Собака лает на дверь,
прыгает на нее, скребет лапами и т. д. Если дверь в комнату случайно
открывается, животное получает решение проблемы путем проб и ошибок.
Формируется новый РПА, подкрепленный положительными эмоциями: собака
обучится толчком открывать дверь и отныне будет делать это рефлекторно.
Если собака открыть дверь не сумеет, СА может
сохраняться. Собака продолжает лаять, прыгать, рвать обои и т. п. Когда
животное устанет, включается конкурирующая потребность в отдыхе. Собака
ложится и отдыхает до тех пор, пока все возрастающая пищевая потребность
вновь не становится доминирующей. При очень высокой потребности собака
может травмировать себя, дойти до нервного срыва. С другой стороны,
очень высокая потребность может включить ЭРД, и тогда собака поймет, как
зубами или лапой можно выдвинуть задвижку. Действие это, будучи
подкрепленным положительными эмоциями, далее станет рефлекторным, и
второй раз над тем, как открыть задвижку, собака думать уже не будет.
Если сменить запор, процесс будет развиваться по той же схеме.
Осуществить РПА не получается, СА возникает обязательно, но совсем не
обязательно следует новое решение задачи с помощью ЭРД.
Таков механизм формирования поведенческого акта.
Однако для понимания поведения во всей его сложности нужно еще
представлять основные характеристики нервной системы. Образно говоря,
нервная система — это технические данные компьютера, а поведение — это
его программное обеспечение.
Нервная система характеризуется рядом общих
показателей, из которых нас в первую очередь интересуют ее сила,
уравновешенность, подвижность и обучаемость.
Под силой нервной системы понимают
«работоспособность нервной системы», определяемую пределом возбуждения
нейрона мозга и возможностью тормозного процесса купировать застойное
возбуждение. На практике речь идет о том, в каком интервале стимулы
одного рода воспринимаются собакой без снижения работоспособности.
Уравновешенность характеризует баланс между двумя
основными нервными процессами: возбуждением и торможением. Поскольку
идеальная уравновешенность возбуждения и торможения встречается крайне
редко, нужно определить, какой именно процесс преобладает у данной
собаки. В процессе воспитания производят необходимую корректировку
(понижают возбуждение и усиливают торможение или наоборот).
Под подвижностью нервных процессов понимают скорость
и легкость переключения из состояния возбуждения на состояние
торможения и обратно. Подвижная нервная система облегчает процесс
дрессировки собаки; в случае инертной нервной системы при дрессировке
необходимо применять сильные возбуждающие и тормозные стимулы и менять
их (дрессировка на контрастах).
Показатели силы, уравновешенности, подвижности,
определенные лабораторными методами школой академика И. П. Павлова,
использовали для характеристики типов высшей нервной деятельности (ВНД).
Однако в связи с большим количеством комбинаций этих признаков и
отсутствием их дискретности (существуют как крайние проявления, так и
все возможные переходные состояния), в чистом виде типы ВНД практически
не встречаются. Считать, что данная собака обладает конкретным типом
ВНД, без длительных лабораторных исследований просто нельзя! Такое
«упрощение» приводит к грубейшим ошибкам в воспитании и дрессировке.
Обучаемость — легкость выработки и угашения условных
рефлексов. Владельца обычно очень радует, что его собака легко
обучается и за несколько раз запоминает команду. Но все не так просто.
Легко усвоенная команда, если ее не напоминать систематически, столь же
легко и быстро забывается. Вот и получается, что с «вундеркиндом»
приходится регулярно повторять пройденное, зато «тугодум» если уж
запомнил команду, то надолго.
При воспитании собаки необходимо учитывать такую
породную характеристику, как доминирующие мотивации. Например, для
охотничьих собак наиболее сильными являются мотивации, связанные с
охотой. Если вы держите такую собаку в городе, не собираясь охотиться с
ней, примите все меры для переключения их и выработки новых мотиваций.
Следует учитывать и индивидуальные особенности
вашего любимца. Нет, и не может быть методик дрессировки «собаки
вообще». Каждый раз мы работаем с конкретным животным.
При рассмотрении механизма поведенческого акта
внешний мир остается как бы за кадром: ведь потребность — это качество,
присущее самому организму и зависящее только от его физиологического
состояния. Однако, как уже говорилось, на одной потребности может
формироваться множество мотиваций, они отнюдь не являются врожденными.
Именно на этом уровне факторы внешнего мира соотносятся с внутренним
состоянием организма, здесь и складывается собственно поведение.
Для обеспечения жизнедеятельности любому организму
необходимо получать информацию о состоянии внешней среды. Информация эта
поступает по разным каналам с помощью системы органов чувств. Напомним,
что у собаки это обоняние, осязание, зрение, слух, вкус. Существуют и
сложные системы внутренней рецепции.
Степень развития разных органов чувств и значимость
поступающей через них информации различна. Наибольшего развития
достигает обонятельная система, тонкость обоняния собаки поражает
воображение, и колоссальный поток информации об окружающем мире собака
получает именно по этому каналу. Обонятельные сигналы воспринимаются не
только через рецепторы носовой полости, но и через рецепторы
вомеро-назального органа, располагающегося в ротовой полости. Этот орган
относится к системе древнего химического чувства и способен
воспринимать и обонятельные и вкусовые сигналы. Когда собака делает
частые вдохи-выдохи, исследуя заинтересовавший ее предмет, она исследует
его именно с помощью вомеро-назального органа. Такой нюх-вкус дает
максимум знания об интересующем объекте. Собственно вкусовые рецепторы
представлены особыми сосочками.
Зрение собаки значительно отличается от зрения
человека. Собака близорука, вдали она видит лишь движущиеся объекты.
Угол объемного зрения у нее невелик, предметы, расположенные сбоку, она
видит в плоском изображении. Но общий угол зрения у собаки больше, чем у
человека.
Слух у нее достаточно тонкий. Благодаря тому, что
ушные раковины могут двигаться независимо друг от друга, собака способна
очень точно локализовать источник звука. Даже во время сна она чутко
улавливает звуки, и именно это делает ее прекрасным сторожем.
Осязательные рецепторы распределены по телу собаки
довольно неравномерно. Максимум их сосредоточен на морде: здесь
находятся специальные осязательные волоски — вибриссы. Их основания
многие владельцы ошибочно принимают за бородавки. На остальной
поверхности тела осязание значительно слабее, за исключением, может
быть, подушечек лап. Болевая чувствительность у собак по сравнению с
человеком невысока.
При обучении желательно воздействовать сразу на
несколько информационных каналов. Например, лучше отдавать команду и
голосом и жестом.
Информация о внешних объектах имеет для собаки
различную значимость. Сигналы, связанные с удовлетворением тех или иных
потребностей, значимы всегда и анализируются даже при небольшой
интенсивности, тогда как даже относительно сильные, но нейтральные
сигналы воспринимаются как фоновые. Например, впервые ощутив резкий
запах краски, собака всесторонне его проанализирует — и более
интересоваться им не будет, тогда как очень слабый запах пищи всегда
вызывает у нее интерес.
Какая же информация наиболее значима для собаки?
Прежде всего, метки и следы других собак и сами собаки, вид и запах
пищи, движущиеся объекты. Крайне важны для восприятия размеры объектов,
скорость и характер их перемещения. Направление движения объекта (к
собаке или от нее) также имеет большое значение.
Все достаточно высокоразвитые животные активно
собирают информацию, и, чем сложнее организована нервная система, тем
больше информации извне требуется ей для нормального функционирования.
Поэтому собака ограничение поступления информации переносит очень плохо.
С подобным явлением часто сталкиваются в питомниках.
Никто, разумеется, не лишает животное информации специально, но
привычный вольер, изученный до последней детали выгул, одни и те же
запахи и звуки изо дня в день создают эффект обедненной среды. Нервная
система собаки не получает никакой новой информации, а между тем только
новизна обстановки дает ей достаточную нагрузку. В отсутствие новой
информации нервная система как бы замыкается на себя, сосредоточивается
на восприятии сигналов от внутренних рецепторов, что приводит к
серьезнейшим нарушениям поведения.
Если в такой среде выращивать щенка, то у него
сформируется слабая нервная система, которая при малейшем напряжении
будет давать сбои. Любой новый объект или запах будут вызывать
совершенно неадекватные реакции. Собака вырастет трусливой, а ее
поведение окажется малопредсказуемым.
Когда взрослая собака попадает в обедненную среду,
сила ее нервной системы не изменяется, но формируются новые мотивации,
призванные «занять» собаку каким-либо делом. Большинство из них
осложняет контакт и работу с собакой. Все эти поведенческие изменения
часто называют синдромом питомника. С этим явлением необходимо бороться,
обогащая среду, то есть вводя в нее сложные элементы. В этом качестве
можно использовать всевозможные препятствия и укрытия на выгульных
площадках. Чем сложнее укрытие, тем лучше оно утоляет сенсорный голод
собаки, например, лабиринт из щитов даст ей гораздо больше новой
информации, чем будка из тех же самых щитов.
Нужно давать собаке возможность хотя бы иногда
бывать в незнакомых местах, видеть новых людей и животных. Отметим, что
содержание собак группами сдерживает развитие синдрома по сравнению с
индивидуальным содержанием.
Синдром питомника встречается отнюдь не только
непосредственно в питомниках. Довольно часто владельцы ухитряются
создать обедненную среду, выращивая собственную собаку. Добиваются
подобного эффекта просто: щенка ограждают от всего, что может его
испугать, — других собак, шумных улиц, незнакомых людей. Месяцами с
собакой гуляют в одно и то же время, в одном месте, да и дома держат в
каком-то определенном помещении, не позволяя переступать его порога. В
результате подросший пес панически боится громких звуков, бросается
наутек, завидев чужую собаку, или вдруг затевает с ней драку. Вполне
возможно, что укусы достаются и владельцу такой тщательно оберегаемой
собаки. Дрессировать подобного пса очень сложно. |