Б          А         Р         Б        О         С  
                             сайт для всех любителей  домашних и диких животных и природы  
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
СОБАКИ
КОШКИ
АКВАРИУМ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Категории раздела
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК [81]
ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ОХОТНИЧЬИХ СОБАК [30]
ДРЕССИРУЕМ ЧЕТВЕРОНОГОГО ДРУГА [37]
ДРЕССИРОВКА СОБАКИ-СПАСАТЕЛЯ [21]
СОБАКА СОПРОВОЖДЕНИЯ [13]
СОБАКА - ПРОВОДНИК СЛЕПОГО [25]
ВОСПИТАНИЕ, ДРЕССИРОВКА И НАТАСКА ЛЕГАВОЙ [4]
СОБАКА-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ [23]
ДРЕССИРОВКА СОБАК С ПОМОЩЬЮ КЛИКЕРА [7]
Форма входа

Главная » Файлы » ДРЕССИРОВКА СОБАК » СОБАКА-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

Собачьи «общеобразовательные курсы»
05.05.2012, 11:40

Воспитание, обучение и дрессировка — отнюдь не синонимы, необходимо четко различать эти понятия.

Под воспитанием мы понимаем процесс формирования приемлемого для владельца поведения собаки, когда оно не регламентируется командами. В ходе воспитания складывается отношение собаки к владельцу, членам его семьи, посторонним, формируются взаимоотношения с другими собаками, манера поведения в доме и на улице. Этот процесс начинается с первой минуты жизни щенка в вашем доме и продолжается в течение всей жизни собаки.

Обучение тесно связано с дрессировкой. В ходе его владелец разъясняет собаке, какие действия требуются для выполнения той или иной команды, помогает ей преодолевать неуверенность, боязнь. Во время обучения совершенствуется техника выполнения команд.

Дрессировка — достижение безусловного выполнения собакой команд в любой ситуации и при любых условиях. В процессе дрессировки выработанные модели поведения закрепляются в виде условных рефлексов и, в идеальном случае, формируется сильнейшая искусственная мотивация, направленная на выполнение команды. Отсюда обучение каждой команде обязательно предваряет дрессировку.

Основных методов обучения собаки два. Первый: тем или иным способом вынуждают животное совершить нужное действие. Этот метод наиболее распространен, так как очень прост. Второй: оперантное обучение, когда при наблюдении за поведением животного подкрепляют нужные его действия, связывая их с условным сигналом. Этот метод широко применяется в цирковой дрессуре и требует профессионализма. Пока он, к сожалению, не нашел серьезного использования при дрессировке собак.

Во время обучения надо так моделировать ситуацию, чтобы собака могла решить поставленную перед ней задачу; количество отвлекающих факторов следует свести к минимуму. Завершается обучение, когда собака знает команду и в привычных условиях охотно и правильно ее выполняет.

Ни в коем случае нельзя останавливаться на обучении. Команды нужны не для того, чтобы показать знакомым, какая умная у вас собачка, а для реального управления поведением животного в любых ситуациях. Обученная, но не дрессированная собака, подводит хозяина в самый критический момент. Когда он торопится, она не подходит по команде «Ко мне», а продолжает веселую игру с сородичами или кидается в погоню за кошкой, и т. д. и т. п. В подобных случаях уверенность владельца в том, что его собака знает команды, утешает слабо.

Дрессировка сводится к шлифовке уже известных навыков. Собаку ставят перед фактом, что команды необходимо выполнять сразу, как бы ни отвлекала обстановка, что вознаграждение за выполненную команду вовсе необязательно. Практически дрессировка сводится к серии провокаций. Собаке дают известную команду в новом месте, в окружении играющих собак или детей и заставляют выполнить ее четко и быстро. При дрессировке элемент принуждения неизбежен, поэтому собака должна быть под контролем (на поводке).

При обучении и дрессировке необходимо учитывать возраст и физиологическое состояние собаки. Обучать щенка в игре, создавая необходимые ситуации, можно с самого раннего возраста. Элементы дрессировки вводятся по мере взросления животного. Окончательно выдрессировать собаку можно не ранее года.

По своей сути воспитание, обучение и дрессировка формируют у собаки новые для нее, но нужные ее владельцу рефлекторные поведенческие акты или создает ситуацию, когда собака в новом контексте применяет уже имеющийся у нее условный рефлекс.

В ряде случаев можно поставить собаку перед необходимостью воспользоваться элементарной рассудочной деятельностью.


* * *
Собак ряда пород обучают специальным курсам команд. Однако любая собака, независимо от ее размеров и породы, должна получить минимальную дрессировку, которая сделает ее приемлемой для окружающих и избавит хозяина от многих неприятностей (существуют официальные нормативы подобных курсов, с ними можно ознакомиться в журналах «Вестник РКФ»). Такой очень сокращенный курс воспитания и дрессировки является по сути курсом послушания.

В процессе воспитания у собаки должно быть выработано индифферентное отношение к незнакомым людям, в том числе к бегунам, лыжникам, велосипедистам, а также спокойная реакция на незнакомые предметы и звуки. Необходимо научить ее не гоняться за кошками и птицами, не подбирать корм с земли. Следует добиться, чтобы она обязательно останавливалась, подойдя к проезжей части. В людных местах на собаку придется надевать намордник, поэтому нужно обязательно обучить ее спокойно его носить.

Необходимо выдрессировать собаку на выполнение следующих команд: «КО МНЕ», РЯДОМ», «ФУ», «НЕЛЬЗЯ», «СИДЕТЬ», «ЛЕЖАТЬ» и «ГУЛЯЙ». При дрессировке собаки-телохранителя не стоит пользоваться только уставными командами — все действия, выполняемые по этим командам, могут кодироваться и другими словами, известными только вам и вашей собаке. Ведь вполне возможна ситуация, когда злоумышленник, знакомый с поведением собак, попытается перехватить контроль над вашим защитником, пользуясь тормозными и запрещающими командами. Были случаи, когда подобные приемы срабатывали, и атаку собаки удавалось блокировать контркомандой.

Следует помнить, что собака может одолеть человека только за счет внезапности и скорости. Иначе говоря, стоит собаке замешкаться, и исход поединка предрешен: даже самый бестолковый человек все же умнее животного. А одновременная отдача двух противоречивых команд («ФАС» и «СТОЯТЬ») вероятнее всего приведет к тому, что собака растеряется. Именно поэтому избегайте уставных команд. Собаке совершенно все равно, что услышать: «Сидеть» или «Ну-ка», если под этим словом подразумевается вполне определенное действие. Мы же при дальнейшем изложении, чтобы никого не путать, будем пользоваться уставными командами, т. е. теми, которые приняты на дрессировочных площадках.

Теперь коротко о применении этих команд. Предположим, вы с собакой выходите на прогулку. Чаще всего путь до выгула пролегает по людным местам, и собака должна идти на поводке, не мешая прохожим и не дергая поводком вас самих. Тут применяется команда «РЯДОМ», по которой собака должна идти, не натягивая поводок, а ее плечо должно находиться на уровне вашей левой ноги. Движется собака в том темпе, который избрал хозяин. Команду «РЯДОМ» имеет смысл подать не только при изменении темпа движения (это обязательно), но и проходя мимо помойки, сидящей кошки или стайки птиц. Если вам надо перейти через дорогу, вы останавливаетесь, и собака по команде «РЯДОМ» садится у вашей левой ноги. Если вы делаете такие остановки перед каждым переходом через дорогу, то собака даже во время игры не будет выскакивать на проезжую часть.

Дойдя до места выгула, вы отпускаете собаку, дав ей команду «ГУЛЯЙ». Если во время прогулки собака совершает какие-нибудь нежелательные действия, вы прекращаете их командами «НЕЛЬЗЯ» или «ФУ». Эти команды мы не считаем равнозначными. В переводе на «собачий язык» команда «НЕЛЬЗЯ» может быть передана как «Не стоит этого делать», т. е. она достаточно мягкая. Команда «ФУ» может быть переведена как «Не смей, опасность». Эта команда крайне жесткая, и снижать ее значение частым употреблением недопустимо. Команда «ФУ» должна выполняться моментально и безоговорочно, подобно тому, как сорванный стоп-кран останавливает движение поезда.

Проиллюстрируем применение этих команд в разных ситуациях: собака слишком грубо играет с хозяином; она насторожилась, завидев пробегающую кошку; она явно пугает своим приближением другую собаку; она пытается искупаться в грязной луже — во всех этих случаях достаточно команды «НЕЛЬЗЯ». Если же собака уже побежала за кошкой, схватила с земли что-то неподходящее, проявила неспровоцированную агрессию на постороннего человека, остановит ее более жесткая команда «ФУ».

Когда собака отходит от вас слишком далеко или заигралась, а уже пора домой, следует команда «КО МНЕ». Она тоже должна выполняться неукоснительно. Одно из самых жалких зрелищ представляют собой владельцы, которые, торопясь на работу, вынуждены отлавливать своих разыгравшихся питомцев, не выполняющих команду «КО МНЕ».

Команда «СИДЕТЬ» необходима, во-первых, как один из элементов при выработке команд «РЯДОМ» и «КО МНЕ», а во-вторых — для фиксации собаки на месте, когда хозяину надо отойти на некоторое расстояние.

Для фиксации на месте можно употреблять и команду «ЛЕЖАТЬ». Обе эти команды («СИДЕТЬ» и «ЛЕЖАТЬ») крайне полезны для успокоения перевозбудившейся собаки, а также для пресечения ее попыток доминировать над хозяином. Когда взрослеющая собака слишком часто начинает «говорить»: «Не хочу, не буду — не буду, не хочу!» — заставьте ее несколько раз сесть и лечь по команде. Это напомнит псу его место в стае.

Любая команда бессмысленна, если собака сама решает, когда можно прекратить ее выполнение. Как правило, собака проделывает это в наиболее неудобный для хозяина момент: например, по команде «КО МНЕ» она подбегает к хозяину, приседает на секунду и тут же несется прочь, вместо того чтобы остаться на месте. Действие любой команды должно прекращаться тоже только по команде. Если после исполнения команды вы хотите отпустить собаку, скажите ей: «ГУЛЯЙ», даже когда это происходит не на улице, а в квартире.

Существуют и другие, более полные курсы, например, общий курс дрессировки, или ОКД. Для дрессировки по этому курсу требуется специальное оборудование, о котором придется поговорить особо. Помимо разобранных выше команд в ОКД входят команды «СТОЯТЬ», «АПОРТ», «МЕСТО»; у собак также отрабатываются следующие навыки: безразличное отношение к выстрелу, отказ от взятия корма из чужих рук и с земли, показ прикуса и преодоление препятствий.

Из ОКД определенные нарекания могут вызвать два навыка, коль скоро речь идет о подготовке собаки-телохранителя. Первый из них — подноска брошенного предмета по команде «АПОРТ». Многие тяжелые собаки апортируют крайне неохотно, мало интересуются предметами. С одной стороны, апортировка сама по себе является неплохим физическим тренингом, и от этого навыка можно переходить к выборке предмета (хотя есть и другие пути), а с другой — трудозатраты при обучении могут быть неоправданно велики. Есть проблемы и с собаками, чуть ли не с первого раза начавшими бегать за апортом и уже через неделю занятий уверенно его приносящими. Да, гулять с «апортировщиком» — одно удовольствие: за полчаса он набегается до полного изнеможения. Но часто «свихнувшиеся» на подноске палочек и мячиков собаки готовы переключиться на любимую игру в самый неподходящий момент. Тут возможна все та же ситуация колебания: в начале атаки собака видит летящий предмет и слышит обожаемую команду — она задумывается, что же делать, и… проигрывает схватку.

Второй, вероятно не всегда полезный для собаки-телохранителя навык — это преодоление глухого забора. Практически любая собака способна без труда перепрыгнуть забор высотой 2 м, ей всего-навсего надо показать технику прыжка. Но хорошо ли, когда охраняющий территорию дачи пес прыгает через ограду, если сочтет нужным, и наводит порядок уже на улице?

Важно, чтобы собака спокойно относилась к различным резким звукам, это просто необходимо для телохранителя. При обучении собаки мы должны рассматривать выстрел просто как резкий и громкий звук. Спокойная реакция на подобные раздражители обязательна именно для городской собаки: животное, нервно реагирующее на выстрел, может перестать слушать хозяина и при звуке автомобильного выхлопа, взвизге трамвайных колес и т. д.

Важен для сохранения здоровья собаки и такой навык, как отказ от корма с земли и из рук посторонних: к сожалению, бывают случаи, когда собак похищают с помощью лакомства или просто травят.

Показ прикуса нужен собакам для выставки — это обязательный элемент экспертизы. Однако и тем, кто не посещает выставки, этот навык пригодится — иногда необходимо обследовать пасть собаки, забрать что-то у нее изо рта. Подобные манипуляции приходится проводить и при ветеринарном обследовании, поэтому собака должна полностью подчиняться хозяину при осмотре зубов и пасти.

По курсу ОКД собака должна научиться преодолевать следующие препятствия: бум, легкоатлетический барьер, глухой забор или окоп, лестницу со сквозными проемами между ступенями. Работа на этих снарядах повышает и совершенствует координацию движений собаки, придает ей уверенность в себе и в конечном итоге облегчает владельцу ее тренировку.

Умение ходить по лестнице очень пригодится животному, например, при переходе путей по железнодорожному мосту. Во время прогулок по пустырям или в лесу может понадобиться умение ходить по узкой доске (буму), прыгать через рвы и невысокие препятствия.

Разберем применение команд и навыков ОКД. Команды «СТОЯТЬ», «СИДЕТЬ» и «ЛЕЖАТЬ» относятся к тормозным. Отработка команды «СТОЯТЬ» повышает дисциплину собаки. Команда «АПОРТ», или подноска предмета, как уже отмечалось, может быть полезна для тренировки животного. Команда «МЕСТО» удобна в повседневном общении с собакой, когда надо ее отослать на отведенное место, чтобы не крутилась под ногами. Выполнение этой команды готовит животное к отработке другой — «ОХРАНЯЙ», направленной на охрану вещи и входящей в курс защитно-караульной службы. Собака, усвоившая курс ОКД, становится социально приемлемой и весьма «приятной в общении».

Обучить собаку командам ОКД, за исключением преодоления препятствий, вполне возможно и желательно самостоятельно. Тем не менее, посещение учебно-дрессировочной площадки обязательно именно для дрессировки, чтобы довести выполнение команд до полного автоматизма при максимуме отвлекающих факторов. Приходить на занятия имеет смысл только с воспитанной собакой. Если собака панически боится других животных или, напротив, драчлива; не признает хозяина за старшего, то работать на учебно-дрессировочной площадке с ней невозможно и бессмысленно. Кроме того, сама не работая, она сильно мешает другим.

Можно начинать занятия на площадке с 6-10 месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей животного. Для собак тяжелых, медленно формирующихся пород начало работы на снарядах возможно не ранее годовалого возраста.

Многие собаководы сами устраивают и оборудуют дрессировочные площадки, тем более что традиционные конструкции не всегда удобны для работы. Остановимся подробнее на описании снарядов.

Ширина и высота бумов, уклон трапов могут быть разными. При обучении собаки желательно использовать несколько бумов, переходя от широкого и низкого к высокому и узкому. Обязательно только одно условие — проход для владельца рядом с бумом должен быть свободным и безопасным в любую погоду. Хозяин обязан помогать собаке, смотреть на нее, а не себе под ноги.

Через легкоатлетический барьер собака должна перепрыгивать без опоры. В качестве такого барьера часто используют штакетник, но он неудобен — собаки могут травмироваться. Рекомендуем изготовить нехитрую конструкцию: зажать между двумя рамками обычные веники ручками к земле (с. 248). Пружинящий верх такого барьера не позволит собаке опереться на него во время прыжка, при этом гарантированно не травмирует ее. Поверхность земли перед барьером и за ним должна быть ровной, не скользкой и свободной.

Глухой забор высотой 180 см вызывает много справедливых нареканий. С ним связано несколько проблем: неправильная техника запрыгивания и спрыгивания и, как следствие, травмы суставов. Часто эти травмы проявляются не сразу, а дают знать о себе, когда собака уже в возрасте. Для обучения технике прыжка полезно использовать глухой забор, набранный из досок, высоту которого можно наращивать постепенно. Высокий глухой забор должен иметь площадку для спрыгивания примерно на уровне 1 м. Тогда, запрыгивая на 1,8 м, собака приземляется с противоположной стороны без риска разбить суставы. Такой барьер можно использовать для физического тренинга, многократно посылая собаку прыгать через него.

Часть забора выше опорной площадки также набирают из досок. Если эти доски снять, получается снаряд для обучения собаки запрыгиванию на гладкую поверхность, где нет возможности зацепиться передними лапами. Иногда такой навык бывает весьма полезен.

Конструкции окопа должны быть прочными; важно, чтобы они не качались и не скрипели при прыжках даже тяжелых собак. В то же время необходимо, чтобы одна из частей окопа легко передвигалась, поскольку при обучении технике прыжка части окопа сначала сдвигают, а потом постепенно раздвигают, добиваясь все более длинного прыжка. Передний край окопа, о который собака может удариться при неудачном приземлении, следует окантовать каким-нибудь амортизирующим материалом.

Лестница (высота 3 и 5 м) должна быть прочной, устойчивой, широкой, с перилами с правой стороны. При работе на лестнице в первое время владелец обязательно страхует собаку от падений. Именно тогда потребуются перила и широкие ступени, чтобы человек мог действовать, не сковывая при этом движения собаки.

Общие требования ко всем снарядам: их поверхность делается достаточно гладкой, чтобы не оставлять заноз в лапах собаки, и одновременно — не скользкой. Проще всего такую поверхность получить, добавив в краску, которой покрывают снаряды, мелкого песка. В зимнее время обязательно очищать поверхности снарядов и рабочих мест вокруг них ото льда и снега.

Очень удобно, когда площадка разделена на несколько секций забором. Тогда несколько групп собак могут работать на площадке одновременно по собственным графикам, при этом гуляющие собаки не помешают работающим. Необходимо предусмотреть места для привязи животных.

Курс защитно-караульной службы (ЗКС) был разработан достаточно давно для нужд армии. Ряд его нормативов не соответствует тем задачам, которые обычно ставит перед своей собакой частный владелец. В курс входят следующие нормативы: выборка чужой вещи, охрана вещи и отказ от корма, а также задержание нарушителя, защита дрессировщика и отношение к выстрелу.

Рассмотрим официальные требования к выполнению этих навыков. Выборка чужой вещи: собака из нескольких предметов должна выбрать один с контрольным запахом и указать на него или подать хозяину. В обыденной жизни мы не видим возможности использования этого навыка.

Охрана вещи и отказ при этом от лакомства вполне применимы в быту, хотя не совсем понятен запрет на перенесение собакой вещи в более удобное для ее охраны место.

Особые возражения вызывает отработка навыка по задержанию нарушителя и охране дрессировщика. По правилам «нарушитель» на расстоянии 10-15 м от собаки делает несколько взмахов руками, после чего поворачивается и убегает. Подобное поведение «нарушителя» не представляет реальной опасности ни для собаки, ни для ее хозяина, а потому вызывать у животного агрессию на столь странно ведущих себя людей смысла не имеет — ведь размахивать руками могут и играющие подростки, и любители физических упражнений, и просто нетрезвые люди. Пуск собаки по команде «ФАС» вслед убегающему человеку просто неприемлем, так как задержание убегающего с нанесением ему травм и покусов может привести владельца собаки на скамью подсудимых.

По нормативу ЗКС после задержания «нарушителя» дрессировщик должен обыскать его под защитой собаки. В реальной жизни обыск человека, даже совершившего правонарушение, никоим образом не входит в компетенцию частного лица.

На наш взгляд, для частных владельцев значительно полезнее обучение собаки функциям личного телохранителя. Собака должна научиться распознавать реальную угрозу хозяину и в ответ на нее быть готовой к схватке. Атаковать собака должна либо по команде «ФАС», либо при непосредственном нападении на хозяина. Имеет смысл обучить собаку большему, чем это предусмотрено ЗКС, количеству приемов боя. В схватке собака не должна теряться, если человек увернулся от ее броска или если нападающих несколько, что особенно актуально.

Собака, уверенная в своей способности защитить хозяина, нападающая только в случае непосредственной опасности для его жизни и здоровья, полностью безопасна для окружающих и удобна для содержания в городе. Располагая обширной информацией, мы ни разу не сталкивались с тем, чтобы обученные подобным образом собаки нападали на кого-нибудь без крайне серьезного повода.

Подробно о снаряжении для ЗКС мы поговорим позже, рассматривая методику обучения. Необходимо лишь подчеркнуть, что все еще встречающиеся на площадках дрессировочные халаты до неузнаваемости искажают фигуру человека, сковывают движения и меняют их характер, что в конечном итоге вырабатывает агрессию именно на этот вид одежды. Использование халата не способствует выработке правильной, сильной хватки: собака привыкает хватать просто за верхнюю одежду. Это происходит потому, что длинный и широкий рукав халата мешает собаке захватить руку всей пастью, а другого механического аналога руки в снаряжении нет.

Обычно курс ЗКС проходят после усвоения ОКД. Это связано с тем, что после завершения курса ОКД собака становится управляемой, и обучение ее бою с человеком уже не опасно для окружающих. Но эта практика имеет недостаток: после долгой работы по ОКД, где почти все команды направлены на торможение, бывает трудно вырабатывать рефлексы, связанные с сильным возбуждением, как того требует курс ЗКС. Теоретически наиболее удобным выходом из этой ситуации является параллельное прохождение курсов ОКД и ЗКС. Однако такое совмещенное обучение, сводящееся к поэтапному «вооружению» собаки по мере роста ее дисциплинированности, доступно только очень опытному дрессировщику. Для большинства владельцев рекомендовать совмещение курсов ОКД и ЗКС нельзя — это чревато крупными неприятностями. Лучше всего после краткого курса послушания отрабатывать программу «Собака-телохранитель». При этом вполне возможна параллельная работа по тем навыкам ОКД-ЗКС, которые интересуют владельца.

Остановимся еще на одном специальном курсе, необходимом для собаки, охраняющей территорию. Это курс караульной службы (КС), дающий животному навыки работы на блок-посту.

К занятиям по этому курсу допускаются собаки, обладающие следующими навыками: выполнение команды «РЯДОМ», показ прикуса и спокойное отношение к наморднику, выполнение команды «КО МНЕ», прекращение нежелательных действий по команде «ФУ».

По нашему мнению, желательно выполнение собакой не только этих команд, но и всех указанных для курса послушания. Как и во всех прочих курсах, в курсе КС подчеркнут запрет на взятие собакой лакомства с земли и из рук посторонних. Животное обучается самостоятельной работе. Прошедшая курс КС собака должна лаем сигнализировать о появлении постороннего человека на охраняемой территории (расстояние 20-25 м от линии поста), а при его попытке пересечь линию поста — активно нападать на нарушителя и держать его до появления хозяина. По курсу КС также отрабатывается безразличное отношение животного к резким звукам (выстрел).

По нормативам курса следует сделать несколько замечаний. Непонятно, почему собака должна охранять территорию только в одну сторону от линии поста — по линии фронта. Ведь в действительности одинаково актуально задержать не только пытающегося проникнуть на участок, но и уходящего с него постороннего. Подчеркивается, что собака задерживает нарушителя с помощью нескольких хваток, тогда как при правильной постановке техники укуса вполне достаточно одной жесткой хватки для полного обезвреживания человека, особенно если речь идет о таких крупных собаках, как кавказская, среднеазиатская овчарки и московская сторожевая. А ведь этот курс рассчитан именно на них.

Вызывает удивление и очень сложная техника снятия собаки с нарушителя. По нормативам требуется пристегнуть поводок, надеть на собаку намордник и увести с поста. В реальной ситуации пса заставляют разжать челюсти и выпустить задержанного, а потом приходится отводить (или даже относить) этого человека с линии поста. Необходимо подчеркнуть, что при отработке КС, так же как и ЗКС, надо обращать особое внимание на прочность и надежность сбруи собаки. Неожиданный и несвоевременный отрыв собаки во время отработки навыков может привести как к травмам окружающих, так и к нервному срыву собаки.

Категория: СОБАКА-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ | Добавил: admin | Теги: дрессировка собаки-телохранителя, ваша собака в вопросах и ответах, кинология, собака-охранник, обучение собаки-охранника, собака-телохранитель, служе
Просмотров: 719 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ЭНЦИКЛОПЕДИИ О ЖИВОТНЫХ
ОТКРЫТКИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ
БАРБОС - ДЕТЯМ
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Каталог сайтов Bi0 Яндекс.Метрика Каталог сайтов и статей iLinks.RU