В древнеегипетской мифологии
кошка играла немаловажную роль. По одной из легенд, бог солнца Ра превратился
в кота, чтобы драться со змеем Апопом, повелителем темных сил. Но, прежде всего,
кошка олицетворяла богиню Бастет, которая считалась покровительницей плодородия
и материнства, а также богиней радости и веселья. Ее изображали обычно с телом
женщины и головой кошки.
В подобном обожествлении проявилось, наверное, и
восхищение человека чистоплотностью кошки, ее заботливостью о своих котятах.
Кроме того, ночной образ жизни, загадочные, светящиеся по ночам глаза и
невероятная способность мгновенно исчезать, бесшумно ступая мягкими лапами, и
столь же неожиданно появляться вызывали удивление, смешанное со страхом.
Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым и независимым
характером: хотя она и живет вместе с человеком, но при этом всегда гуляет
сама по себе, никому не подчиняясь. Родиной богини Бастет был город Бубастис,
который находился восточнее дельты Нила. Приблизительно в 950 г. до н. э.
фараон Шешонк I основал в этом городе свою столицу, и оттуда культ богини Бастет
распространился по всей стране. Греческий историк Геродот, который в 450 г. до
н. э. побывал в этом городе, рассказывает о построенном там великолепном храме
около 300 м в длину, посвященном Бастет. Здесь жили тысячи кошек, за которыми
смотрел специальный, уважаемый всеми жрец. В красиво украшенном зале шириной
30 м, окруженном рвом с водой, возвышалась метровая статуя богини. В других
городах тоже строили храмы Бастет, а многие египтяне носили деревянные,
глиняные или металлические амулеты этой богини. В начале года тысячи египтян
приплывали в Бубастис на торжества, посвященные богине-кошке. И начинался
веселый праздник, на котором люди ели и пили, танцевали и пели, совершали
щедрые жертвоприношения Бастет. Почти у каждого египтянина была дома кошка —за
ней ухаживали как за самым дорогим существом. Если в доме начинался пожар,
кошку выносили из огня даже раньше, чем детей. Когда она умирала, вся семья
надевала траурные одежды, пела погребальные песни, а в знак горя люди
выщипывали себе брови. Умершее животное натирали благовонными маслами и
бальзамировали— только тогда, по представлению безутешных хозяев, душа их
любимой кошки могла вновь вернуться в ее тело. Мумию кошки заворачивали в
пестрое погребальное платье, укладывали в маленький гроб из дерева, бронзы или
известняка, а затем хоронили на специальном кладбище. Чтобы кошка хорошо себя
чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки и даже мумии мышек.
В 1890 г. археологи нашли целое кошачье кладбище вблизи- Бубастиса. Исследуя
останки найденных там животных, ученые пришли к выводу, что они уже во многом
отличались от диких кошек. Кошки находились под особой охраной: если человек
случайно, а тем более умышленно, убивал кошку, это каралось смертью. Персидский
царь Камбиз во время войны против фараона Псамметиха III воспользовался этим.
Он велел своим воинам поймать как можно больше кошек и привязать их к щитам.
Военная хитрость удалась: египтяне сдались. Они считали, что лучше проиграть
битву, нежели ранить или убить это почитаемое животное.
Больше 2000 лет
поклонялись люди, жившие в долине Нила, богине Бастет. Но в другие страны Средиземноморья
она попала не сразу: за вывоз кошки налагались высокие штрафы. Египтяне старались
выкупить свою любимицу даже у контрабандистов. Археологи нашли на острове Крит
голову кошки из обожженной глины, сделанную приблизительно 3400 лет назад. А в
Греции была обнаружена мраморная плита с изображением схватки кошки с собакой
и двух наблюдающих за ними мужчин; этой плите около 2500 лет.
|