Едва ли можно назвать
наиболее популярное развлечение в Англии в пору его расцвета, нежели травля
медведя собаками. Период с 1550-го по 1680 год был именно таким для
беар-бей-тинга, и все остальные зрелища и развлечения бледнели перед ним.
Поскольку травля медведей обходилась недешево, это развлечение финансировалось
по большей части королевским двором. Обязанность по поставке медведей для
травли считалась в те времена столь ответственной, что для этой цели в штат
придворных была введена официальная должность «медвежьего попечителя».
Сэр Уолтер Рейли приравнял
по значимости лондонский Беар-Гарден (медвежий ринг) к Вестминстерскому
аббатству в списке достопримечательностей, достойных для просмотpa иностранцами. Это зрелище пользовалось
высочайшим покровительством в Лондоне, но при этом никоим образом не
ограничивалось рамками метрополии, ибо снискало широкую популярность во всех
уголках страны.
Время от времени, с XVI по
XVII век, королевские медведи включались в программу представлений для широкой
публики, дабы позволить ей приобщиться хоть изредка к зрелищу, недоступному
простому люду в те далекие времена в силу своей дороговизны, в отличие от
других видов бейтинга.
Существующая летопись
событий позволяет нам предположить, что Эдуард III (Эдуард Исповедник),
король Англо-Саксонии (1004 — 1006 гг.), первым ввел в Англии римские кровавые
состязания по беар-бейтингу. Но не следует также упускать из виду, что римляне
могли и сами приобщить к нему англичан, развлекаясь подобным зрелищем в период
оккупации Англии (с 55 г. до Р.Х по 350 г. н.э.).
Во время посещения Англии
в 1623 году испанский посол был совершенно очарован беар-бейтингом в
Пэрис-Гар-ден, «где ему продемонстрировали все возможные виды травли на быка,
лошадь и медведя, а также на ослов и обезьян. А затем устроили бой белого
медведя с собаками в водах Темзы, что, несомненно, является зрелищем
непревзойденным». В более поздних записях среди многочисленных зрителей,
явившихся свидетелями гибели нескольких собак в Беар-Гарден 3 марта 1682 года,
упоминаются посол Морок-ко и герцог Альбермальский. Одним из первых авторов, повествовавших
о Беар-Гарден, расположенном на территории Пэрис-Гарден, был поэт Кроули,
который в 1550 году писал: «Каждое воскресенье в Пэрис-Гарден не найдется
человека, который не пожертвовал бы попечителю медведей две-три сотни на
старость».
По мере того как
беар-бейтинг завоевывал пик популярности, некоторые медведи становились
истинными «звездами» этого зрелища в силу своей непревзойденной силы и особой
доблести. Один из них, по кличке Джордж Стоун, прославился «от края до края
Земли» во времена Якова I после первого своего боя.
Уильям Шекспир упоминает в
«Виндзорских насмешницах» медведя по кличке Сэкерсон, который наверняка стал
знаменитым благодаря своему таланту и доблести. Во времена Якова II еще один
медведь, по кличке Юный Черныш, принадлежавший ирландцу О'Салливану, как-то
вышел победителем из невероятного числа боев — 22! — проведенных по схеме
«один на один» и «один против двоих» с самыми лучшими собаками страны всего за
один день. Этот великий чемпион был в конечном итоге убит, принужденный драться
одновременно против трех собак без «протекторов» (без железного ошейника и
намордника, в которых он всегда выступал), существенно защищающих его.
Состязания по
беар-бейтингу были приостановлены во время великой чумы. Тогда, лишившись
вследствие революции поддержки двора, это азартное развлечение потеряло свой
блеск и былую популярность. Следует отметить, однако, что публика не позволила
ему окончательно сгинуть, и с этого момента слава Пэрис-Гарден стала постепенно
затмеваться новым Беар-Гарден, обосновавшимся в Хоклиинзе-Хоул, одном из
районов Клеркенуэлла.
В старинных манускриптах и
газетах имеется несколько ссылок на историю о том, как кто-то якобы пытался
продать Библию и приобрести на эти деньги медведя для ежегодных боев. По всей
вероятности, эта легенда родилась на основе события, произошедшего в Конглтоне
примерно в 1612 году. Существует несколько версий этой истории, но одна из них
кажется нам наиболее вероятной. Одной церквушке понадобилась Библия, и на ее
приобретение была отложена определенная сумма. Но в канун престольного
праздника скончался городской медведь, и медвежий попечитель, не имея средств
на покупку нового, обратился в городской совет за помощью. Ему выдали деньги,
прибереженные для покупки новой Библии, и священнику ничего не оставалось, как
обходиться старой.
По другой
версии, попечителю выдали деньги, вырученные с продажи старой Библии. Еще одна
история практически перекликается с предыдущими: попечителю отдали старую
Библию, чтобы он продал ее, а на выручку приобрел медведя. Как бы там ни было
на самом деле, по стране поползли слухи, что в Конглтоне Слово Божье продают за
деньги, чтобы купить на них медведя. |