Для того чтобы лучше
разобраться в том, из чего складывается стандарт породы и что собой
представляет современный бульдог, вероятно, следует остановиться на некоторых
аспектах, связанных с применением собаки, а также вернуться к истории ее
происхождения. Давайте поговорим сначала о преследовании быка собаками —
буль-раннинге (bull-running), а затем о его травле —
буль-бейтинге, популярных в Англии с момента их появления как азартного
развлечения и вплоть до момента, когда они были запрещены.
Буль-раннинг вдохновлял
многие поколения болельщиков и проводился в Стэмфорде, Линкольншир, в День Святого
Брайса, 13 ноября. Вполне возможно, традиция взяла начало от древнего обычая
осеннего жертвоприношения в умиротворение душ усопших или приурочилась к
какому-нибудь празднику в честь успешного сбора урожая.
Первые такие зрелища, как
считается, были проведены в Стэмфорде в 1209 году, во времена правления короля
Джона, чему предшествовал, по бытующему поверью, весьма незатейливый случай.
Некие мясники якобы натолкнулись в поле на двух дерущихся быков и попытались их
разнять, но при этом согнали разъяренных животных на большую дорогу.
Преследуемые собаками мясников, быки помчались со всех ног в город, немало
перепугав при этом горожан. Граф Уоррен, прогуливавшийся тем временем верхом,
заметил надвигавшуюся опасность и бросился вслед. Захватывающая погоня
окончилась победой графа: ему удалось направить животных в загон, где их и
привели в чувство. Погоня показалась благородному охотнику весьма
занимательной и доставила такое удовольствие, что он распорядился увековечить
столь достойное развлечение и передал городу в дар тот самый луг, на котором
произошла схватка, но при условии, что ежегодно в День Святого Брайса будет
загоняться один бык.
По свидетельству очевидца,
преследование быка в Стэм-форде являло собой весьма впечатляющее и устрашающее
зрелище для чувствительного человека. Простолюдины собирались со всей округи.
Торговцы лошадьми и свиньями, конюхи и извозчики, мясники и просто зеваки
приходили вместе, огромными компаниями, и на целый день город переходил в их
полное распоряжение. Шум, гам, похабщина.
По удару колокола быка
выпускали из темного сарая, где его предварительно держали всю ночь. Если
степень его свирепости не отвечала ожиданиям толпы, животное доводили до
полного бешенства всеми способами, известными и доступными мужланам. Зачастую
несчастному животному наносили раны и заливали туда спиртное, дабы подстегнуть
отчаянные попытки быка забодать бульдога или, по крайней мере, увернуться от
него.
Живодеры ставили перед
собой следующую задачу — вынудить быка пронестись через весь город, загнать
обезумевшее животное на мост, а там, окружив его, перебросить через парапет в
реку. Если им удавалось осуществить задуманное до полудня, они получали в
награду еще одного быка. Судя по всему, именно эта традиция буль-раннинга
породила старинную поговорку: «Напоследок и быка с моста сбросили» (то есть
игра была нечестная).
Преследования быка в
Татбери, Стаффордшир, являли собой традицию полурелигиозного характера,
проводимую менестрелями татберского замка, и вошли в ранг церковного обряда.
Церковь, с благословления настоятеля, ежегодно выдавала менестрелям по быку
для загона. Такую форму буль-раннинга, как предполагается, ввел Джон О'Гонт
(1340 — 1399 гг.), герцог Ланкастера, в подражание корриде в Испании, откуда
родом была королева, проживавшая при этом в замке Татбери. Считается, что
первоначально буль-раннинг завершал городское празднество, носившее название
«Двор менестрелей». Наиболее замечательная часть этого праздника канула в Лету,
а все жестокое и отвратительное сохранилось на долгие годы.
Татберские игрища
проводились следующим образом: «После ужина все менестрели собирались у ворот
монастыря Татбери и поджидали, когда выпустят быка, которого обязан был
предоставить управляющий поместьем. Быку предварительно отпиливали кончики
рогов, купировали уши и хвост, намыливали его с ног до головы, а в ноздри
вдували молотый перец. Затем распорядитель объявлял, что все присутствующие,
кроме менестрелей, должны расступиться, пропустить быка и не подходить к нему
по собственной воле ближе чем на 12 метров, а также не путаться под ногами у
менестрелей, которым предстояло гнаться за быком. Сделав объявление,
управляющий выпускал быка навстречу менестрелям, и если кому-нибудь из них
удавалось отхватить ножом кусок бычьей кожи, прежде чем животное добежит до
Дербишира, того провозглашали «королем музыки» и одаривали этим быком, а если
бык добирался до Дербишира в целости и сохранности, он возвращался в собственность
настоятеля. В первом случае быка приводили к дому управляющего, хомутали,
повязывали и в таком виде препровождали на татберскую Хай-стрит, где
находилась арена буль-бейтинга. Там его начинали травить собаками. Первый раунд проводился в честь «короля
музыки», второй — в честь настоятеля, третий — в ознаменование городского
праздника, а последующие — на забаву публики. И, наконец, затравленный бык
поступал в полное распоряжение «короля».
Впоследствии обычай стал
видоизменяться. Молодые люди, жители Стаффордшира, вооружались палками примерно
90 сантиметров длиной и вступали в состязание с юными дербиширцами,
вооруженными тем же образом. Первые пытались гнать быка в Дербишир, а вторые —
задержать в Стаффордшире. Во время подобных состязаний было проломлено немало
голов.
Еще позднее вошла в
традицию сделка между «королем музыки» и управляющим: последний выкупал у
«короля» свое право на быка за 5 ноблей и отправлял его в Хардуик, поместье
герцога Девонширского, где животное должны были откормить и отдать под
Рождество бедному люду.
Хотя один автор и
утверждает, будто буль-раннинг в Стэмфорде проводился с незапамятных времен и
вплоть до 1839 года, в Татбери он был введен примерно в 1374 году, а в 1778-м —
отменен. Вероятнее всего, такие зрелища были традиционны только для трех
городов Англии: Стэмфорда в Линкольншире, Татбери в Стаффордшире и Тетбери в
Глостершире. Зато буль-бейтинг при этом приобрел популярность по всей стране. |