Этап социализации щенка -
это активное знакомство с окружающим миром. Приходится он на возрастной период
от 8 до 12 нед. В этом возрасте щенок очень подвижен и любопытен: малыш с
упорством исследует и испытывает на прочность все предметы новой обстановки в
хозяйском доме. Щенка очень интересуют различные звуки: голоса, доносящиеся из
телевизора или радиоприемника, шум, возникающий при работе бытовых приборов,
телефонные звонки и другие звуки.
В возрасте от 4 до 8 нед.
щенок еще не испытывает чувства страха перед посторонними людьми, а питомец
старше 8 нед обычно боится незнакомцев и при встрече с ними прячется. Поэтому,
взяв щенка в дом, хозяин прежде всего должен уделить внимание общению своего
питомца с другими людьми. Если этого не делать, собака может вырасти либо
слишком робкой, либо, напротив, чересчур агрессивной по отношению к окружающим.
Питомец во время этого
этапа знакомится со множеством новых явлений и вещей: с мебелью в квартире,
цветами и деревьями на улице, птицами за окном, возможно, какими-то животными,
которые есть в доме (кошки, хомячки).
Щенок обнюхивает своих
новых знакомых, а громкий лай малыша всего лишь обычная реакция на незнакомый
предмет.
Этап социализации
считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время уже
следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к
дисциплине.
Малыш должен научиться
успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!», «Гуляй!» и «Ко мне!», а
к началу 4-го мес жизни освоить уже более сложные задания. В этом возрасте он
может справиться с выполнением тех распоряжений и запретов хозяина, которые
выражены командами «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!», «Нельзя!».
Не лишним будет напомнить
хозяину щенка о том, что до достижения малышом 2-месячного возраста начинать
занятия с ним нецелесообразно и даже вредно, потому что при дрессировке психика
собаки подвергается огромной нагрузке, что может привести к стрессу.
Этап формирования
типологических особенностей нервной системы щенков начинается с 3-4 мес и
продолжается до 6-7 мес. В это время у некоторых собак в ответ на раздражители
проявляется пассивно-оборонительная реакция, снижается исследовательская
активность.
В возрасте 8-12 нед. щенки
обладают повышенной возбудимостью и неустойчивой психикой.
Во время этого этапа им
просто необходимо внимательное, чуткое и бережное отношение хозяина.
Надо помнить, что стресс у
щенка может возникнуть не только в результате переутомления, но и, например,
при проведении лечебно-профилактических манипуляций, вакцинации у ветеринара и
т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, следует захватить с собой
какое-нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание щенка от пугающих его процедур.
При воспитании собаки
нужно соблюдать известное правило о том, что любые крайности вредны.
Безграничная любовь хозяина, как и его чрезмерная строгость в общении со своим
питомцем, не поможет вырастить хорошую собаку.
Очень важно с первых дней
общения со щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину, и
этот навык надо стараться вырабатывать у него даже во время игры.
Здесь непременно надо
сказать об агрессивности, которая все-таки может присутствовать в поведении
маленького щенка и которую часто не принимают всерьез. А это в корне
неправильно. Щенку надо с самого начала решительно показать, что в отношениях с
человеком существует субординация.
Часто же бывает так, что
хозяева только смеются, если щенок рычит или пытается укусить, например, в
ответ на попытку поправить ему уши во время еды. Это приводит к тому, что у
взрослой собаки часто бывает сложно отличить врожденную агрессивность от
неправильного воспитания.
Этот этап в жизни щенков
приходится примерно на 12-16-ю нед жизни, когда между собаками-сверстниками
начинается борьба за лидерство. Главное, что должно произойти на данном этапе в
психике щенка, - это признание своего хозяина доминирующей личностью. Другие
члены семьи также должны быть выше по рангу. Иначе собака будет претендовать на
роль вожака, а таковым должен всегда оставаться хозяин.
Взрослеющий щенок при
первой же возможности обязательно проверит, кто главный в семье. Играя, он
может укусить хозяина, зарычать или залаять на него. Но, получая каждый раз
достойный отпор, щенок начинает признавать доминирующую роль человека и учится
подчиняться хозяину. Практика показывает, что возможны три вида взаимоотношений
между хозяином и собакой, которые интенсивно формируются, когда щенок достигает
3-4-месячного возраста. В первом случае лидерство принадлежит человеку, во
втором - собаке, в третьем же устанавливается определенное равноправие между
ними.
При воспитании собаки по
всем правилам, приемлемым вариантом является только лидерство хозяина. Поэтому
во время игр и прогулок владелец всегда должен уделять особое внимание
поведению собаки по отношению к нему. Необходимо сдерживать любознательность и
эмоциональность питомца, не позволяя ему тянуть хозяина то в одну, то в другую
сторону.
Здесь уместно применять
команды «Нельзя!» и «Фу!», слегка хлопая собаку по бедру; со временем она
усвоит, что с хозяином недопустимо вести себя как вздумается. Правильно
воспитанная собака никогда не будет лаять на хозяина, тем более скалить зубы и
рычать на него во время игры.
Таким образом, на этапе
доминирования устанавливается более тесный психологический контакт между
собакой и ее хозяином. Трехмесячный щенок при правильном воспитании полностью
признает права своего хозяина.
К 16-недельному возрасту у
собаки (особенно у кобеля) уже заканчивается формирование эмоционального
восприятия окружающего мира, и потому определенные навыки и полученные к этому
времени от хозяина установки останутся у питомца на всю жизнь.
Кавказской овчарке во
время этапа доминирования уже необходимы систематические тренировки, в ходе
которых владелец отрабатывает с ней команды «Ко мне!», «Стоять!», «Сидеть!»,
«Лежать!», Физическая и психическая нагрузка с этого возраста возрастает.
Для 13-недельной
кавказской овчарки уже следует приобрести ошейник и выгуливать ее на поводке.
Есть несколько общепринятых правил, которые используют собаководы для приучения
малыша к ошейнику и поводку. |