Приемы поиска спрятанных и
потерянных вещей можно начинать отрабатывать, когда щенку исполнится 7 мес. К
этому времени они должны изучить и усвоить первоначальные навыки апортировки.
Желательно также, чтобы щенок умел выбирать вещи хозяина по его запаху.
Упражнение начинается с того, что
нужно взять какой-либо небольшой предмет, имеющий запах хозяина щенка. Это
может быть палочка, носок, перчатка и др.
Апортировочный предмет следует
показать щенку, спрятать в другой комнате и позаботиться при этом, чтобы собака
могла этот предмет легко достать. Если хозяин давно этим предметом не
пользовался, перед тем, как спрятать, нужно подержать вещь, потереть ее в руке
несколько минут, чтобы на ней в достаточном количестве остались микрочастицы,
несущие запах хозяина собаки.
После этого следует возвратиться к
щенку, позвать, привлекая его внимание к своему присутствию, затем подать
команду «Ищи!» и отвести щенка за собой в другую комнату к тому месту, где
находится спрятанный предмет. В первые дни дрессировки можно облегчить щенку
поиск, для чего делается жест правой рукой, указывающий собаке направление
поиска.
Найдя спрятанный предмет, щенок
обычно сразу хватает его зубами. В этом случае нужно поощрить питомца
одобрительными словами, угощением, затем скомандовать: «Дай!» и забрать
предмет, повторяя: «Хорошо!».
Может случиться и так, что щенок
находит спрятанный предмет, но не берет его в зубы. Тогда следует подать
команду «Апорт!». Когда щенок после этого возьмет предмет, нужно его похвалить,
погладить, угостить, скомандовать: «Дай!» и забрать предмет. Если собака на
первых занятиях не обнаруживает спрятанную вещь, можно облегчить ей поиск,
делая жест рукой и указывая направление того места, где спрятан предмет.
После того как щенок усвоил
первоначальные навыки, можно постепенно усложнять упражнения. Для этого следует
прятать предмет в других комнатах, коридоре, кухне, увеличивать время до начала
поиска предмета и с каждым разом все меньше помогать лабрадору искать
спрятанную вещь.
Отработка навыка поиска предметов,
которые хозяин потерял, проходит во дворе или на приусадебном участке, во время
обычной прогулки со щенком на тропе. Нужно незаметно для щенка бросить назад и
немного в сторону от тропы какую–либо вещь, на которой сохранился запах
хозяина. На этом участке местности должно находиться что–нибудь приметное,
например куст или пенек. Затем нужно пройти еще 25–30 шагов, остановиться и
вернуться немного назад, дав команду «Ищи!».
На первых порах следует облегчать
питомцу поиск предмета, то есть делать жест в направлении оброненной вещи, и
даже подводом к ней. В тот момент, когда щенок находит предмет и хватает его
зубами, нужно скомандовать: «Дай!», забрать у щенка найденную вещь, похвалить
собаку, угостить лакомством и сказать: «Хорошо!». Прогулку можно продолжить
дальше. В течение этого времени нужно 2–3 раза повторить это упражнение.
Как и в случае с поиском предмета в
квартире, щенок может обнаружить вещь, но не взять ее. Действовать при этом
следует так же, как и тогда, когда щенок не брал предмет, спрятанный в
квартире.
В ходе дальнейших занятий постепенно
вводятся усложнения. Можно во время прогулки ронять другие вещи, главное, чтобы
они сохраняли запах хозяина.
Следует увеличивать длительность
прогулки и количество времени до начала поиска предмета. Предметы нужно кидать дальше
от тропы, где проходит прогулка. Упражнение можно провести и в другой
местности.
Выработка правильной реакции на
команду «Апорт!» является основой для последующего изучения команд и приемов
специальной дрессировки, это необходимо для охотничьих собак, которые должны
приносить дичь.
Начинать отрабатывать этот прием
нужно после того, как у лабрадора появится навык правильной реакции на команды
«Ко мне!», «Сидеть!» и «Гуляй!» и параллельно с некоторыми другими приемами
общего курса дрессировки. Первые занятия по отработке этого навыка
рекомендуется начинать в таком месте, где нет отвлекающих факторов.
Способ обучения зависит от собаки:
для молодых активных лабрадоров подходит способ, когда апортировочный предмет
«оживляется», для собак злобных, малоподвижных, медленно возбуждающихся, не
склонных к играм лучше использовать способ принуждения.
Начинать обучение собаки команде
«Апорт!» можно, когда она играет с игрушками. Тренировки можно проводить дома
или на улице в тихом месте, где никто не будет отвлекать человека и собаку от
занятий.
При обучении первым способом
дрессировщик использует инстинкт собаки, который побуждает ее преследовать в
игре любые движущиеся предметы. Нужно посадить лабрадора слева от
дрессировщика, который держит в правой руке апортировочный предмет (палочку,
мячик). Сначала дрессировщик называет собаку по кличке, показывает ей предмет,
играет им перед мордой питомца, то подносит, то убирает подальше, чтобы питомец
попытался схватить предмет. В этот момент надо произнести команду «Апорт!»,
позволить собаке схватить предмет и, когда он окажется в зубах, повторить
команду и одобрительно воскликнуть: «Хорошо!». Если держать предмет за один
конец и тянуть его к себе, это научит пса держать апорт крепче.
Когда лабрадор взял предмет в зубы,
нужно скомандовать: «Рядом!» и вместе с ним пробежать некоторое расстояние,
затем перейти на шаг, произнести команду «Дай!» и забрать у лабрадора
апортировочный предмет. Затем собаку следует поощрить лаской, угощением,
похвалой, командой «Гуляй!».
Чтобы навык усвоился быстрее и
лучше, можно поначалу в качестве поноски использовать большую кость или
какой–либо предмет, который собака хватает охотнее всего, так как палка не
обязательно заинтересует лабрадора.
Это упражнение нужно повторить 2–3
раза в течение одного занятия.
Вскоре лабрадор будет хватать
предмет из рук, и тогда можно приступать к следующему этапу – обучению подавать
брошенный на какое–то расстояние предмет. Для этого дрессировщик берет собаку
на короткий поводок, усаживает у левой ноги, в правой руке держа апортировочный
предмет (палочку). Как и в предыдущем упражнении, нужно произнести кличку
собаки, показать ей предмет и поиграть им у нее перед носом, чтобы вызвать у
пса возбуждение.
Затем палочку бросают на несколько
шагов вперед. Важное значение имеет и движение, которым дрессировщик бросает
палочку, потому что именно этот жест заменяет словесную команду. Это должно
быть движение правой рукой снизу вперед. Одновременно с этим дрессировщик
произносит команду «Апорт!», подходит или подбегает вместе с питомцем к
брошенному предмету, попутно несколько раз повторив команду «Апорт!».
Лучший способ наказания собаки –
резкий окрик, который даст ей понять, что хозяин недоволен ее поведением. Когда
собака осознает связь между проступком и возмущением человека, она будет
остерегаться совершать такие действия.
Лабрадор может схватить палочку
сразу, тогда его надо поощрить, одобрительно сказать: «Хорошо!», дать
лакомство. Если пес не берет апорт, палочку снова нужно «оживить»: подвигать ее
ногой. Затем дрессировщик должен пробежать с лабрадором некоторое расстояние,
перейти на шаг, при этом скомандовать: «Дай!» и забрать апорт у животного.
После этого собаку хвалят: «Хорошо!», дают угощение, поглаживают.
Упражнение повторяют несколько раз.
Затем следует изменить задание:
дрессировщик бросает палочку на большее расстояние и дает собаке команду
«Апорт!» одновременно с жестом, который указывает направление.
А чтобы лабрадор двигался активнее,
человек сам идет с ним к брошенной палочке. По мере усвоения навыка он начинает
отставать от питомца, затем остается на месте, подав команду «Апорт!».
Когда собака берет палочку,
дрессировщику нужно отойти на несколько шагов. Лабрадор вынужден будет подойти
к нему. Если этого не происходит, дополнительно подается команда «Ко мне!». При
отработке этого приема нужно поощрять лабрадора только в том случае, когда он
подносит апортировочный предмет и садится перед человеком. Делается небольшая
пауза, после которой можно произнести команду «Дай!», забрать палочку у собаки,
погладить ее, похвалить, угостить лакомством.
Упражнения усложняются по мере того,
как собака обучается выполнению приемов. Сначала тренировки следует проводить,
не спуская лабрадора с короткого поводка, потом использовать удлиненный
поводок, затем поводок можно отстегивать. Апорт нужно бросать на более
удаленное расстояние и таким образом, чтобы пес не видел, куда предмет попал,
например, в траву, канаву или кусты.
Со временем нужно варьировать
апортировочные предметы по весу, форме, материалу, из которого они изготовлены,
чтобы собака не привыкала приносить только один и тот же предмет.
Можно научить собаку выдерживать
паузу 10–15 с после броска. При этом собака должна видеть полет предмета, а не
движение дрессировщика, иначе она будет путать это движение с жестом. Через
несколько секунд лабрадора пускают искать, дав команду «Апорт!». Поначалу он
будет ошибаться в поисках брошенного предмета. Рекомендуется помогать питомцу:
делать жест в нужном направлении, идти к предмету вместе с собакой.
Бывает, что пес не выдерживает паузу
и бежит за предметом сразу после броска, не дожидаясь команды. Тогда нужно
командовать: «Сидеть!» и удерживать питомца возле ноги с помощью поводка.
Команду «Апорт!» и жест следует
делать лишь после того, как собака успокоится.
Кроме того, постепенно следует
усложнять окружающую обстановку, приучая собаку не отвлекаться на посторонние
раздражители.
Способ принуждения состоит в том,
что лабрадору вкладывают апортировочный предмет в пасть. Для этого нужно взять
собаку на короткий поводок, посадить возле левой ноги. Палочка подносится к
самому носу животного. Затем дрессировщик произносит: «Апорт!», слегка
приподнимая за ошейник собаку, которая при этом открывает пасть. Дрессировщик
должен воспользоваться этим, быстро и аккуратно вложить предмет в раскрытую
пасть, одновременно командуя: «Апорт!». Потом ошейник надо отпустить и правой
рукой поддержать челюсти лабрадора в сомкнутом положении, чтобы он не мог
выплюнуть палку из пасти. Если же собака держит предмет, ее нужно погладить и
сказать: «Хорошо!». Через несколько секунд выдержки дрессировщик командует:
«Дай!», отбирает у собаки предмет и поощряет ее лакомством.
Несколько таких упражнений научат
собаку брать поноску, для этого ее не нужно приподнимать за ошейник, достаточно
слегка дернуть поводок вверх.
После этого можно учить собаку
наклоняться за предметом, находящимся в опущенной вниз руке. Потом питомец
должен брать предмет, лежащий на земле.
Затем лабрадор учится выполнять
более сложные задания, отрабатывать навык апортировки.
В итоге собака должна сразу после
команды или жеста найти любой предмет, брошенный на довольно большое расстояние
(до 25 м), принести его дрессировщику, сесть перед человеком и отдать находку
по его требованию.
Некоторые охотничьи собаки легко
обучаются приносить и подавать палки, мячики и другие предметы, но не берут в
пасть сбитых птиц, поскольку им может не нравиться новый своеобразный запах и
жесткость перьев. Во время охоты можно заставить такую собаку принести дичь,
сбитую на глазах питомца, потому что охотничий азарт окажется сильнее
отвращения к поноске, и собака начнет выполнять команду «Апорт!».
Щенка, предназначенного для охоты,
заранее приучают к ощущению перьев в пасти, используя в качестве
апортировочного предмета засушенные крылья.
Охотник должен научить собаку подаче
с воды. Отработку этого приема нужно начинать в теплое время года, выбирая
мелкие места водоема, постепенно увеличивая глубину и расстояние броска. По
мере усвоения навыка упражнение усложняется тем, что хозяин бросает поноску в
какие–нибудь заросли и добивается, чтобы лабрадор искал добычу в соответствии с
указаниями охотника. Тренировки в процессе обучения должны быть разнообразными,
иначе уже на охоте можно столкнуться с проблемами, например пес не приносит
дичь хозяину в руки, а бросает ее на землю, выйдя из воды, или уносит на другой
берег, или не хочет входить в воду с добычей в зубах, особенно если птица
большая и мешает обзору.
Дрессировщик может допускать в ходе
занятий ошибки, которые замедлят усвоение приема: использование одних и тех же апортировочных
предметов, неосторожность при вкладывании в пасть собаки палки, которая может
причинить лабрадору боль. Нежелательно подзывать собаку с поднятым предметом,
показывая ей лакомство.
В первое время нельзя слишком далеко
бросать апортировочный предмет, позволять собаке уносить, грызть или играть с
ним. Пес должен спокойно относиться к поноске и отдавать по первому требованию.
Если он упорно убегает со своей добычей, следует использовать длинный поводок,
но не наказывать питомца, как и в случае отказа отдавать поноску. Иначе можно
внушить лабрадору отвращение к апорту.
Может оказаться полезным умение
лабрадора находить и приносить хозяину потерянные предметы.
Отрабатывают этот прием уже после
того, как пес выучил команду «Апорт!». Дрессировщику нужно бросить какой–нибудь
предмет и заставить собаку вернуться по следу.
Сначала уходят от брошенной вещи
всего на несколько шагов, причем она должна быть на виду, чтобы собака ее легко
нашла, потом следует оставлять предмет дальше, или за поворотом, и так постепенно
совершенствуют навык до того, пока лабрадор не научится находить потерянную
вещь на расстоянии до 1 км. |