Для пуделя характерна
игривость, понятливость и послушание, которое он может проявить лишь при
условии своевременного прохождения социализации. Социализация — сложный
процесс, начинающийся с трехнедельного возраста, когда щенки начинают изучать
окружающий их мир. С этого времени мать обучает их хорошим манерам поведения,
чистоплотности, первым навыкам нападения и самозащиты, призывает их к игре и
вовремя останавливает грозным рыком разыгравшегося, разошедшегося или пытающегося
уйти подальше от гнезда малыша. Играя между собой и вступая в потасовки, щенки
учатся, как вести себя друг с другом. Заводчик же, постоянно общающийся с пометом
в целом и с каждым щенком в отдельности, приучает их к посторонним шумам и
звукам, к другим своим домашним животным и домочадцам, пресекая любую агрессию
с их стороны и поощряя миролюбивое поведение. Как только щенки попадают в новые
руки, их владельцы с первых же дней продолжают знакомить своих малышей с
окружающим миром, со всеми домочадцами, а выводя на улицу — с посторонними
людьми и животными, к которым их питомцы должны быть лояльными или
безразличными. Социализированный щенок никогда не будет представлять угрозы
обществу, наоборот, из него вырастет жизнерадостный пудель и преданный друг.
В противном случае вы
получите робкого, пугливого пуделя, пускающегося наутек в любой конфликтной
ситуации, забивающегося в угол и не желающего выходить из него, так как он
нигде не чувствует себя в безопасности, кроме своей клетки и квартиры хозяина,
или агрессивного, при первой же возможности проявляющего
пассивно-оборонительную реакцию, от страха атакующего любого, кто попытается
подойти к нему, даже дружелюбно настроенного ребенка. Кроме того, такой пудель
не склонен к обучению, и его тяжело научить какому-нибудь навыку.
К счастью, такое случается
редко, так как заводчики прекрасно понимают роль ранней социализации в жизни
щенка.
Критический период социального
развития щенков длится с момента их рождения до четырехмесячного возраста. До
двухмесячного возраста, то есть до окончательного формирования характера,
когда каждый щенок становится личностью1, щенки учатся у своей матери и друг у
друга. Она учит их уважать ее и других домашних животных владельца, включая
собак, если таковые есть, благодаря чему им легче будет усваивать новые
навыки, когда они подрастут. Огромную роль в социализации щенка играют игры с
однопометниками и с матерью. Благодаря им малыш обучается поведению и общению с
собратьями, умению контролировать себя и сдерживать агрессивное поведение.
Бурные потасовки, устраиваемые щенками, снижают у них порог болевой
чувствительности и делают их менее чувствительными к резким звукам. Благодаря
чему, став взрослыми, они легче переносят шумную компанию детей и лающих
соплеменников.
Критический период
определяется как стадия развития, когда воздействие слабого стимула вызывает
явные изменения поведения в дальнейшем. Он включает следующие периоды и этапы:
1) новорожденный щенок —
1—2 недели;
2) промежуточный период —
2—3 недели;
3) социализация — 3—9
недель;
4) оптимальная
социализация — 3—5 недель;
5) начало игр в драку —
3—5 недель;
6) начало виляния культей
хвоста — 4 недели; начало реакции страха — 5 недель.
Во время первого периода
новорожденный щенок энергично растет, оставаясь пассивным (он практически не
реагирует на внешние раздражители). В промежуточном периоде у него происходят
явные перемены: на 11 — 19-й день он прозревает, а на 13-й день — начинает слышать.
То есть он начинает реагировать на увиденное и услышанное и приступает к
изучению окружающего его мира. Если вы протянете к щенку руку, он начнет пятиться.
А вот на резкие шумы и звуки он не реагирует до трехнедельного возраста. В
редких случаях щенки рождаются зрячими или открывают глаза сразу же после рождения,
но такие малыши редко живут дольше двухнедельного возраста.
С 18-го дня щенок начинает
учиться ходить, еще неуверенно держась на конечностях. Переход от ползания
(нередко плавания) к раскачивающемуся движению происходит резко. С этого
времени он начинает активно играть с однопометниками.
С трехнедельного возраста
у щенка появляется осязание, обоняние, вкус, ориентировочная реакция на шумы и
звуки, самостоятельное мочеиспускание и дефекация (правда, он еще не умеет их
контролировать). С этого времени он меньше тратит времени на сон, а
проснувшись, начинает исследовать окружающую обстановку, бродить по гнезду,
пытаться выбраться из него и играет с матерью и однопометниками. Его память еще
слишком короткая, поэтому он помнит о каком-либо раздражителе всего несколько
секунд.
В первые три недели жизни
щенок полностью зависит от матери. Он нуждается в ее молоке, уходе, массаже и
тепле ее тела, впрочем, как и окружающих его однопометников. Мать необходима
ему до семинедельного возраста (правда, в последние две недели гораздо меньше),
особенно на четвертой неделе жизни, когда он развивается наиболее интенсивно.
Отнятие его от матери в это время крайне нежелательно, ведь на этом этапе она
приступает к его обучению. К пятинедельному возрасту малыш уже адаптирован к
окружающей среде, но это возраст активных игр и драк с однопометниками, во
время которых он многому учится, а мать приучает его к дисциплине.
К семинедельному возрасту
мозговая деятельность у щенка становится такой же, как и у взрослой собаки. Поэтому
это самое подходящее время для его отъема от матери и передачи новому
владельцу. С этого момента и до четырехмесячного возраста характер щенка будет
формироваться под влиянием воспитания и обучения.
Периоды обучения и социализация длятся всего несколько
недель. Если щенок на этом этапе лишен общения с другими собаками и людьми, то
будет неадекватно относиться к ним при встрече, когда вырастет. Кроме того,
существует оптимальный промежуток социализации. Щенок, впервые увидевший
человека в возрасте 5—7 недель, социализируется быстрее, чем если бы это
произошло до или после этого периода. Социализация наступает за крайне
короткий промежуток времени, о чем не следует забывать.
Учтите, что характер и привычки щенка складываются за очень
короткий период, так что к девятинедельному возрасту он уже становится
бесстрашным или трусливым, сдержанным или робким, легко или трудно обучаемым.
То есть природа дала ему крайне ограниченный срок, чтобы стать личностью. Вы
должны помочь ему в этом начиная с трехнедельного возраста, иначе он сам
познает новый мир запахов и красок и адаптируется к окружающей среде,
самостоятельно поймет, что представляет для него опасность, а что — нет. В
этом случае привычки и навыки, приобретенные им без вашей помощи, могут крайне
не понравиться вам и всем окружающим, но исправлять их будет уже поздно. Вы
обязаны доказать ему, что он находится в дружески настроенном к нему мире, лишь
тогда ваш малыш вырастет в смышленого, легко обучаемого, послушного, хотя
временами и упрямого, без памяти влюбленного в вас, готового на все ради вас,
самоуверенного и сдержанного пуделя, миролюбиво настроенного к людям,
соплеменникам и другим животным, не пугающегося и не возбуждающегося от
неизвестно откуда появившихся внешних раздражителей.
Знакомя щенка с миром, никогда не беседуйте с ним и не
поощряйте, если он чего-то испугался, а, наоборот, покажите, что ситуация,
внушившая ему страх, не представляет для него никакой угрозы. И наоборот, если
он проявляет ко всему интерес, ничего не боится и не проявляет агрессивного
поведения в конфликтной ситуации, щедро похвалите его за проявленную отвагу.
Не следует забывать, что исследовательский инстинкт и страсть
преследования движущихся объектов наиболее выражены у щенка в 7—8-недельном
возрасте, так что выгуливайте его и гуляйте с ним в это время только на поводке.
И, самое главное, обучение щенка должно начинаться с
четырехнедельного возраста и продолжаться всю оставшуюся жизнь. |