Первым человеком, которого
видит щенок, раскрыв глаза на расплывающийся перед ним смутный мир, как правило,
оказывается заводчик, в крайнем случае — один из членов его семьи. Хотя малыш
уже узнает заводчика по прикосновениям, ему предстоит связать свои тактильные
ощущения с его запахом и речью, чему способствуют развивающиеся у него
обоняние и слух. Если он когда-нибудь лизал или сосал палец заводчика, то знает
его и на вкус. Кроме матери и однопометников, малыш узнает и громоздящееся над
ним создание, которое попеременно пахнет то мылом, то чесноком, то духами.
Через общение с двуногим родителем у щенка формируется первое мнение о людях в
целом.
Некоторые заводчики гладят
щенков по спине и переворачивают их, чтобы ласково почесать грудь, как только
у них отпадет пуповина. Часами гладить новорожденных не следует, а вот уделять
каждому из них по несколько минут в день — крайне необходимо, поскольку щенки
привыкают к заводчику с первых же дней своей жизни.
Как замечательно усесться
на пол и дать бойким малышам изучать ваши ноги, заползая на вас, — это очень
полезно для их физического и умственного развития. Кроме групповых игр, не
забудьте поиграть с каждым малышом в отдельности. Щенку пуделя требуется
несколько минут индивидуального общения наедине с человеком. Именно в это время
он начинает доверительно относиться к людям, формируясь как личность.
От рождения до
шестнадцатинедельного возраста каждый щенок проходит определенные критические
периоды социального развития, причем самый ответственный и короткий из них
приходится на возраст 3—7 недель. Если в этот период щенку уделяли мало
внимания и не развивали его умственные способности, он вряд ли станет личностью
и сможет реализовать все возможности своего характера.
В трех-пятинедельном
возрасте для социализации щен-ку требуется четырех-десятиминутное
индивидуальное общение с дружелюбно настроенным человеком хотя бы 4 раза в
неделю, а с пятинедельного — около пятнадцати минут. Щенок должен понять, что
взрослые и дети — его хорошие друзья. Пока щенки не прошли иммунизации от особо
опасных заболеваний, не разрешайте им общаться с посторонними людьми и
животными, включая собак.
Во время индивидуальной
социализации приучите малышей ко всем видам покрытий. В хорошую погоду выносите
их на лужайку, дайте поиграть на цементном полу, познакомьте с полами,
покрытыми коврами, кафелем, линолеумом и деревом. |