Собака – это индивидуальность, никогда нельзя
заранее предсказать особенности характера своего питомца. Это, однако, не
означает, что роль хозяина в воспитании собаки сведена к нулю. Сделать можно
очень многое, вопрос в том, как, когда и что делать.
Владельцы часто жалуются на своих собак: подросшая
собака не слушается, грызет вещи, воет, убегает, бросается на членов семьи.
Редко интересуются, почему это происходит, обычно спрашивают, что делать с
собакой.
Существуют объективные законы формирования
поведения собак. На этот закономерный процесс накладываются условия окружающей
среды, характер и требования хозяев.
Чтобы правильно воспитать собаку, необходимо
знать, как она развивается, как формируется ее поведение и складывается
характер. Начнем разговор с первого дня щенка.
Щенок рождается в оболочке. Мать сразу начинает
его вылизывать и, захватывая зубами оболочку, разрывает ее и съедает вместе с
плацентой. В ответ на энергичный массаж матери щенок начинает дышать, двигаться
и пищать. Если щенок родился мертвым, он не двигается и не пищит под языком
матери и сука чаще всего съедает его вместе с оболочкой. Это естественное
поведение собаки: мертвые щенки не могут оставаться в гнезде вместе с живыми.
Случаи поедания живых детенышей очень редки и чаще всего вызываются сильным
беспокойством матери.
В первые четыре-пять дней жизни щенок беспомощен:
он слеп, глух, его движения хаотичны, он ориентируется только за счет
прикосновения матери, собратьев. Он не может еще отыскивать мать на расстоянии.
Поведение матери очень тесно связано с этапами развития щенков и меняется в зависимости
от их поведения.
В первые дни щенки полностью зависят от матери и
она практически не отходит от них. При малейшем писке щенков она бросает еду и
кидается к ним. Многие суки в эти дни рычат даже на хозяев и не подпускают к
щенкам посторонних. Но пройдет неделя, и собака начнет успокаиваться.
На первом этапе подсосного периода у щенков
наблюдается всего одна универсальная форма поведения в ответ на любое ощущение
дискомфорта – голод, холод, боль, потребности в выделении и т. п., –
щенок активно двигается и пищит. В ответ мать бросается к щенку, обнюхивает
его, начинает вылизывать, а иногда и подталкивает к соскам.
Даже выделения у щенков не могут осуществляться
без помощи матери: щенки еще очень слабы, чтобы отползать от гнезда или
подстилки для отправления своих потребностей. Мать, вылизывая щенков и подъедая
их экскременты, поддерживает чистоту в гнезде. Заметим, что при искусственном
вскармливании новорожденные щенки часто гибнут как раз из-за того, что до и
после еды щенку необходимо делать массаж животика до тех пор, пока он не
справит нужду, в гнезде это делает сука. Когда щенки молчат и не двигаются,
мать их не замечает. Она начинает действовать только, если щенки запищат или
когда у нее прибывает молоко.
С пятого по 11-13-й день жизни у щенков
открываются слуховые проходы (8-10-ый день) и глазные щели (11-13-й день), они
начинают вставать на лапки, сворачиваться клубочком, чесаться, зевать,
потягиваться, облизываться, переходят к самостоятельному выделению, начинают
активно бороться за соски. С 4–5 дня мать уже спокойнее отходит от них, и
инициатива в контактах с ней начинает переходит к щенкам. К 11–13 дню щенки уже
узнают мать на расстоянии одного-полутора метров и ползут к ней. Это второй
этап подсосного периода, во время которого формируется щенячье поведение,
направленное на обеспечение жизненно важных потребностей.
Следующий этап с 12 по 20 день жизни. У щенков
усиливается двигательная активность, они начинают ходить, садиться, реагировать
на громкие звуки. В две недели щенки при искусственном вскармливании уже могут
лакать жидкую пищу, но если есть выбор, предпочитают сосать мать. К этому
времени они стараются отходить от подстилки для отправления своих естественных
надобностей и мать постепенно перестает подлизывать их экскременты. Появляется
исследовательское поведение: щенки начинают обследовать окружающую территорию
по радиусам расширяющейся окружности, центром которой является подстилка. Если
на их пути встречается какой-нибудь предмет – миска, тряпка, стул – они
обнюхивают его и, не трогая, возвращаются к подстилке. В этот период появляются
первые элементы оборонительного поведения: щенки начинают рычать и пугаться
сильных запахов. При громких звуках они замирают, а от резких запахов стараются
уйти. Отличительная черта этого этапа – появление односторонних контактов при
отсутствии ответных реакций у щенков.
В три недели у щенков прорезаются первые молочные
зубы, они начинают видеть, с удовольствием лакают предлагаемый им прикорм, но
продолжают сосать мать. Исследовательское поведение становится активным: щенков
привлекают новые предметы, они хватают их, теребят лапами, начинают грызть
тапочки, тряпки, мебель, хватать хозяев за пальцы, за брюки, постоянно
стараются залезть именно туда, куда им лазить не следует. В это же время у
щенков появляется явная пассивно-оборонительная реакция на громкие звуки,
резкие движения, падающие предметы.
Становление оборонительного поведения идет
одновременно с развитием дистантных анализаторов – обоняния, слуха, зрения –
сначала на запахи, потом на шумы, затем на резкие движения. Щенки пугаются,
замирают, стараются спрятаться или убежать. При этом более активные щенки
отскакивают, убегают, а медлительные – садятся или отходят.
Активно-оборонительные реакции в это время – лай, рычание, наскоки –
проявляются только в игре, не как оборонительное, а как игровое поведение.
В начале четвертого этапа (3 недели) появляются
двусторонние контакты, то есть элементы группового поведения. С этого момента
мать начинает играть со щенками и воспитывать их: отгоняет от своей еды, от
сосков, когда у нее нет молока, и т. п. Щенки получают первое
представление о запрещении. Это выглядит следующим образом: сука сначала тихо
рычит, затем громче, резче. Если щенок не перестает делать недозволенное, мать
хватает его зубами, чаще – за голову. После того, как все щенки испытают на
себе материнскую хватку, они начинают понимать значение рычания: если попадает
одному, остальные замирают. Тогда же щенки начинают понимать и другие сигналы:
например, постукивание по миске как сигнал о подкорме или запрещение, если оно
подкрепляется шлепком. К четырем неделям у щенков появляется реакция на приход
хозяев. Щенки бросаются к ним, начинают отличать своих от чужих. Любопытно, что
к матери они чаще бросаются с лаем, а людей встречают молча.
Четвертый этап длится примерно до полутора месяцев
– до окончания периода лактации. Он характеризуется активным исследовательским
поведением, оборонительным поведением в пассивной форме и началом группового
поведения. С этого момента человек может войти в сферу общения щенка и начать
регулировать его поведение и дальнейшее развитие. У щенка происходит так
называемый импринтинг человека.
Что это такое? Импринтинг – запечатление, феномен,
открытый К. Лоренцом в 1935 году. Он обнаружил, что у животных есть сравнительно
короткий период, названный «чувствительным» или «импринтинговым», в течение
которого у детеныша происходит запечатление образа своего вида. Если в этот
период детеныш общается с матерью и сородичами, то впоследствии он никогда не
спутает представителей своего вида с другими видами животных. Став взрослым,
такое животное будет спариваться только с сородичами. Если же в этот период
произойдет запечатление образа другого вида, такое животное уже никогда не
сможет нормально общаться с сородичами.
Другими словами, если щенок вырастет в изоляции от
других собак, если запечатление у него произойдет только на человека, он, став
взрослым, не сможет нормально общаться с собаками, не сможет спариваться с
ними. Вырастет психически ненормальная собака, которая будет принимать людей за
сородичей, вплоть до того, что видеть в них половых партнеров.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на
следующее. Бытует мнение, что из-за опасности инфекций щенков нельзя допускать
к чужим собакам. В результате владельцы выращивают психически ненормальных
собак. Такие кобели старательно делают садки на ноги людей, не обращая внимания
на сук в эструсе, а суки не допускают к себе кобелей. У таких искалеченных
собак затруднено нормальное общение с сородичами. Неадекватное поведение часто
вызывает агрессию у нормальной собаки. Начинаются драки, хозяева уводят собаку,
обижаются на других владельцев, окончательно обрекая своего несчастного питомца
на пожизненную изоляцию. Так элементарная некомпетентность может привести к
непоправимым последствиям.
Получая информацию об окружающей среде, о
поведении живых существ, щенок начинает приспосабливаться, то есть регулировать
свое поведение в зависимости от реакций животных, людей, от свойств предметов.
Так он приобретает индивидуальный жизненный опыт, который вместе с врожденными
формами поведения определяет поведенческие реакции в различных ситуациях. |