Согласно В. В. Лебединскому
(Лебединский, 1991) для возрастного уровня 7–12 лет характерно
аффективное нервно-психическое реагирование в ответ на различные вредные
факторы. Для аффективного уровня реагирования характерны синдромы и
симптомы страхов (особенно часто связанных со школьной дезадаптацией и
трудностями обучения), повышенной аффективной возбудимости с явлениями
агрессии и негативизма или сниженного настроения и плаксивости.
При задержке психического развития речь
идет о замедлении его темпа, которое обнаруживается чаще всего при
поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний,
незрелости мышления, преобладании игровых интересов. При этом в одних
случаях на первый план выступает задержка развития эмоциональной сфер
(различные виды инфантилизма), в других случаях, наоборот, преобладает
замедление развития интеллектуальной сферы.
Эмоциональная незрелость может быть
обусловлена длительными, нередко хроническими соматическими
заболеваниями. Задержка психического развития не исключает и
психогенного происхождения, будучи связана с неблагоприятными условиями
воспитания, к которым относятся: (1) гиперопека, (2) жестокость,
проявляемая по отношению к ребенку, (3) неуспех в социуме (школа), (4)
средовые условия.
(1) В условиях гиперопеки задержка
эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрической
установки, неспособности к волевому усилию, труду.
(2) В психотравмирующих условиях
воспитания, где преобладает жестокость, происходит формирование личности
по невротическому типу, при котором задержка психического развития
проявляется в отсутствии самостоятельности, робости, боязливости (Буянов
М. И., 1988).
(3) Ситуация систематического
неуспеха, в которую попадают дети с задержкой психического развития в
школе, не только отрицательно влияет на их дальнейшее интеллектуальное
развитие, но и способствует аномальному формированию личности.
(4) Яркой иллюстрацией проблем
развития, возникающих в этом периоде, служит описание приютских детей
(Сафонова Т. Я. и др., 1995). Более 80 % детей имели плохие
жилищно-бытовые условия, чаще всего вследствие алкоголизма одного или
обоих родителей. Детям ничего было есть и буквально негде спать, так как
вся обстановка их квартиры представляла собой пару колченогих стульев и
продавленный матрас. Проявления психических нарушений в значительной
мере определялись возрастом детей. У младших школьников преобладала
задержка психического развития. Основной причиной ее возникновения,
несомненно, было грубое пренебрежение родителями своими обязанностями по
воспитанию детей, отсутствие эмоционально теплых отношений. Прямым
следствием задержки психического развития у младших школьников была
неспособность к обучению в школе и выраженная школьная дезадаптация, что
выражалось в быстрой истощаемости, неспособности к концентрации
внимания, недостаточности контроля своего поведения и как следствие —
немотивированных колебаниях настроения, раздражительности,
агрессивности.
При раннем возникновении и длительном
действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги
нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое
развитие его личности. Например, в условиях безнадзорности может
формироваться патологическое развитие личности с задержкой психического
развития по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои
эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и
ответственности.
Г. Шуллер (Шуллер, 1996) называет этот
период у собак (от 3–4 до 6 месяцев) стадией ранжирования (ranging), то
есть уяснения для себя собакой своего положения в сообществе, Е. Н.
Мычко (Мычко, 2004) называет этот период вторым периодом социализации.
Этот период предшествует у животных периоду полового созревания.
Можно показать, что нарушения развития животных в этом периоде соответствуют таковым у человека.
(1) Наличие хронических заболеваний у
собак и гиперопека со стороны хозяев вызывают инфантилизацию животных.
Американский ветеринар Борхельт (Borchelt P. L. 1992) считает, что такие
проблемы встречаются в семьях, где собак осыпают ласками и любовью, где
хозяева чрезмерно озабочены малейшими проявлениями недомогания собаки.
(2) Собаки, которые подвергаются
жестокому обращению со стороны хозяина или членов его семьи, вырастают
недоверчивыми и пугливыми, либо агрессивными (в зависимости от задатков
лидера и физической силы взрослой собаки). Такие животные сложнее
поддаются дрессировке, так как не доверяют человеку. Игнорирование
дрессировщиком таких проблем у собаки приводит к грубым ошибкам при
дрессировке. Вследствие этого у животных появляются нервно-психические
перегрузки, сопровождающиеся крайней степенью эмоционального напряжения,
вплоть до появления у животных неврозов (Сутеев, 1991). Это в конечном
счете может вызвать неконтролируемую жестокость.
У животных возникают и реакции
инфантилизма. Такие реакции проявляются у диких животных в условиях
неволи, когда в силу жизни в обедненных ограниченных условиях неволи у
животных развиваются патологии в виде навязчивых действий и
самоповреждений. В таких случаях помогает игровая терапия, когда
животному дают возможность играть с игрушками. Более или менее взрослое
животное регрессирует, таким образом, к более ранней ступени развития
(Непринцева, 2005).
(3) Похожие приемы используются
собаками в случае неудачного контакта с дрессировщиком и неуспешности
обучения. Если такие приемы оказываются неэффективными, в ход идет
выпрашивание корма и ласки. Если и это не помогает, собака может стать
совершенно неуправляемой (Borchelt P. L.,1992).
(4) Многочисленные исследования
показывают, что средовые факторы затрагивают поведение животных. Так
называемый культуральный фактор (психические травмы, неблагоприятные
отношения с хозяевами и пр.) может оказаться ведущим в формировании
легких форм психического недоразвития. И наоборот, воспитание детенышей в
обогащенной внешней среде оказывает положительное влияние на
последующее развитие поведенческих реакций. В особенности на
формирование исследовательской и условно-рефлекторной деятельности.
Такие животные быстрее обучаются, лучше адаптируются к новым ситуациям,
более уравновешенно и адекватно реагируют на новые раздражители.
Наоборот, обедненная среда приводит к замедлению роста и развития,
нарушениям эмоциональной сферы — повышенной возбудимости или, наоборот,
апатии, замедленной адаптации, более медленному обучению и быстрому
забыванию выученного, у некоторых животных наблюдаются навязчивые
состояния (Хайнд Р., 1975).
Здесь отчетливо прослеживается
аналогия с задержкой психического развития у детей, выросших в
неблагополучных семьях, где отсутствовала не только родительская забота,
но и элементарные жилищно-бытовые условия.
Как мы видим, развитие в условиях
обедненной среды, жестокое обращение в этом возрасте приводит к
аналогичным аномалиям у детей и животных: агрессии, негативизму,
сниженному настроению, инфантилизму в эмоциональной и интеллектуальной
сферах. |