Племенная
ценность производителя определяется суммарным эффектом генов, определяющих его
фенотип. Племенная ценность производителя может быть определена путем оценки
потомства, полученного от самца с большим количеством случайно подобранных
самок. Оценку племенной ценности животного производят по фенотипу предков
(происхождению), фенотипу самого производителя, фенотипу родственников по
боковой линии и фенотипу потомства.
Оценка
по происхождению может быть эффективной только если селекционер обладает
запасом знаний об истории и особенностях породы, ее племенных ресурсах,
сочетаемости различных племенных групп.
Оценка
собак по экстерьеру направлена то, чтобы усилить и закрепить в процессе
племенного использования необходимые для породы качества: пропорциональность
сложения, правильность движений, качество шерсти, особенности поведения и
т. д.
Наиболее
достоверным способом определения племенной ценности собак служит их оценка по
качеству потомства. Степень влияния отца и матери на формирование качественных
особенностей потомства может быть различной, и зависит от препотентности
производителя. Чем больше это влияние, тем выше племенные достоинства родителя.
Оценка по экстерьеру далеко не всегда является гарантией племенной ценности производителя.
За время многолетней практики в собаководстве накопилось значительное число
фактов, когда от выдающихся по экстерьеру родителей получали посредственное
потомство, а производители среднего качества давали весьма ценное
высокоэкстерьерное поголовье.
При
оценке сук по потомству учитывается породность ее щенков, выравненность
приплода, плодовитость, материнские качества. Наследственный вклад в породу
кобелей и сук бывает различным. Практически все суки, получившие на выставке
оценку не ниже «очень хорошо», а таких в породе подавляющее большинство,
используются в разведении.
Отбор
кобелей производится значительно строже, так как влияние кобелей на качество
поголовья оказывается более значительным. В племенной работе обычно участвует
лишь малая часть от всех рожденных кобелей. И это не противоречит
общебиологическим законам. В природе также большая часть самцов обречена на
безбрачие. Естественный отбор затрагивает их более жестким образом, чем самок.
Именно поэтому кобели, используемые в разведении должны соответствовать
современным представлениям о породе, го есть иметь отличный экстерьер,
нормальное поведение, быть физически здоровыми.
Племенных
кобелей, используемых в разведении, можно условно разделить на две группы — улучшателей
и нейтральных производителей.
Кобели
— улучшатели при спаривании с любыми суками дают потомство, превосходящее по
своим качествам мать, а иногда и отца. Кобели-улучшатели, обладающие
препотентностыо и передающие ее своим сыновьям и внукам могут стать
основоположниками заводских линий.
Некоторые
производители могут быть ухудшателямя. Полученное от них потомство при любых
сочетаниях оказывается хуже родителей. Почему — то во всех руководствах по
разведению собак принято говорить только о кобелях — ухудшателях, однако такими
качествами может в равной степени обладать и сука. Все подобные производители
должны безусловно исключаться из разведения. Следует учесть, что производители
могут быть улучшателями по одним и ухудшателями по другим признакам. Решая
вопрос об использовании подобных производителей необходимо оценивать, которое
из качеств является более существенным.
Если
кобель не производит потомство лучшего качества и не обладает препотентностью,
но в то же время не является ухудшателем, то он нейтрален для породы.
Использовать таких кобелей можно с очень хорошими суками, сохранение типа
которых желательно для породы.
В
свое время в нашей стране было принято проводить, так называемую, бонитировку
племенных собак. Под бонитировкой понимается комплексный метод оценки
производителя по главным признакам, составляющим комплексную оценку. В
животноводстве и звероводстве под ней понимается подробное описание экстерьера.
Бонитировка собак включала в себя оценки по происхождению (родословной),
экстерьерной оценке на выставках, рабочим качествам и качеству полученного
потомства. На ее основе производили комплексную оценку определения племенной
ценности производителей и распределяли их по соответствующим классам — «2
племенной», «1 племенной» и «элита». Лучшим производителям присуждали титул
«лучший производитель года». Хотя племенная бонитировка собак и была в большой
мере несовершенной, она, несомненно, позволяла составить общее представление о
племенных качествах производителей и стимулировала владельцев собак к участию в
выставках, соревнованиях, а также способствовала лучшему контакту заводчиков с
владельцами полученных от их сук щенков. В настоящее время в племенных уставах
наших головных кинологических организаций положение о племенной бонитировке
отсутствует, что, несомненно, является серьезным упущением. |