Животные неразрывно сопровождали людей с самого
начала человеческой истории. Однако западная философия отказывала им во
взаимном уважении и верности, поскольку это противоречило ее положениям о
месте человека в мире. В семнадцатом веке Декарт высказал мнение, что
раз животные не говорят на нашем языке, следовательно, у них нет ни
разума, ни души. Согласно его знаменитой цитате, «причина того, что
животные не разговаривают, как мы, состоит не в отсутствии подходящих
органов, а в отсутствии мыслей». Очевидно, Декарт никогда не задумывался
о возможности невербального общения, а также о той эмоциональной связи,
которая так знакома каждому, кто имеет дело с животными, ухаживает за
ними или является их хозяином.
С тех пор к дебатам на эту тему присоединились очень
многие, причем все с тех же негативных позиций. Последние по времени
утверждения заключаются в том, что с научной точки зрения психологию
животных можно изучать исключительно через их поведение. Бурус Скиннер,
американский психолог и специалист по поведению животных, дал свое имя
«ящику Скиннера»: простенькому устройству, в котором крыс и поросят учат
реагировать на те или иные раздражители. В сущности, это приспособление
для изучения «простых механизмов», поскольку животные — это всего лишь
машины, не обладающие сознанием, мыслями и чувствами, и их единственная
роль — быть полезными людям. Следовательно, совершенно неважно, что мы с
ними делаем, лишь бы использовать их на всю катушку! Логичным
порождением подобных взглядов стали такие формы интенсивного
животноводства, как разведение скота и птицы индустриальными методами,
экспорт живых животных, птицефабрики и инкубаторы, насильно
откармливаемые утки и гуси, предназначенные для производства фуа-гра
(паштет из гусиной печенки), и так далее.
Очень долго специалисты по поведению животных
изучали только их отклик на внешние раздражители. Любой интерес к их
спонтанному поведению клеймился как безнадежная романтика! Однако, как
известно, животные — не машины. Это — не компьютеры, которые можно
загрузить определенными программами и обучить делать то, что нам угодно.
Они, как и мы, разумны, то есть способны обучаться самостоятельно. Это
доказывается многими тестами. Белки, например, вынуждают исследователей
воздвигать все более сложные препятствия на пути к блюдечку с орехами,
что отражает их умение решать технические задачи, а для этого, в свою
очередь, требуются мышление, память и, конечно, разум.
Из организации «Собаки для глухих» мне прислали
невероятный рассказ. Все, кого жалили осы, знают, как это больно, и
стараются избегать встреч с этими насекомыми в будущем. Однако Родди,
молодой пес для глухих, изобрел собственный способ справляться с ними!
Родди, белый метис с бурыми пятнышками, был отдан в
организацию «Собаки для глухих» в возрасте четырех месяцев. Он очень
скоро привязался к одному из волонтеров и прошел продвинутый
шестнадцатинедельный курс обучения в букингемширском центре. В программу
тренировки входило умение откликаться на стандартные бытовые звуки,
например на звонок в дверь или по телефону. Родди должен был при этом
коснуться хозяина и отвести его к источнику звука.
К сожалению, когда обучение было уже почти
завершено, Родди ужалила оса, и у него возникла сильная аллергическая
реакция. Пес потерял сознание и был отвезен в ветклинику на реанимацию.
Некоторое время он был на волоске от смерти, но все обошлось. Родди
успешно завершил курс обучения и отправился в Сомерсет жить со своей
глухой хозяйкой, Дорин Эмос.
Однажды, вскоре после того, как он поселился с
Дорин, Родди бросился к ней и стал трогать лапой, как делал всегда,
чтобы привлечь внимание. Хозяйка спросила: «Что случилось?» — и Родди
подвел ее к своей подстилке. Дорин тут же заметила, что над ней кружится
оса. Когда она выгнала насекомое, Родди довольно свернулся на своем
коврике и уснул!
Собак для глухих, конечно, учат реагировать на
звуки. Но Родди не только понял, что раньше его укусила именно оса, но и
воспользовался усвоенными навыками, чтобы предупредить о ней хозяйку и,
таким образом, избавиться от проблемы!
Итак, если животные способны разумно мыслить и
полагаться ради выживания не только на инстинкты, то нетрудно признать,
что они способны также чувствовать и обладать собственным характером!
Как упоминала автор «Предисловия» Гленис Эккерсли,
смерть слонихи в сафари-парке вызвала страшное горе у ее пары-супруга.
Эта история поведана нам Брюсом Фоглем в книге «Собачьи мысли».
Патологоанатом решил вскрыть крупное животное, поскольку же перенести
его в иное помещение было трудно, вскрытие производилась прямо на месте
смерти слонихи.
В процессе работы патологоанатому понадобилось
переместить отрезанные части. Для этого прибегли к помощи самца, который
жил с погибшей самкой. Сначала ему велели поднять и перенести одну из
ног. Слон сделал это, но пришел в сильное возбуждение. Затем
понадобилось перетащить голову. Слон снова выполнил команду, но затем
поднял хобот и резко протрубил. После этого дверь загона открыли, и
слона выпустили. Он убежал как можно дальше от загона, прижал голову к
земле, долго трубил и не сходил с места до тех пор, пока не пришел
погонщик и не заговорил с ним.
Поскольку мозг всех млекопитающих — что у слонов,
что у людей — очень похож, гораздо проще прийти к выводу, что у животных
тоже есть чувства, чем отрицать их наличие. То есть в соответствии с
известным научным принципом «бритвы Оккама», согласно которому из двух
теорий выбирается наиболее простая, правильнее было бы признать
отвергаемое наукой убеждение, что мы можем и обязаны понять боль и горе
слона.
Аналогичную историю я узнала от Кейти, которая
написала мне о том, как однажды она доила коров. Она уже надела все
аппараты, но тут одна из коров вдруг умерла от сердечного приступа: «Я
пошла посмотреть, что там за шум. Разумеется, такое тяжелое животное не
может упасть беззвучно, но самое странное было, как реагировали
остальные мои девочки. Они держались очень тихо и с каким-то уважением;
их поведение совершенно изменилось, словно бы они могли говорить и были
по-настоящему тронуты происшедшим. Это было очень странно и даже
жутковато».
Мне помнится, что нечто подобное произошло, когда я
помогала подруге стричь овец. Для одной овцы стресс от того, что их
сначала направляют в загончик, сужающийся до тех пор, пока овцы не
вынуждены будут идти друг за другом к месту, где их хватают и стригут,
оказался чересчур силен. Во время стрижки она потеряла сознание и спустя
несколько минут умерла — опять-таки от сердечного приступа. Атмосфера
среди овец, которых уже постригли, мгновенно изменилась. Они «знали»,
что произошло.
В другой раз я гуляла вокруг пруда в Бирмингеме и
увидела в воде мертвую уточку, вокруг которой плавал селезень. Если
животные руководствуются только инстинктом выживания, такое поведение
вообще не имеет смысла.
Если подвести итог, то мне кажется, что в глубине
души мы все уверены: животные чувствуют, обладают эмоциями и памятью.
Достаточно подумать о собаках, которые спят перед камином, подергивая
лапами. Им снится дневная прогулка, и они «бегут», причем — если нужны
доказательства — это сопровождается быстрыми движениями глазного яблока,
которые можно измерить. Кошки тоже заметно волнуются, когда попадают в
новый дом. В конце концов, ученые пока не умеют сколько-нибудь точно
измерять даже людские эмоции, так что уж говорить о чувствах животных,
задача изучения которых в списке научных приоритетов находится чуть ли
не на последнем месте! |