В
заключение остается пожелать, чтобы прочитанные рассказы убедили
кое-кого в том, что собака не есть «сборище всевозможных низостей», а
поговорка «у него собачий нрав» (в дурном смысле) должна быть отнесена к
числу непростительных ошибок и стародавних заблуждений.
В нашем народе особенно грубы понятия по
отношению к домашним животным — отсюда и вытекает та жестокость, с
которой обходятся эти невежественные люди со своими четвероногими
друзьями и помощниками в трудовой их жизни. Хотя по русским пословицам
собака считается за неизменного друга, но по тем же пословицам — «была
бы собака, а камень будет», то есть всегда найдется готовность ударить
своего неизменного друга. Те же пословицы, находясь в постоянном устном
обращении, научают детей верить, что «собаке собачья и смерть», то есть
печальная или срамная.
Постигнет ли дурного человека
неприглядная смерть, народ тотчас же отмечает ее пословицей: «Собаке
собачья и смерть». Будто уже все собаки настолько порочны, что их нельзя
иначе и честить, как только дурным словом?… Желая укорить кого-нибудь в
неблагодарности, народ говорит: «И (даже) собака старое добро помнит» —
а ты, дескать, забываешь. Будто и в самом деле большая редкость видеть
собаку признательной? Собака всегда помнит добро и никогда его не
забывает. Это только для человека всего труднее быть благодарным… Если
бы эти четвероногие создания могли говорить, то они с большим бы правом
могли сказать: «И человек старое добро помнит».
Но ведь бывают же собаки злые и
порочные? Да, бывают. И нам не мешало бы подумать о том, отчего, в самом
деле, являются у собак пороки, когда при них должны бы оставаться
только одни добродетели? Не в грустной ли человеческой школе портится
это доброе создание?…
Если бы наши дети не воспитывались с
ранних лет в грубых понятиях относительно мира животных, то они,
вероятно, сами скоро подметили бы, что и собакам бывают присущи чувства
любви и преданности, кротость, великодушие и многое другое, все хорошее.
Есть чему поучиться, есть чему подражать!
Мы всегда должны радоваться, если
замечаем где-нибудь возникающую дружбу между детьми и нашими домашними
животными. Под влиянием этой дружбы легче всего может развиться у
ребенка чувство сострадания — эта первая добродетель, при посредстве
которой приобретаются и все остальные добродетели. |