ГАРПИЯ (Harpia harpija) крупная птица: длина 80—90 см, вес самок около 8 кг. На голове у гарпии хохол из широких перьев. Клюв мощный, но узкий, с большим крючком. Лапы огромные с мощными когтями. Крылья широкие и закругленные, хвост умеренной длины, прямо обрезанный. Взрослый наряд гарпии (он надевается в возрасте четырех лет) на голове и шее серый (хохол на затылке черный или темно-серый), на спинной стороне черный с беловатыми каемками на кроющих крыла, пояснице, надхвостье. Гарпия обитает в равнинных тропических лесах Южной и Центральной Америки — от Мексики до центральной части Бразилии. Гнездится гарпия на высоких деревьях, обычно вблизи речных водоемов.
Большая или южноамериканская гарпия Harpia harpyja
Царство: Животные Тип: Хордовые Подтип: Позвоночные Класс: Птицы Отряд: Соколообразные Семейство: Ястребиные Род: Гарпии (птицы) Вид: Большая гарпия Описание
Гарпия является самой сильной из всех хищных птиц.Длина тела этого орла от 90 до 110 см. Самка весит 7, 5 — 9 кг, более мелкий самец 4-4, 8 кг. Гарпия имеет тёмно-серую спину. Светло-серая голова с большими тёмными глазами и сравнительно некрупным, но мощным чёрным клювом украшена широкими тёмными перьями. В момент возбуждения гарпия приподнимает их почти вертикально на голове наподобие «рожек». У молодых птиц хохол более светлый. Брюхо белое, на оперенных лапах мелкие тёмные полоски. На шее тёмный широкий ошейник. По длинному хвосту идут широкие поперечные полосы серого цвета. Лапы чрезвычайно большие и мощные, способные выдержать очень большой вес, пальцы вооружены очень длинными чёрными когтями. Распространение
Этот крупный орёл обитает на равнине в тропических лесах Центральной и Южной Америки, от Мексики до Бразилии. Образ жизни
Гарпия - житель тропических лесов Америки, от юга Мексики до юга Бразилии, в горах встречается до 1600 м. Охотится в кронах дерекьев на крупных птиц, древесных млекопитающих - обезьян, опоссумов, ленивцев и других, неожиданно налетая на них из засады и срывая с ветки мощной когтистой лапой. Изредка нападает на наземную добычу, вплоть до мелких оленей мазам (Mazama). Хорошо развитый лицевой диск позволяет предположить высокую роль слуха при выслеживании добычи в полумраке под пологом леса. Практически тот же ареал, те же способы охоты и сходный облик имеет малая или гвианская гарпия (Morphus guianensis), видимо, эти виды расходятся, главным образом, по размерному классу добычи. Свое название эти птицы с необычной внешностью получили в честь персонажей античных мифов - отвратительных птиц с головами старух, внезапно налетавших по велению богов, пожирающих всю пищу и оставляющих после себя непереносимое зловоние. Индейцы называли их крылатыми волками.
Гарпии оседлы, гнезда до 1, 7 м в диаметре они строят на деревьях, обычно возвышающихся над лесом (эмержентах), на высоте 30-60 м. Численность этого вида, внесенного в Красную книгу, сокращается в связи с вырубками лесов, браконьерством и низкой ре-продуктивностью — каждая пара птиц размножается через год. Пернатые хищники практически не разводятся в неволе. Лишь в 1981 году в Берлинском зоопарке впервые удалось вырастить птенца обыкновенной гарпии.
На Филиппинах обитают представители другой разновидности гарпий. Она была названа английскими орнитологами гарпией-обезьяноедом. Однако, как позднее выяснили ученые, этот хищник питается еще шерстокрылами, летучими мышами, пальмовыми белками и птицами. Жутковатое название «обезьяноед», не способствовавшее популярности этой птицы среди местного населения, с почтением относящегося к приматам, привело к тому, что и без того малочисленный вид стал повсеместно истребляться людьми. Питание
Основной пищей гарпии являются ленивцы и обезьяны, а также все крупные и средние животные Южной Америки: агути, носухи, опоссумы, капибары и др. Кроме этого нападают гарпии на попугаев-ара, и являются единственными хищниками, охотящимися на древесных (или цепкохвостых) дикобразов. Из деревень гарпии часто таскают свиней и собак. Размножение
Гарпия гнездится в кроне высоких деревьев на высоте 50-75 м над землёй, часто возле воды. Широкое гнездо строит из толстых веток и выстилает листьями и мхом. Одно и то же гнездо используется парой по многу лет. Гнездятся гарпии через год. Самка откладывает, как правило, одно желтоватое яйцо. Птенцы развиваются очень медленно и долго находятся на попечении родителей. Возле гнезда взрослые птицы агрессивны, нападают на посторонних, смело прогоняя даже человека. В возрасте 8-10 месяцев птенцы гарпии уже хорошо летают, однако кормиться самостоятельно всё равно не могут и дальше гнездового участка родителей не улетают. Могут голодать до 10-14 дней без вреда для себя.Окончательный наряд приобретают после 4-х лет, с наступлением половой зрелости. Гарпия в мифологии
ГАРПИЯ – женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.
Фронтально расположенный с распростертыми крыльями орел с коронованным женским бюстом, т.е. с девичьими головой, шеей, плечами и грудью. Составные части этой фигуры изображаются различными цветами, причем орлиная большей частью бывает черной (например, в гербе Нюрнберга). К этому же разряду принадлежат известные по древнерусской литературе, изобразительному и декоративно-прикладному искусству райские птицы сирин и алконост, а также широко распространенные в Древней и Московской Руси вилы-русалки, традиция которых продолжалась в крестьянской деревянной резьбе вплоть до конца XIX века. В современной английской песенке о гарпии она предстает перед нами как веселое поющее существо, находящее прелесть в шумных вечеринках:
Пришел я с арфой к гарпии,
И стали мы петь и играть,
Никто не может, как гарпия,
На арфе так славно бренчать.
В этой песенке не осталось ничего от тех древних существ - обычно их бывало трое, - которые устремлялись вниз с небес, хватали пищу когтями или длинными лапами и принимались низвергать ее на тех, кому посчастливилось трапезничать неподалеку. Сегодня, когда слово "гарпия" используется в уничижительном смысле, природа такого "антиобщественного поведения" гарпий, похоже, позабыта.
Гарпии изначально прославились не из-за их категорического неприятия правил приличия. Само это слово происходит от греческого harpazein - "схватить". В древней мифологии гарпии ассоциировались со штормовыми ветрами, которые уносили тех, кому было суждено исчезнуть. Гомер в "Илиаде" называет только одну из них по имени - Подаргу, мать лошадей Ахиллеса, родившую от Зефира, производящего ветер. Древнегреческий поэт Гесиод в "Теогонии" упоминает двух: "белокурую" Аэлло и Окипету, которая "дружит с ветрами и птицами, и ее быстрые крылья возносят ее высоко над землей". Гарпии обычно изображаются в виде хищных птиц с головой и грудью женщины; наиболее часто встречающиеся их имена - Келено, Нико-теон и Тиелла.
"Отец трагедии" Эсхил (ок. 525 - 456 до н. э.), наверное, был одним из первых, кто заметил, что гарпии уродливы (Eumenides). Более полное описание их импульсивного поведения и повадок появляется в эпическом цикле об аргонавтах. В поисках золотого руна аргонавты встретили Финея, который был наказан слепотой и преждевременной старостью за злоупотребление даром пророка. Финей голодал из-за гарпий: "Гарпии всегда наблюдают за моей едой. Я устал и не знаю, как мне избавиться от них; они тотчас налетают черным облаком. Еще издалека по шуму крыльев я слышу, что приближается Келено. Они прилетают и уносят всю мою пищу, опрокидывают и оскверняют чаши. Распространяется такое зловоние и начинается ужасная бойня, ибо эти монстры так же голодны, как и я".
В благодарность за пророчества Финея, которые помогли аргонавтам в их странствиях, Зет и Калаид побеждают гарпий и уводят их на Строфадские острова в Эгейском море, и те обещают никогда больше не досаждать Финею. Там гарпии дожидались Энея, который спасся из горящей Трои и приготовил угощенье для своих голодных друзей.
Герой "Энеиды" Вергилия (I век до н. э.) так позже опишет этот эпизод королеве Дидо: "Нет никого ужаснее гарпий, ни чума, ни гнев богов не может сравниться с ними, взмывающими со Стигианских вод. Это птицы с лицами юных дев. Ужасный смрад исходит из их желудков, у них когти на лапах, и они всегда бледны от голода... Внезапно они соскальзывают с гор на нас, громко хлопая крыльями, хватают пищу своими грязными лапами, делая ее несъедобной, распространяя ужасное зловоние, оглушительно крича". Наконец гарпии исчезают, и одна из них, Келено, усаживается на скалу и проклинает Энея. Он не построит обетованный город в Италии, говорит Келено, и она из-за голода будет вынуждена глодать собственные стопы.
Обжорство традиционно приписывалось гарпиям еще во времена Горация (I век до н. э.). Гораздо раньше гарпии начали восприниматься аллегорически. У греческого философа Гераклита гарпии, которые лишали Финея пищи, были высокоценимыми проститутками, которые пожирали выделения молодых мужчин. Эта идея повторяется у Евстафия и других философов. Во времена Евстафия, когда аллегория становится широко распространенной в религии и широко используются мифологические толкования, Третий Ватиканский толкователь мифов объединяет фурий и гарпий и объясняет, что их нападению подвергаются скупцы. В XV веке Джованни Беллини наделяет гарпий похожими функциями. В серии аллегорических панно, иллюстрирующих семь смертных грехов, художник изобразил гарпию в виде аллегорической фигуры, олицетворяющей алчность, водрузив ее на два золотых шара. Шары символизировали ссору гарпий с Гесперидами, дочерями Атласа, съевшими яблоки, которые они сторожили. Все это укрепляло "репутацию" гарпий как жадных существ. В XVI веке итальянский собиратель мифов Натале Конти заявил, что внешний облик гарпий дает представление, какими могут быть души скупцов.
Так как гарпии хорошо подходили для дидактических целей, средневековые моралисты и авторы "книг символов" эпохи Возрождения стали практически использовать легенду о них, делая акцент на чувстве их вины. Вот что записано в одной из них: "Гарпия имеет подобие человека и жаждет убить первого встретившегося, но когда она приближается к воде и смотрит на свое отражение, то видит, что убила себе подобного, и глубоко сожалеет, что повстречала человека. Это символизирует душу, которая убила Христа за ее грех, и она похожа на него, потому что создана по его подобию. И когда вспоминает, как умер Иисус за наши грехи, гарпия впадает в великую скорбь и печаль".
Винсент де Бове пересказал эту легенду в своей энциклопедической работе, а в редких случаях, когда гарпию включают в бестиарии, она изображается как раскаивающаяся убийца. В одном бестиарии крылатый монстр с человеческой головой и львиными лапами стоит над трупом, похожим на сирену; а как сказано в бестиарии Пьера де Бове, гарпия-убийца похожа и на лошадь, и на человека, у нее туловище льва, крылья змеи, лошадиный хвост. По одной версии, гарпия испытывает столь сильные угрызения совести, что кончает жизнь самоубийством.
С этой любопытной историей, вероятно, связано описание гарпий у Данте в седьмом круге ада. Его гарпии едят на листьях колючего кустарника, в которые воплотились после смерти души самоубийц. Только страдая от кровоточащих ран, причиняемых этими тварями, которые оскверняют все, к чему прикасаются, грешники могут получить искупление своих поступков.
Хотя и не часто, гарпии появляются в образе убийц во времена Ренессанса в иллюстрированных книгах нравоучительных стихов, написанных в классической традиции и известных как "книги символов". Под влиянием трактата "Homicidia sui ipsius Ultor" ("Убийца мстит сам себе") Лаврентий Эктаний и Яков де Зеттер рассказывают о гарпии, которая вонзает зубы в кишки человека. Но пиршество длится недолго, так как когда гарпия видит в воде свое отражение таким, какой она предстанет после смерти, печаль увлекает ее в пучину вод, и гарпия погибает. Стих заканчивается призывом к злодеям раскаяться в своих преступлениях. Хотя упоминается только одна гарпия, на гравюре изображены три. А известный писатель-символист Рейснер называет гарпий не иначе как Tria Animi Monstra, три монстра разума. Английский современник этих писателей Генри Пичем перемещает гарпий на королевский двор и сопровождает свой стих удивительными гравюрами, на которых изображены птицы с головой женщины, с большой грудью и волосами до плеч. Принцы на гравюрах выступают в роли Финея, они слепы и их терзают три гарпии - лгунья, льстица и тунеядка.
К этому времени уже были установлены основные характеристики гарпий. Действительно, зоолог Конрад Геснер (1516 - 1565), отмечая, что ученые отождествляют гарпий с крылатыми демонами, смерчами и голодными псами, скептически относится к их утверждениям. Неутомимый энциклопедист Альдрованди, обобщивший классические и средневековые истории о гарпиях, выделил следующие рубрики-характеристики: жадность, ненасытность, нечистоплотность. Согласно его описаниям, гарпии имеют туловища хищных птиц, уши медведя, оперенные лапы, человеческие ноги, огромные когти и белую женскую грудь; их считали злыми божествами, демонами, символами смерча. Их также называли canes Jovis (псами Юпитера), так как они были фуриями, подручными-мстительницами Зевса. Они не в состоянии удерживать пищу, и, как результат, все, к чему прикасаются, оскверняется нечистотами, извергаемыми из их кишечников. Альдрованди говорит, что у человека такое состояние доктора называют "собачьим аппетитом".
В шекспировской "Буре" Просперо советует Ариэлю обратиться гарпией, чтобы все угощенья исчезли до того, как их начали есть. Бенедикт из "Много шума из ничего" заявляет, что касается Беатрис, то он лучше пойдет на край земли, чем "перекинется тремя словами с этой гарпией". В "Перикле" Шекспира такая реплика: "Ты как гарпия, - говорит Клеон своей злобной жене, - которая предает; ты, с твоим ангельским личиком, впиваешься орлиными когтями".
А вот какие символы в геральдике приписывал гарпиям поздний фаворит английской королевы Елизаветы I Джон Гуиллим (XVI век). Он считал гарпий особенными животными и выделял две их геральдические разновидности. Одна выглядит так: женское лицо, туловище, крылья и когти хищной птицы; у другой - женское лицо и туловище и птичьи крылья и когти. Гуиллим говорит о первом типе: "Гарпия представляется лазурной с расправленными крыльями и развевающимися волосами. Или закованной в броню. Такая броня есть в церкви Хантингтона. Вергилий описывает их так:
Из всех чудовищ - ужасней нет; оно порожденье
Великого гнева, что Бог наслал на род людской
Из адских пучин; с лицом юной девы это творенье,
Ненасытное чрево, когтистые лапы - вот облик какой".
Второй тип, пишет Гуиллим, использован в гербе Нюрнберга, и далее, ссылаясь на Аптона, заявляет, что "гарпий следует выдавать людям по окончании страшной битвы, чтобы они, глядя на свои знамена, могли раскаяться в глупости своего нападения".
В момент выхода книги Гуиллима по геральдике в южном нефе университетской церкви Христа-спасителя в Южном Лондоне был установлен памятник, в котором гарпии ассоциировались с лошадьми. Надпись на нем, по краям которой была выгравирована пара гарпий, гласила, что памятник воздвигнут в честь Джона Бингема, шорника Елизаветы I и Якова I. Такая ассоциация, однако, была явлением исключительным, а не слишком лестное высказывание Аптона относительно гарпий, казалось бы, призвано было отбить желание использовать их изображения в геральдике. К концу XIX века, по свидетельству Уильяма Нормана, гарпии в геральдике стали менее популярными. Они даже стали предметом насмешек. "Это существо, - свидетельствует Р. X. Эдгар, - наполовину женщина, наполовину птица, наверх посмотришь - красавица, вниз посмотришь - птаха". На иллюстрации, сопровождающей текст Р. X. Эдгара, молодая женщина с туловищем птицы курит сигарету и держит в правой лапе стакан с вином.
Вплоть до нашего века жадность продолжала рассматриваться как неотъемлемая черта характера гарпий. Одно из определений, вошедшее в Оксфордский словарь, было таким: "Гарпия - хищное жадное существо, нападающее на людей и грабящее их".
Несомненно, именно эти качества имеются в виду, например, в высказывании преподобного Э. Кобхема Бруера (1900): "Он как гарпия, разумею под этим: тот, кто хочет поживиться на чужом; тот, кто без угрызений совести живет за чужой счет".
Однако гораздо чаще слово "гарпия" означает скорее сварливость, чем жадность, и употребляется по отношению к женщине. Такой пример мы находим ранее у Теккерея: "Неужели это моя свекровь, жадная, гнусная, распутная, бесстыдная гарпия?! " - восклицает леди Мария, когда узнает, что кто-то раскрыл тайну ее возраста.
Черты облика гарпии нетрудно объяснить с точки зрения психологии: крылья и птичье туловище символизируют женщину-мать, когти - разрушительный инстинкт, сохранившийся с детства, который превращает женщину-мать в жестокую хищницу. Поэтому почти все знаменитые мифологические матери-богини наделены внешностью птиц. Гораполло описывает египетскую мать-богиню как хищную птицу. Она обладает чертами, иногда приписываемыми гарпиям, - она забеременела от ветра и наделена даром пророчества, она приносит смерть и пожирает трупы. Говоря о гарпиях, греческие и римские писатели придают большое значение их негативной роли как губительниц живого и объекта мужского страха и ненависти.
Тем не менее упоминания о развевающихся волосах, целомудренных лицах гарпий, так же как и изображение тугих грудей и плавных птичьих изгибов туловища гарпий, свидетельствуют о большом значении символа женщины-матери еще в глубокой древности. Например, так называемый памятник гарпии, перевезенный в Британский музей с руин Ксантоса, древней столицы Ликии в Малой Азии, изображает летящую гарпию, которая держит ребенка у груди, вцепившись в его ноги когтями.
Все это говорит о том, что вариаций внешнего облика гарпий очень много и они возникли задолго до упоминаний о них в классической литературе. Птицы с человеческими головами фигурировали в древнем искусстве Индии, Персии, Средней Азии и т. д. Гарпии наряду со сфинксами были популярны в средневековом исламском искусстве - на гобеленах, манускриптах, настенных росписях, в архитектуре, керамике и даже в росписи утвари. Они безошибочно угадываются в стилизованных фигурах на плафонах фатимидских люстр (Северная Африка, X-XII века н. э.). Эти фигуры имеют темные волосы на голове, зачесанные за уши, четко выраженные крылья, туловище и когти хищной птицы. Они тоже "дьявольские гарпии, предсказывающие несчастья".