Название "булонская лошадь" датируется семнадцатым столетием и отражает одноименное название главной местности выведения этой породы на северном побережье Франции. К сожалению, количество булонских лошадей катастрофически сократилось во время первой мировой войны, так как главные племенные центры оказались в зоне решающих боевых действий. Как только порода начала восстанавливаться, разразилась вторая мировая война. Эти две катастрофы плюс последовавшая за ними тотальная механизация чуть не загубили навсегда прекрасную лошадь. И лишь благодаря усилиям ряда энтузиастов, эта порода выжила.
О породе
Булонская лошадь - один из самых элегантных тяжеловозов - ведет свое происхождение со времен античного Рима, хотя официально эта породы была признана лишь в семнадцатом веке.
Булонская туземна в департаменте Па-де-Калэ и Соммы. За свой значительный рост и массивность распространена по всей Франции, вывозится в Северную Америку и другие места. Масть по преимуществу светлая — серая и сивая.
Широкий, раздвоенный крестец, иногда немного низкий; короткие мускулистые конечности; отсутствие щёток делает их мало наклонными к мокрецам. Выращивается больше на зерне, потому сложения более сухого, чем порода старая фламандская. Очень скороспела, на 18 месяце поступают в работу; приучаются к ней весьма легко, так как очень послушны. Его родиной является северо-западная Франция, и также как и на першерона. Породу массивных лошадей разводили на побережье пролива Па-де-Кале задолго до христианского периода. Арабская кровь в эту породу вливалась не однократно. Впервые это произошло, когда римские легионеры привезли с собой восточных лошадей и обосновались в северо-западной Франции перед своим вторжением в Британию. Позже во Фландрию пришли рыцари и началась испанская оккупация. Эти два события повлекли за собой появление восточной и андалузской крови в Булони. В четырнадцатом веке к булонской лошади была прилита кровь мекленбурского коня из Германии с целью выведения мощной лошади, способной нести рыцарей с тяжелым обмундированием.
Название "булонская лошадь" датируется семнадцатым столетием и отражает одноименное название главной местности выведения этой породы на северном побережье Франции. К сожалению, количество булонских лошадей катастрофически сократилось во время первой мировой войны, так как главные племенные центры оказались в зоне решающих боевых действий. Как только порода начала восстанавливаться, разразилась вторая мировая война. Эти две катастрофы плюс последовавшая за ними тотальная механизация чуть не загубили навсегда прекрасную лошадь. И лишь благодаря усилиям ряда энтузиастов, эта порода выжила. Сейчас мы можем увидеть булонца, работающего в поле на маленьких фермах, где оказалось, что он гораздо эффективнее, чем трактор. Булонец славится свой энергичностью и выдержкой, а также способностью поддерживать высокую скорость на больших расстояниях. Благодаря этому его часто использовали для улучшения других тяжеловозных пород, подобно тому как английскую чистокровную лошадь - для улучшения верховых пород лошадей.
Булонеская лошадь была выведена двух типов: большой тяжелый тип для работы в поле и меньший тип (150-155 см в холке), годный для работы на маленьких фермах и в легкой упряжи. Некоторое время меньший тип был известен как mareeur или mareyeur (торговец рыбой), поскольку его использовали для быстрой перевозки рыбы их Булони в Париж (менее чем за 24 часа), для чего они идеально подходили благодаря своей резвой, энергичной и устойчивой рыси. Сейчас эти способности породы вспоминаются каждые два года в традиционной командной гонке, называемой "Рыбная дорога". В семнадцатом же столетии булонские лошади начали пользоваться отличной репутацией у торговцев из Пикардии и Нормандии, приезжавших купить хороших животных для перепродажи и личного пользования. Сегодня меньший тип практически исчез. Больший тип используется преимущественно в упряжи или для мясной промышленности.
Высота булонской лошади 155 - 170 см. Вес 650 - 900 кг. Окрас: все оттенки белого. Сейчас в породе наиболее обычна серая масть, варьирующаяся от светло-серой до вороной в седине, но в XVIII столетии часто встречались вороная или тёмно-гнедая масти. В наше время предпринимается попытка восстановить эти масти с помощью вороного жеребца-производителя Эзопа. Изредка встречаются рыжие лошади.
Строение тела: элегантная голова с ровным профилем, широким лбом и большими, ясными, выразительными глазами; сильные челюсти; маленькие подвижные уши; выразительные ноздри с маленькими губами (кобылы имеют более изящную голову); мощная мускулистая шея с густой короткой гривой; хорошо обмускуленое плечо с выразительной холкой; широкая ровная спина; глубокая грудь и округлые ребра; округлый мускулистый круп с высоко насаженным густым хвостом; сильные мускулистые ноги. Несмотря на мощь и значительный размер, черты булонца хранят на себе влияние арабских предков. Это проявляется, прежде всего, как в легкой сухой голове с выразительными глазами и в его прекрасном характере, так и в превосходных движениях. Булонец в состоянии так быстро развивать скорость, что его часто использовали как экипажную лошадь. О булонской лошади часто говорят как о самой элегантной породе среди всех тяжеловозов.
Сейчас булонскую лошадь можно встретить в некоторых северо-западных районах Франции, а также в Бельгии и Германии. Согласно каталогу булонских лошадей за 2000 год, в мире зарегистрировано 391 заводчик и владелец этой породы. 56 жеребцов одобрено для разведения. Французское государство оказывается всяческую поддержку селекции этой породы. Одним из самых известных заводов является конный завод в Этерпине, столетиями принадлежащий барону из Герликорта. О лошадях... и не только
МАНЕЖНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Боковые движения
Боковые движения, принимание, работа в два следа, манежные упражнения при которых лошадь движется одновременно вперед и в сторону, при этом ноги ее перекрещиваются, а сама она в большинстве случаев равномерно изогнута от головы до хвоста.
На соревнованиях в программы манежных езд входят уступка шенкелю (боковое движение с обратным постановлением, когда лошадь смотрит в сторону, противоположную направлению движения и без бокового сгибания), движение плечем внутрь, траверс, ранверс и принимание по диагонали манежа. Кроме того лошадь выполняет боковые движения во время пируэтов.
На тренировке боковые движения отрабатывают при прохождении углов манежа и движении по кругу или вольту. Боковые движения развивают гибкость и подвижность всех частей тела лошади, большее подведение задних ног, а также мягкую связь со ртом лошади. В развороте лошадь лучше повинуется средствам управления, совершенствуется ритм ее движения, гармония равновесия и аллюра. Правильное использование боковых движений требует большой и кропотливой подготовительной работы, но в конечном итоге от степени их совершенства зависит качество всей выездки, т.к. и вся высшая школа верховой езды основана на различных боковых движениях, соединенных с полным сбором лошади.
ВЕТЕРИНАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ СОДЕРЖАНИИ ЛОШАДЕЙ
Чтобы избежать неприятностей, связанных с болезнью лошадей, а также в целях предотвращения вспышек антропозоонозных (т.е. передающихся людям) заболеваний, при содержании лошадей приходится выполнять целый комплекс обязательных ветеринарных профилактических мероприятий. Управлением ветеринарии Новосибирской области для нашего региона предусмотрены следующие диагностические и профилактические ветеринарные мероприятия при содержании лошадей.
Диагностические мероприятия: 1. Дважды в год проводится двукратная глазная маллеинизация конепоголовья с интервалом 5-6 дней (диагностика сапа).
2. Ежегодно (весной) проводится исследование сыворотки крови лошадей на сап, лептоспироз, инфекционную анемию (ИНАН), случную болезнь, бруцеллез (лошадей исследуют на бруцеллез при выявлении у них признаков, дающих основание подозревать наличие этой болезни - аборт, бурсит, нагнет холки; через 15-30 дней повторно проводится исследование сыворотки крови серологическими методами на бруцеллез ).
Дважды в год 10-20 % конепоголовья выборочно исследуют гельминтокопроскопическими методами.
Профилактические мероприятия: 1. Иммунизация: против сибирской язвы ежегодно 1 раз в год против бешенства 1 раз в год против гриппа (конные заводы, спортобщества, цирки) 1 раз в год. 2. Дегельминтизация против параскаридоза проводится 1 раз в год (весной).
Для вывоза лошадей за пределы области (города, района): За 30 дней до отправки проводится исследование сыворотки крови лошадей на сап, бруцеллез, лептоспироз, инфекционную анемию (ИНАН), случную болезнь (только жеребцов и кобыл случного возраста), а также гельминтокопроскопия (при обнаружении гельминтов лошадей подвергают дегельминтизации и после этого разрешается их вывоз ). Перед транспортировкой проводят также двукратную маллеинизацию с интервалом 5-6 дней. Необходимы также прививки против гриппа (спортивным и племенным лошадям). О проведенных мероприятиях делается отметка в ветеринарном свидетельстве.
При завозе лошадей из других местностей: Проводится обязательное карантинирование лошадей в течение 30 дней, во время которого проводятся клинический осмотр, термометрия, однократная глазная маллеинизация и исследование сыворотки крови на ИНАН. По истечении срока карантина лошадей подвергают однократной глазной маллеинизации.