Первоначально рост кнабструпа был около 147 см. У него чистые, сухие конечности, сухие сильные задние ноги и маленькая изящная голова. К основным качествам можно отнести послушный темперамент, а также известную в прошлом их резвость и выносливость. У кнапструпа прекрасная пятнистая шкура, встречаются самые разнообразные цвета и вариации пятен. Порода известна своим спокойным и дружелюбным характером, сообразительностью и способность обучаться.
Кнабструп
Первоначально рост кнабструпа был около 147 см. У него чистые, сухие конечности, сухие сильные задние ноги и маленькая изящная голова. К основным качествам можно отнести послушный темперамент, а также известную в прошлом их резвость и выносливость.
У кнапструпа прекрасная пятнистая шкура, встречаются самые разнообразные цвета и вариации пятен. Порода известна своим спокойным и дружелюбным характером, сообразительностью и способность обучаться. Этих лошадей часто можно увидеть в цирке. Кнапструпы сильные с плотными сухими конечностями и сильными копытами. Шея длинная, хорошо обмускуленна, но часто бывает короткой. Спина широкая, холка слабо выражена. В среднем высота в холке от 155 до 164 см.
Разновидности мастей кнапструпа соответствуют мастям аппалуза.. Кнапструпы преимущественно светло-серые с гнедыми или вороными пятнами на голове, корпусе и ногах. Старый тип был грубее, сильнее и немного тяжелее, с немного более крупной головой. Его плечо и короткая шея превосходно подходили к работе этих лошадей в упряжи. Для закрепления чубарой масти, телосложения и конституции прибегали к инбридингу. Кнапструпы были весьма популярны как цирковые лошади. Как и фредериксборг, старый тип практически исчез. Сегодня кнабструпы встречаются как обычного роста, так и пони Кнабструпов показывают на шоу – рингах и участвуют на них в различных видах конного спорта.
Лошади чубарой масти известны - и часто очень высоко ценились - с древнейших времен. Их можно увидеть на работах мастеров древнего Китая, чубарые племенные линии были среди норикенов (старейшая австрийская порода легких упряжных) и испанских лошадей, могучий потенциал которых проявился при создании многих современных пород.
Одна из разновидностей чубарых лошадей – датский кнабструп. Лошади этого типа обладают белым окрасом с равномерно разбросанными коричневыми или черными пятнами на теле, голове и ногах. Из-за масти и умного, доброго нрава, кнабструп очень популярен на цирковой арене.
Кнабструп вывели в Дании в 1808 году. Датский кнабструп был основан на испанской крови и ведет свою родословную со времен наполеоновских войн. Порода происходит от Флаебехоппен, кобылы испанских кровей, пегой масти. Эта лошадь обладала послушным характером, выносливостью, исключительной резвостью. Она была куплена мясником по фамилии Клебе, который в дальнейшем продал её судье Лунну, использовавшего её впоследствии как племенную матку в своём имении в Кнапструпе.
В 1808 году она была скрещена с жеребцом из породы фредериксборг и основала линию чубарых лошадей. Линия, получившая название кнабструп, была менее сильной, чем фредериксборгская, но отличалась крепким сложением и здоровьем, а привлекательная масть сделала ее популярной цирковой лошадью. Последующие скрещивания с фредериксборгами уменьшили число чистокровных кнабструпов, но несколько представителей этой породы можно обнаружить и сегодня.
Один из ее сыновей, флаебенхингстен, был похожим по цвету на мать, но оттенок его масти оказался сильнее. От него произошел Миккель, внук Флаебехоппен, родоначальник породы. Так зафиксировался тип очень сильной лошади, по своему телосложению очень напоминающий упряжную лошадь, но с прекрасными движениями и хорошим характером. Затем, в результате беспорядочной селекции с целью расширить гамму мастей, внешнее строение было запущено: сейчас кнабструп очень похож на породу аппалуза.
Кнапструпы использовались в кавалерии, развозили почту и тележки молочников, и как обычно на них ездили верхом и работали. Некоторое время спустя порода получила известность как верховая и каретная лошадь.
Не так давно кнабструп продемонстрировал свои способности на цирковом представлении, гвоздем которого был номер с большим бенгальским тигром верхом на лошади. Лошадь была покрыта доспехами на случай, если кошка поскользнется и решит удержаться с помощью когтей.
Использование: Используется как упряжная лошадь. Как верховая лошадь - не самая быстрая в мире, но очень выносливая, послушная. Благодаря своему характеру и неповторимой масти эту лошадь всегда ценили в конных цирках. О лошадях...и не только
Краски Хортобади
Провал неизбежен: конь как-то слишком резко подгибает передние ноги, и Лайош Гараи теряет равновесие. Да и как удержаться, если вместо седла лишь кожаная подстилка со стременами, без подпруги? Лайош соскальзывает со спины мерина и тут же оказывается под копытами. Вздох ужаса прокатывается по переполненной арене, но буквально сразу же переходит в бурные аплодисменты: с первого взгляда совершенно невредимый, Гараи с невозмутимым видом поднимается с земли. Он встает на спокойно лежащего коня и громко щелкает длинным бичом. Да, выиграть соревнование не получилось, но по крайней мере его честь спасена. А для чикоша это самое главное…
Чикош – это венгерский ковбой, конный пастух. Только если «ковбой» дословно переводится как «коровий мальчик», то чикош – мальчик, или скорее парень, конный. В иерархии венгерских пастухов чикоши всегда были на первом месте. Они работали на богатых жителей города Дебрецен и его окрестностей, но и сами не были нищими – в отличие от других пастухов, чикоши владели собственными табунами. Это очень даже устраивало нанимателей – в случае чего чикош мог возместить вред, причиненный хозяйским лошадям.
Чикошей легко узнать по традиционному костюму: круглая шляпа из черного фетра, прострная рубашка, синяя в Хортобади и белая – в Бугаце, высокие сапоги из мягкой кожи. На плече или в руках – бич длиной в три метра, которым они щелкают на полном скаку, когда гонят табуны к колодцам-журавлям. Родословная чикошей восходит к финно-угорским племенам кочевников-мадьяр, пришедшим с Урала и Волги. Покинув свою родину во время великого переселения народов, они пересекли Карпаты и окончательно осели на Среднедунайской равнине, по берегам реки Тисы. От своих предков, настоящих воинов, вооруженных луками, сегодняшние чикоши сохранили любовь к лошадям и некоторые традиции. Сегодня значительная часть Среднедунайской равнины занята садами и виноградниками, ведь Венгрия – родина знаменитых на весь мир вин. В Хортобади же – степь до самого горизонта, где в знойном мареве иногда «проглядывают» рога серых венгерских коров и крытые соломой белые постройки животноводческих ферм. Это Пушта, царство отважных чикошей и их верных коней.
Лошади чикошей умеют все: садиться по-собачьи, ложиться, стоять неподвижно, когда бич щелкает у них над головой. Причем эти трюки имеют под собой практическую подоплеку: например, за лежащей лошадью можно спрятаться во время перестрелки, в прошлом этим приемом пользовались кавалеристы. Это и хороший способ «исчезнуть» на голой равнине, поросшей лишь низкой травой. К тому же вздремнуть часок-другой приятнее, укрывшись от постоянно дующего ветра за спиной лежащего рядом коня. Да и садиться на неоседланного коня так проще. Неудивительно, что этот трюк сегодня превратился особое соревнование, непременный пункт программы пастушьих праздников в Хортобади. Но самое впечатляющее – то, как чикоши садятся на лошадь. Дело в том, что ездят они без седел. Постоянно седлать и расседлывать своего коня для чикоша слишком хлопотно. Но иногда они пользуются своеобразным кожаным сиденьем со стременами – его просто кладут на спину лошади. Вдел ногу в стремя, ловко подтянулся, создавая противовес – и чикош в «седле». Только у «седла» этого нет даже намека на подпругу.
И сидя вот на таких самодельных «седлозаменителях» (по-венгерски они называются «прикш») чикоши карьером носятся по степи, которая только с виду ровная, как стол. Зато вылетев из такого «седла» (скорее, вместе с ним), всадник не рискует повиснуть на стремени под копытами скачущей лошади.
Встретимся на Троицу у базара Очередной участник соревнования по укладыванию лошадей слишком разогнался и сделал лишний крюк метров в сто пятьдесят. Но все равно его лошадь исполнила трюк первой – эта пара намного проворнее всех остальных. Базары – старая венгерская традиция. На них и сегодня многие сельские жители запасаются товарами повседневного обихода, а иногда и покупают предметы роскоши: кружевные скатерти ручной работы, изящные плетеные изделия, перо для новой шляпы или искусно сплетенные украшения для конской сбруи. Пастухи собираются в Хортобади у старого базара на мосту не только для того, чтобы что-то купить – раз в год здесь проходит праздник пастуха, где они могут помериться силами и показать свое мастерство. Быстрее всех загнать овец в загон или постричь их, заарканить с помощью лассо огромного быка, поднять из колодца-журавля 120 литров воды (столько выпивает бык за день) – это соревнования для венгерских «чабанов» и «ковбоев». У чикошей свои «игры» – уложить лошадь, остановив на полном скаку, или доказать свою меткость с помощью трехметрового бича.
Старинный пастуший праздник был возрожден в 1965 году. Теперь он приходится на Троицу (раньше он проводился 20 августа). На огромном стадионе собирается более сотни участников, и они смешиваются в пеструю толпу. Цыганская музыка поднимает настроение, на деревянном помосте кружатся в танце пары в ярких национальных костюмах. Потом на арене появляются около тридцати чикошей, громко щелкающих бичами. За ними следует дюжина повозок, в которые запряжены не только разнокалиберные лошади, от полукровок до тяжеловозов, но и даже овцы. Затем выводят огромных быков, чьи торчащие метровые рога на кончиках покрыты серебром. Вот выезжает венгерская почта: человек управляет пятеркой лошадей (три спереди и две сзади), стоя на крупах двух задних. Венгрия издавна славилась прекрасными породами полукровных лошадей, лошади Хортобади – ширококостные мощные нониусы, почти сплошь вороные и гнедые, и более легкие рыжие гидраны. Замыкают парад разукрашенные крестьянские повозки. Под конец праздника арена просто кишит людьми и животными, в то время как быки без лишних церемоний удобно располагаются на мягкой траве. Позднее все это постоянно жующее стадо будет использовано в качестве живого препятствия в соревнованиях – так же, как и вагончики с пивом. Заскучавшие жеребцы-тяжеловозы решили немного пошалить и под громкий смех зрителей порвали свою сбрую. После этого они, не церемонясь, оставляют свою нагруженную до отказа повозку посреди дороги, и остаток дня все снисходительно обходят ее.
Вход на праздник бесплатный, так что все места заняты. Люди целыми семьями располагаются вокруг арены, подвешивают на треногах горшочки с гуляшом, готовят, устраивают пикник прямо на траве. Позади развернулся базар, на котором можно купить все, что нужно и даже что не нужно: изделия художественных промыслов и армейские котелки, шляпы и щенков, сладости и седла, украшения и наборные уздечки. Ремесленники тут же занимаются своей обычной работой. Можно посмотреть, как они плетут, вяжут, вырезают, куют, вышивают или выделывают кожу. Затем покупатели оценивают их работу, обсуждают ее качество и торгуются.
Прорваться через ворота А тем временем на арене продолжаются соревнования. Публика горячо поддерживает каждого участника свистом, криками, и конечно же, аплодисментами. Сначала всадники один за другим пытаются на полном скаку сбить с бревна своим бичом пластиковые бутылки. Потом начинаются «скачки с укладыванием». Особенно тепло публика встречает девятилетнего Адама Бордаша на гуцульском Юльче. Мальчик энергично высылает тучного вороного конька в галоп, браво размахивает своим бичом, и у него действительно получается им щелкать. Адама провожают бурные аплодисменты, и его отец, тоже чикош, сейчас, кажется, лопнет от гордости за своего сына. Следующими появляются повозки. Такое ощущение, что их привезли сюда из музея, такими доисторическими они выглядят. Но на самом деле местные жители до сих пор ими пользуются. Конные упряжки на венгерских полях – нередкая картина. Сегодня же эти помощники в ежедневных трудах будут вместе со своими хозяевами отстаивать честь семьи в соревнованиях упряжек. Участникам нужно преодолеть полосу из расставленных кеглей, а также препятствия на местности. Ветхие телеги с решетчатыми боковыми стенками явно не приспособлены для быстрой езды, деревянные колеса еле выдерживают на рискованных поворотах. Кажется, что шаткая повозка вот-вот просто развалится, но каким-то чудом, скрипя, она все же выдерживает этот кросс.
Разгоряченные, раскрасневшиеся возницы ловко маневрируют четвериками, на большой скорости объезжая кегли, быков и связки камыша. Чуть зазевался – и повозка опрокидывается в канаву с водой, что вызывает дружный смех зрителей. Скорее преодолеть водное препятствие, осадить перед воротами… Теперь дело за помощником: он должен спрыгнуть с повозки и как можно быстрее открыть ворота. Увы, но он сделал это слишком медленно! И пока он едва успевает на ходу запрыгнуть на повозку, со всех сторон на него сыплются венгерские ругательства. Но вот и финишная прямая, и повозка пулей вылетает с арены. Сразу после отчаянных крестьян на арену выезжают упряжки спортсменов. По сравнению с первыми они выглядят очень элегантно. Импозантные белоснежные липпицаны, горбоносые нониусы, изящные высококровные лошади ловко и уверенно преодолевают непростой маршрут.
Когда солнце уже почти зашло, директор национального парка Хортобадь лично награждает победителей, вручает им розетки и кубки. А завтра они со своими лошадьми снова будут пасти стада, радовать туристов своими трюками или просто возить солому – до следующей Троицы, когда они все снова встретятся на празднике пастуха…