Происхождение: Таджикистан Масть: рыжая, гнедая, серая Высота холки: 1, 42 - 1, 52 м Использование: седло, вьюк История: Происходит от степных лошадей, которые были привезены в горы узбеками-локайцами, переселившимися с побережья Аральского моря, и улучшены скрещиванием с лошадями арабской, карабаирской и иомудской пород. Лошади локайской породы имеют среднюю высоту в холке около 140 см, несколько вытянутый широкий корпус, достаточно глубокую грудь, низкую холку, короткие конечности (задние - часто саблистые) и различные масти.
Локайская порода лошадей
Происхождение: Таджикистан Масть: рыжая, гнедая, серая Высота холки: 1, 42 - 1, 52 м Использование: седло, вьюк
История: Происходит от степных лошадей, которые были привезены в горы узбеками-локайцами, переселившимися с побережья Аральского моря, и улучшены скрещиванием с лошадями арабской, карабаирской и иомудской пород. Лошади локайской породы имеют среднюю высоту в холке около 140 см, несколько вытянутый широкий корпус, достаточно глубокую грудь, низкую холку, короткие конечности (задние - часто саблистые) и различные масти. Лошади этой породы используют как верховых и вьючных, они проявляют высокую выносливость при работе в горных условиях. Благодаря большой подвижности лошадей локайской породы успешно используют в национальных конноспортивных играх.
Курчавые лошади (Новая линия в локайской породе). Покровный волос у лошади, как известно, гладкий, однако в редких случаях он может быть курчавым. Ч. Дарвин в книге «Прирученные животные и возделанные растения» отмечал подобное явление у лошадей России и Парагвая. Впоследствии многие ученые и исследователи также констатировали среди различных групп лошадей явления курчавости, при этом отмечая, что курчавые лошади отличаются более крепкой конституцией и выносливостью (М. Гильцгейемер, В. Юдин, А. Красников и др.)
Случаи проявления курчавости наиболее широко известны у лошадей среднеазиатских пород, и особенно у локайских. Так, Г. Хитенков отмечал курчавость как характерный признак лошадей локайской породы и подчеркивал ее высокое хозяйственное значение в производстве меховых изделий. Он подметил, что курчавость проявляется различно, и курчавый волос покрывает или целиком корпус лошади, или отдельные части ее тела. По данным Н. Солдатенкова, курчавость свойственна лошадям любых возрастов и не зависит от времени года. Хотя из-за относительно большой толщины кроющего волоса шкуры лошадей не удовлетворяют требованиям каракульского смушка, шкурки жеребят, даже не курчавых, оцениваются довольно высоко. Так, в 1920—30-е годы при продаже на экспорт гладкие шкурки продавались по цене до 5 долл. за штуку, а курчавые—до 10.
Таким образом, разведение лошадей с курчавым волосяным покровом представляет определенный интерес, и наряду с каракулем такие шкуры могут быть использованы для пошива разного рода меховых изделий, а также для реализации за границу.
В данной статье приводятся результаты работы по выведению в локайской породе новой генеалогической линии с каракулевидным завитком.
В 1959 году во время бонитировки лошадей и отбора молодняка Для постановки в тренинг в колхозе имени Ломанова Пархарского района мы обратили внимание на 9-летнего жеребца Фархора (локайский жер.—Азия, гн. курчавая). Он был некрупный (148— 162—19), характерного локайского типа, отличался золотисто-рыжей мастью и был курчавым от ушей до копыт, с плотным, почти вальковатым завитком шерсти, как у каракульских овец.
Фархор использовался в случке с 1955 по 1970 год, от него ежегодно получали по 15—18 жеребят, из которых большинство наследовали отцовскую курчавость. Его многочисленные потомки отличались выносливостью, устойчивостью к заболеваниям, хорошей приспособленностью к табунному содержанию при резких перепадах температур в горных условиях. Сам Фархор длительное время использовался в конной игре «Буз Каши» (таджикское наименование «козлодранья») и проявил отличные рабочие качества.
От Фархора получено несколько десятков сыновей и дочерей, многие из которых использовались в племенной работе. Лучшие сыновья Фархора — курчавые: Фируз, серый, 1965 г. р.; Фронт, рыжий, 1958 г. р.; Факир, 1960 г. р.; Мургаб, 1964 г. р. Они стали достойными потомками своего отца, оставили многих сыновей и внуков, и в настоящее время можно говорить о линии Фархора в локайской породе, представители которой стойко передают потомству курчавость.
В 1970-е годы линия Фархора разделилась на две ветви, которые сейчас и культивируются в различных хозяйствах. В колхозе имени Ломанова линия продолжается через Фируза, Фронта и Факира, где имеется 50 кобыл, и в совхозе имени Вали Заде — через потомков Мургаба с 41 кобылой в маточном составе.
По материнской стороне родословных лошади линии Фархора восходят в основном к трем кобылам-родоначальницам: Кобре, гнедой, 1951 г. р. (114 Канги — гнед. лок. коб.), Карте, серой, 1948 г. р. (114 Канги— сер. лок. коб.) и Майдер, серой, 1954 г. р. (177 Мистик—Буква).
Учитывая, что в приплоде Фархора все же было расщепление, не все его жеребята были курчавыми и он был гетерозиготным по этому признаку, а целях закрепления в потомстве явления курчавости и более устойчивой его передачи по наследству, использовались родственные спаривания, в основном умеренного характера в степени Ill—Ill, III-—IV и IV—IV. В результате долголетнего целенаправленного подбора получена большая группа курчавых лошадей. Все жеребцы и кобылы этой линии имеют сплошной курчавый покров от ушей до запястных и скакательных суставов, особенно хорошо выраженный в весенний и летний периоды года. Сам завиток очень эффектен, своеобразен и варьирует по форме от характерного вальковатого до гривок и косичек.
Лошади линии Фархора некрупны, средние промеры кобыл 143, 3—169, 2— 17, 91, в совхозе имени Вали Заде они несколько крупнее. Представители линии — типичные локайские лошади со всеми присущими породе особенностями — отлично приспособлены к табунным условиям, отличаются крепкой сухой конституцией, исключительной прочностью конечностей и прекрасной разносторонней работоспособностью в условиях высокогорья.
В линии насчитывается 99 курчавых животных (8 жеребцов и 91 кобыла), принадлежащих, как указано выше, к двум мужским ветвям и происходящих из трех маточных семейств. На все указанное поголовье ведется племенная документация.
Дальнейшая селекция в линии направлена на некоторое укрупнение поголовья, улучшение экстерьера, закрепление курчавости. Предусматривается собрать лучших лошадей в одном из коневодческих хозяйств (предпочтительно в Кокташском конном заводе); провести тщательную работу по отбору, выделению наиболее константных по передаче потомству курчавости лошадей в отдельные селекционные группы; создать им оптимальные условия содержания и организовать экспериментальные исследования по изучению наследования этого уникального признака. О лошадях...и не только
С одобрения Мессира?.. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» считается крайне сложным произведением для постановок и экранизаций. Собственно, отечественного фильма, снятого по этой книге, до сих пор никто не видел, а театральные спектакли можно пересчитать по пальцам одной руки. А вот список кинематографистов, отказавшихся работать с этим романом, окажется чуть ли не бесконечным. Но нашелся один режиссер, уже обращавшийся к творчеству Булгакова в своем блистательном телефильме «Собачье сердце», который не испугался гнева Воланда. Владимир Бортко завершил съемки сериала «Мастер и Маргарита» и складывается ощущение, что на этот раз сам Мессир останется доволен…
К чему мы заговорили об этом фильме в «Конном мире»? Разумеется, к лошадям этот проект имеет мало отношения, хотя это утверждение не совсем верно. Вспомните завершающую часть романа: «…Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что, возможно, что это лунные цепочки, и самый конь только глыба мрака, и грива этого коня туча, а шпоры всадника белые пятна звезд…». Для Владимира Бортко участие в съемках его фильма настоящей лошади стало принципиальным вопросом. Никакой компьютерной графикой не передать неповторимую мощь и красоту живого коня. Но режиссер мечтал о, казалось бы, невозможной вещи снять в условиях павильона полуфантастическое существо, беснующееся на свободе.
Ни циркачи, ни каскадеры не брались за такую работу просто потому, что не представляли себе, как реализовать замысел режиссера. Но Бортко все равно продолжал разыскивать человека, который предоставил бы в его распоряжение настоящего «адского» коня. Наконец, поиски привели режиссера прямиком к Александру Невзорову, пожалуй, единственному в России коннику, работающему с полностью свободными лошадьми. Получив от Невзорова третий по счету отказ (Александр предпочитает не связываться с отечественным кинематографом, готовя лошадей только для зарубежных съемок), упрямый режиссер все же нашел способ буквально уломать его.
Заручившись согласием Александра Глебовича, студия на радостях выделила «сумасшедшую» сумму на покупку подходящей для съемок лошади. Рассказывает А.Невзоров: «Денег, предлагаемых на приобретение коня, вряд ли хватило бы на покупку породистого щенка, но я все равно начал поиски. И вот тут-то вмешалась в дело вся эта мистическая «булгаковщина». Я нашел именно такую лошадь, какую хотел Бортко, молодого вороного жеребца и, что самое поразительное, как раз за нужную цену». Оказалось, что Александр отыскал нечто гораздо большее, чем ожидал вначале. Жеребчик оказался настоящим кладом, феноменально талантливым конем. Подготовка четырехлетнего артиста шла полным ходом, когда Александр впервые увидел павильон, в котором предстояло сниматься его «малышу»: различные элементы Высшей школы и всевозможные прыжки надо было показывать на очень маленькой площади, в соседстве со всевозможной аппаратурой.
И Невзоров понял, что юное дарование не готово к съемкам в таких сложных условиях. Но снимать живую лошадь все равно было необходимо. Невзоров обратился к своим знакомым, которые предоставили ему возможность в течение двух месяцев готовить к съемкам их собственного коня. Этого времени вполне хватило, загвоздка была лишь в одном, лошадь оказалась караковой, а не вороной, но кинематографисты решили эту проблему шутя, закрасив рыжеватые подпалины черной краской для волос. Перед самой съемкой на коня нацепили невероятной длины гриву, а на Александра полностью скрывавший его синий костюм (ему предстояло стать невидимым на синем фоне студии).
А потом была дана неизменная команда «Мотор! », и все присутствующие стали ждать, когда «адский» конь начнет бесноваться. И он бесновался, прыгал, метался по павильону, забитому кабелями, софитами, камерами и, конечно, людьми. За шесть часов было сделано огромное количество дублей и не было задето или сбито ни одного прибора или человека! «Самое смешное, рассказывает Невзоров, что кроме режиссера, который и задумал такую съемку, ни один человек в павильоне не понял, что лошадь была абсолютно «голой». Для непрофессионалов удивительными были только всяческие прыжки! » Кстати, к другим, не «голым», лошадям, появляющимся «между делом» по ходу фильма, Александр Глебович отношения не имеет.
Итак, после монтажа и озвучивания сериал «Мастер и Маргарита» выйдет на экраны, если ему не помешает обычная бесовщина, связанная с работой над этим сложным и странным произведением. Сериал обещает порадовать зрителей интересными актерскими работами Сергея Безрукова, Олега Басилашвили, Александра Адабашьяна и многих-многих других. В десятисерийном сериале будет 167 минут компьютерных спецэффектов, но вряд ли для нас, конников, они перевесят интерес к появлению «адских» коней (изображение снимавшейся лошади будет размножено, чтобы создать у зрителя иллюзию присутствия нескольких коней).
Так что пока все складывается прекрасно, очевидно, Мессир удовлетворен. Интересно, не потому ли, что Бортко захотел показать в своем фильме его прекрасных и безумных коней, а Невзоров сумел это сделать? …«Кони рванулись, и всадники поднялись вверх и поскакали, Маргарита чувствовала, как ее бешеный конь грызет и тянет мундштук, плащ Воланда вздуло над головами всей кавалькады, этим плащом начало закрывать вечереющий небосвод. Когда на мгновение черный покров отнесло в сторону, Маргарита на скаку обернулась и увидела, что сзади нет не только разноцветных башен, с разворачивающимся над ними аэропланом, но нет уже давно и самого города, который ушел в землю и оставил по себе только туман…».
Дарья КУЗОВЛЕВА
Открытие сезона у троеборцев Зональный чемпионат России по троеборью (группа «Б») прошел 10–14 мая в Рязанской области. Традиционно этот первый старт сезона троеборцев проводится на конноспортивной базе ВНИИК, Рязанского конного завода и КСК «Казачий».
Уровень соревнований – CNC** , CNC* и CNC* (юноши) в формате однодневных соревнований, то есть в первый день прошли манежная езда и конкур, а на следующий день – кросс. По отдельной облегченной программе участвовали всадники на лошадях четырех лет и любители. Всего стартовало 88 пар, представлявших 26 команд из разных регионов России.
Погода не баловала – дождь, ветер, холод. В CNC** лидером в манеже уверенно стал Алексей Розанов на Хамазе («Аладжа» Московской обл., 43, 80 ш.о.). За ним с небольшим отрывом – Борис Васильев на Хивине (ОУСЦ «Планерная», 44, 40 ш.о.). Третьим стал Дмитрий Березовой на Аргументе (45, 30 ш.о., КСК «Альфарес» Тверской обл.). После обеда выглянуло солнце, парад открытия прошел при хорошей погоде. Право поднять флаг России было предоставлено победителю прошлогодних соревнований А.Розанову, чемпиону России-2004 П.Сергееву и члену юношеской сборной России А.Борисову (Рязанская обл.). После парада в манежной езде состязались всадники на лошадях 4-х лет, а затем начался конкур CNC** (до 120 см). Проехав «чисто», Розанов сохранил свое положение. Васильев с одним повалом также остался на втором месте, а на третьей строчке появилось имя Татьяны Кореневой (КСК «Казачий», Рязанская обл.) на Драхме (49, 20 ш.о.).
На следующий день под проливным дождем стартовали участники программы CNC*, юноши и любители, закончили соревнования 32 пары. По двум видам (манеж и конкур) лидировал Б.Васильев на Жребии-99 (46, 43 ш.о.), на втором месте – П.Сергеев из КСК «Битца» (г.Москва) на Октете (50, 43 ш.о.) и на третьем месте с результатом 52, 14 ш.о. – А.Розанов на Бентаме. В программе CNC* для юношей закончили соревнования пять участников. По двум видам лидировал А. Борисов из КСК «Казачий» на Сюзенли (54, 29 ш.о.). За ним с отрывом в 0, 07ш.о. – И. Шараухов из Ярославля на Пастели-98 и Татьяна Петина (ОУСЦ «Планерная») на Поручике-97 (57, 86 ш.о.).
В субботу к кроссу дождь перестал, и хотя было пасмурно, грунт немного просох. Конечно, были и падения, и закидки, и досадные ошибки, но большинство спортсменов успешно справились с полевыми испытаниями, а бригада «Скорой помощи», дежурившая на поле, к счастью, осталась без работы. В CNC** А.Розанов «привез» штраф за время и переместился на второе место, у Б.Васильева на Хивине – две закидки и соответственно – штраф за время, а победила в двух звездах с результатом 50, 80 ш.о., «по-тихому» объехав известных мастеров-международников, кмс из команды «РКС-Яровит» (Тамбов) Светлана Алешина на буденновском Гортопе. Эта победа принесла Светлане звание мастера спорта. Тренер чемпионки, мсмк Антон Шипов, остался четвертым на Казбиче (55, 10 ш.о). А на третье место «приехал» Игорь Атрохов (КСК «Битца») на Энфилде.
В одной звезде, проехав кросс без штрафных очков и не упустив лидерство, победил Б.Васильев на Жребии. П.Сергеев, «привезя» штраф за время, пропустил на второе место А.Розанова, а сам занял третью строку турнирной таблицы. Среди юношей победил А.Борисов, на втором месте И.Шараухов, на третьем – Владимир Иванов (Смоленск) на Оазисе.