В дороманскую эпоху в Тоскане и Лацио существовала многочисленая популяция лошадей восточных и африканских кровей, которых разводили этруски. После того как кельты перешли Альпы вместе со своими германскими лошадьми больших размеров, соединение германских, африканских и восточных кровей вполне правдоподобно могло привести к появлению предка мареммано.
Мареммано
Происхождение: Италия Масть: гнедая, вороная Высота холки: 1, 60 - 170 см Использование: сельхозработы, седло, упряжка
История: В дороманскую эпоху в Тоскане и Лацио существовала многочисленая популяция лошадей восточных и африканских кровей, которых разводили этруски. После того как кельты перешли Альпы вместе со своими германскими лошадьми больших размеров, соединение германских, африканских и восточных кровей вполне правдоподобно могло привести к появлению предка мареммано.
Многие известные иппологи стараются подчеркнуть различие между тосканскими и лацианскими типами: вороной конь величественный, которого разводили от витербовских холмов до нижнего Лацио, демонстрировал ярко выраженные тевтонские характеристики, а его происхождение могло быть связано с импортом варварских и норманнских лошадей. Дальше на север обитали тосканские лошади, меньшего размера, практически в первобытном состоянии, грубые, мощные, происхождение которых может быть последствием скрещивания тевтонской и восточной кровей.
Исторически это различие между двумя линиями обнаружилось в эпоху Возрождения, когда Лоренцо Медичи приказал произвести вТоскане скрещивание с арабом и восточными жеребцами, а в Лацио продолжалась традиционная линия. В XVIII веке глубокие политические, экономические и культурные изменения спровоцировали значительный упадок и в мире разведения лошадей. С приходом XIX века начинаются беспорядочные попытки смешать совершенно непохожие породы. Правительства подстегивают производство для удовлетворения растущих военных нужд, так рождаются "запасные" жеребцы от разнородных воспроизводителей, зачастую не соответствующих друг другу.
Частные коннозаводчики, часто стараясь обогнать друг друга и государственные институты, начинают заводить внеограниченном количестве воспроизводителей араба, английской верховой, рысаков, русских пород и даже хакнэ. В начале XX века начинают говорить, несмотря на путаницу, о маремманской породе, признавая в конце концов убежденность табунщиков (пастухи Маремма) в том, что существует древняя местная порода, со своими типическими характеристиками. Около 1945 года маремман подвергся угрозе вымирания: упадок кавалерии, изменение нужд армии, земельная реформа сократили производство лошадей до минимума. Исчезает классический тип, рождается маремман усовершенстованный, путем скрещиваний с английской верховой. Голова более легкая, круп более развитый, тело укрупнилось. Генеалогическая книга мареммано была начата в 1980 году.
Использование: Разведение впервобытном состоянии в течение веков отложило на мареммана свой отпечаток: он обладает смелым, добродушным характером и необычайной выносливостью. Эта лошадь, которую пастухи Мареммы использовали для работы со скотом, - герой старинных картин, изображающих народные традиии, которые обессмертил Джованни Фаттори в своих полотнах. Незаменимый в старых полках кавалерии, он участвовал вбесчисленных военных компаниях.
Также эта порода идеальна для спорта; пока итальянские наездники распространяли в мире систему естественной верховой езды Федерико Каприлли (1868 - 1907), маремманы одержали многочисленные победы в спорте как в Италии, так и за рубежом. Затем наступили годы, когда порода находилась под угрозой исчезновения.
Немногие коннозаводчики, сосредоточенные в Агро Понтино, в Витербо и Гроссетано, возобновили разведение, стараясь сохранить бесценное генетическое наследство. Производство ориентировалось на два типа: первый, более изысканный, усовершенствованный вливанием крови чистокровной верховой, предназначенной для спорта; воторой, более грубый и крепкий, выведенный для седла и упряжки.
Основателем породы считается жеребец Фауно, которыйза 35 лет произвел на свет большое количество жеребят, а те, в свою очередь, распространившись по всей территории, привели к однородности строения мареммана. О лошадях...и не только
ЗВЕРСКИЕ ИГРЫ Мексиканский художник Давид Сикейрос назвал корриду «танцем мясников», и тех, кто согласен с ним, не так уж мало. В то же время почитатели корриды считают ее особым видом искусства. Во всяком случае это явление, неотделимое от культуры народов Пиренейского полуострова. Корриде обязаны своим существованием не только образ страстной Кармен и напряженный ритм танца пасадобль, не только особая порода боевых быков, дающая, наверное, наилучшее представление о диких предках современных коров, но и, как ни странно, одна из самых замечательных конских пород. Когда в семидесятых годах XX века испанские всадники решили возродить у себя в стране традиции конной корриды, им пришлось взять лузитанских коней из соседней Португалии – так деградировала их «родная» андалузская порода, и все потому, что лошади уже не нужны были для боя быков…
Португальская конная коррида обязана своим появлением охоте на диких быков. Уже в XII веке поединок с агрессивным диким зверем, проводившийся по всем правилам рыцарского кодекса чести, использовался для того, чтобы проверить «боеспособность» всадника в мирное время. К началу XVIII века арены для корриды имелись по всей Португалии. А еще столетие спустя появился запрет убивать быка на арене – главное отличие португальской корриды от испанской.
В Португалии бык покидает арену живым в любом случае, в Испании – только если он будет «индультадо», то есть «прощен» за особую отвагу и упорную борьбу. Такого быка и в Испании, и в Португалии ждет карьера производителя. Впрочем, в Португалии, как и в Испании, бык выходит на арену только один раз – если он не годен на племя, его отправляют на скотобойню. До трех-четырех лет, то есть до своего выхода на арену, бык живет, как в раю, на бескрайних пастбищах среди рощ пробкового дуба и маслин, пользуясь неограниченной свободой. О такой жизни среднестатистический мясной бычок, всю жизнь проводящий взаперти, может только мечтать. В португальской провинции Алентежу скотоводство держится исключительно на корриде.
Изначально коррида была только конной, и участвовать в ней могли лишь люди благородного сословия. Потом в Испании появился пеший, «народный», вариант боя быков. А в XVIII веке испанский король, озабоченный тем, что слишком много его дворян гибнет на корриде, запретил ее. В Португалии же традиция конной корриды не прерывалась и сохранилась во всей полноте. А вместе с корридой сохранилось и искусство верховой езды, которое регулярно проверялось на арене – в обстановке, максимально приближенной к боевой. После запрета на убийство быка именно мастерство всадника стало «доминирующей темой» зрелища.
Открывает корриду пасео – особая церемония, напоминающая рыцарские турниры Средневековья. На арену выходит вся команда: помогающие всадникам пешие матадоры, опять же пешие форкадос, которые в конце каждого боя укрощают быка голыми руками, и, конечно, главные герои – кавалейрос, или всадники. Расшитые золотом яркие шелковые костюмы кавалейрос восходят к придворному церемониалу XVII века.
На украшенных золотом и серебром уздечках часто можно увидеть герб всадника-аристократа. В хвостах и особым образом заплетенных гривах лошадей – яркие ленты, иногда на затылке к ним добавляются страусиные перья. Богато украшены и традиционные португальские седла. Сзади к ним прикреплены особые небольшие попонки из козьих шкур или ткани, закрывающие область почек. Португальские стремена имеют форму ящичка, и это тоже может служить дополнительной, хоть и слабой, защитой от безжалостных рогов ловкого и изворотливого противника.
Сценарий корриды традиционен. Каждый всадник-тореро в течение боя меняет несколько лошадей. Вначале, чтобы утомить свежего быка, ему нужна лошадь, отличающаяся резвостью, – часто она имеет изрядную долю арабской или английской крови. Потом приходит черед лошади более опытной и ловкой, на которой можно будет достаточно приблизиться к быку, чтобы воткнуть ему в загривок фарпас – небольшие копья. Кавалейро должен хорошо чувствовать манеру поведения быка и действовать в соответствии с ней, выбирая подходящую лошадь и правильную тактику. Иногда нерешительному быку нужно придать храбрости, иногда ленивого нужно раздразнить.
Кавалейро держит повод в одной руке, его конь исполняет элементы высшей школы – это для привлечения внимания быка. В корриде четко соблюдается правило: всадник не нападает никогда – атакует только бык. Вот он срывается с места – удивительно, как проворна может быть эта «туша» в полтонны весом, вот он несется прямо на всадника, но в последний момент стремительным маневром кавалейро избегает удара. Чем дольше выдерживают человек и лошадь лицом к лицу с опасностью, чем ближе они подпускают быка, чем быстрее уклоняются они от него в последний момент, в который кавалейро успевает вонзить свои фарпас, тем выше оценивается их мастерство.
После всадников на арену выходят форкадос. Эти восемь презирающих смерть мужчин делают просто невероятное. Встав в колонну один за другим, они криками привлекают внимание быка и заставляют его напасть. Стоящий первым «нейтрализует» рога: позволяет быку поднять себя и повисает у него на голове и шее. Остальные тормозят быка своим весом. Потом один из них усмиряет быка, держа его за хвост, пока тот не остановится. И в самом конце бык покидает арену под громкие аплодисменты.
Всадник и лошадь на арене действуют как единое целое. Основа этого «кентавра» – отточенность действий, выдержка и идеальная выезженность лошади. Да и как иначе, ведь малейший просчет или неповиновение лошади будут иметь гораздо более серьезные последствия, чем, например, повал препятствия в конкуре. Прежде чем лошадь впервые выйдет на арену, проходит от трех до пяти лет. После обучения ей сначала устраивают «очную ставку» с ториньей, тачкой с закрепленными на ней рогами, имитирующей движения быка. Потом роль «торо браво» исполняет специально дрессированный ручной бык – рамальете, и только после этого мужество лошади в первый раз испытывает представитель племени боевых быков, ловкая и агрессивная дикая корова.
Лошадь для корриды должна уметь легко менять аллюры и направление движения, осаживать, выполнять пассаж и пиаффе, двигаться галопом с разной скоростью, делать вольты и пируэты, а также «терра а терри» – срываться с места в галоп. Но чтобы вступать в единоборство с быком весом 300-500 килограммов, нужно еще кое-что. Не всякая лошадь способна выдержать психологические и физические нагрузки корриды. Из ста кандидатов лишь несколько обладают необходимыми для этого качествами…