Норвежская фьордская лошадь - одна из старейших и самых чистопородных конских пород мира. Она поразительно напоминает лошадей, изображённых на стенах пещер художниками каменного века более 30 тыс. лет назад и вероятно, мигрировавших в Норвегию более 4 тыс. лет назад. Вполне возможно, они были впервые одомашнены около 2000г. до н.э.
Пони Фьорд
Норвежская фьордская лошадь - одна из старейших и самых чистопородных конских пород мира. Она поразительно напоминает лошадей, изображённых на стенах пещер художниками каменного века более 30 тыс. лет назад и вероятно, мигрировавших в Норвегию более 4 тыс. лет назад. Вполне возможно, они были впервые одомашнены около 2000г. до н.э. Археологические раскопки на участках захоронений викингов указывают на то, что фиордских лошадей разводили путём отбора и подбора в последние 2 тыс. лет.
Происхождение породы точно не выяснено, но предположительно имеет отношение к примитивным диким лошадям Азии, лошадям Пржевальского. Фьордская – одна из очень немногих пород, сохраняющих исконные примитивные качества и масть. Ранние названия фьордов были «вестландсхест»(лошадь западных земель) или «нордфьордхест» (северофьордская лошадь), которые отображают географическую связь породы с Норвегией. Эти пони использовались викингами как кавалерийские верховые животные и возможно, скандинавы были первыми западными европейцами, использовавшими лошадей на сельскохозяйственных работах.Так как они были боевыми конями викингов, можно предположить, что они повлияли на местные породы других стран, особенно на горных пони и пони вересковых пустошей в Великобритании, и исландских пони. Есть предположение, что все современные породы тяжеловозов в западной Европе несут в себе частичку крови норвежских фьордов.
Фьорды заслужили репутацию сильного, надёжного и добронравного пони. На протяжении истории они использовались норвежскими фермерами для различных целей, возили грузы на их холмистых фермах. В добавлении к своей силе, порода также отличается своими лёгкими и мягкими аллюрами. У фьордов густая шерсть, поэтому они могут выдерживать суровые зимы при минимальном уходе. Комбинация качеств породы привела к её экспорту в Европу, особенно в Данию, где она широко использовалась для лёгких сельскохозяйственных работ. Первая племкнига фьордов была издана в 1910г. и сейчас может гордиться поголовьем между 6тыс. и 7 тыс. голов. Широко распространённ интерес к породе, и значительное количество особей разводятся в Европе и обеих Америках.
Сегодняшняя фьордская лошадь используется как верхово- упряжная. Они проявляют неплохие способности к драйвингу и пробегах и также могут быть достаточно подготовлены к элементарной выездке и кроссу. Фьорды широко используются в школах верховой езды. В индустрии туризма по берегам фьордов Западных земель в Норвегии всегда использовались фьордские лошади как важные средства передвижения и символы норвежской культуры. В 1994г. фьорды вместе с двумя другими норвежскими породами, бережно везли в экипажах многих победителей и знаменитостей к различным местам сбора на Зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере.
Одна из самых уникальных особенностей норвежского фьорда - приблизительно 90 % всех лошадей – тёмно – буланой масти. Остальные 10 % - светло – буланые, серые, саврасые, золотисто – буланые. Эти буланые лошадки почти одинаковы для неискушённого глаза. Фьорды сохраняют «дикую» буланую масть, также как примитивные отметины, включающие зеброидные полосы на ногах и тёмный ремень по хребту, проходящий от чёлки по шее и по спине до хвоста. Тёмные полоски можно также увидеть на холке. Красно – буланые имеют красовато – коричневые полоски и телесные отметины. Серо – буланые имеют чёрные или очень тёмные серые полосы и отметины. У саврасых лошадей очень светлый оттенок масти с белыми или серыми полосами и отметинами. Золотисто – буланые имеют более тёмные жёлтые полосы и отметины, они могут иметь совершенно белую чёлку, гриву и хвост. Эта масть очень редкая в породе.
Другой уникальной особенностью фьордской лошади является грива. Волосы в центре гривы тёмные(обычно чёрные), в то время по периферии – белые. Грива подстригается коротко и стоит торчком. При выщипывании соблюдается серповидная форма, чтобы подчеркнуть изящный изгиб шеи. Белые отдалённые от центра волосы выщипываются немного короче, чем тёмные внутренние волосы, чтобы подчеркнуть эффектную черную полосу.
Голова и шея должны быть элегантными, без грубости. Голова средней величины с широким плоским лбом и прямым или слегка вогнутым профилем. Глаза большие. Уши размером от маленьких до средних, широко посаженные. Шея фьорда мускулистая и часто имеет лебединую форму. Холка ниже, чем у других пород. Корпус у фьордской лошади компактный с глубокой грудью и упругими рёбрами. Спина короткая, средней длины. Поясница широкая и сильная. Круп хорошо обмускуленный и округлый, слегка свислый. Ноги сильные, с крепким костяком и копытами чёрного цвета.
Норвежские фьордские лошади знамениты своими мягкостью характера, старательным отношением к работе, выносливостью и энергичностью. Используемые для тяжелой работы, под седлом и в лёгкой упряжке, особи различаются по росту и весу в зависимости от назначения. Несмотря на то, что чёткого описания нет, лошади часто делятся на «верховой»и «тяжеловозный» типы. Рост фьордов колеблется от 135 до 154 см в холке, но большинство лошадей в пределах 144 – 146 см. Они легко заезжаются и не нуждаются в повторной заездке, даже после того, как проведут несколько месяцев на пастбище.
Всё разведение в Норвегии сейчас контролируется Норвежским правительственным агентством. Экспортироваться может только первоклассное поголовье. Сейчас фьорды есть в Канаде, США, Великобритании, Германии, Нидерландах, Бельгии, Дании и Швеции. Примерно двадцать два фьорда были импортированы в США, большинство из них в середине 50-х гг. Их потомки и некоторые импортированные лошади этой породы рассеялись по Северной Америке.
Высота в холке 1, 35 - 1, 45 м. Масть: в основном различные оттенки серовато-коричневой, грива темнее, с черным ремнем. На ногах иногда встречаются зебровидные отметины. Нрав: пони фьорд своенравен, но дружелюбен и трудолюбив. Экстерьер: пони фьорд отличается от других пород сочетанием неяркой коричневатой с желтизной окраски и гривой гребешком с черным ремнем, начинающимся с головы и идущим по спине к хвосту. Прослеживается несомненная схожесть с лошадью Пржевальского. Голова большая, глаза широко расставлены. Шея короткая и толстая. Фьорд необычайно силен, корпус коренастый, мускулистый, длинная спина и округлый круп. Ноги короткие с заметно выступающей щеткой. Использование: пони фьорд использовался норвежскими земледельцами как рабочая лошадь. Кроме этого в наше время пони фьорд используется для увеселительных прогулок и гонок на крытых фургонах. Пони фьорд часто можно увидеть запряженными в традиционную норвежскую двуколку. Движения: у пони фьорд мощный, широкий шаг, а шаг при рыси несколько короче. О лошадях...и не только
Точка опоры
Говорят, что давным-давно великолепные амазонки скакали на не менее великолепных конях, «оседланных» тигровыми шкурами. Ступнями девушки упирались в маклоки и чувствовали себя при этом просто превосходно.
Но жизнь не стоит на месте… Уже давно придуманы удобные седла со стременами. Конечно, никто вам не запретит ездить без стремян или вообще без седла, поэтому наши советы для тех, кто все же решил облегчить себе жизнь наличием стремени.
Пути путлищ неисповедимы Начнем с путлищ. Ведь именно они несут на себе основную нагрузку и… Хотела написать, что в неразлучном тандеме «стремена-путлища» только путлища могут порваться, но вовремя вспомнила случай, когда ко мне подошла девочка и попросила заменить ей стремя, так как «оно сломалось». «Ты, наверно, имеешь в виду путлище?» – поправила я. Ребенок запротестовал и тут же принес мне разорванное и разогнутое стремя… Так что всякое бывает, хотя на моей практике такой случай оказался единственным.
Итак, путлища бывают кожаные (одинарные или двойные), сыромятные и тесьмяные. Одинарные путлища производятся в основном из полувала (кожа, из которой делаются уздечки). Двойные могут быть как из двух слоев кожи (полувала), так и из полувала (верхний слой) и сыромяти (нижний). Последние самые надежные, потому что полувал достаточно вынослив «на истирание», а сыромять – «на разрыв». Таким образом, эти два слоя как бы «держат» друг друга. Но к таким путлищам требуется больше внимания. Дело в том, что нитки изнашиваются быстрее, чем кожа, и надо следить за их состоянием, вовремя принимать меры если что не так. Еще один минус двойных путлищ – они менее мягкие, будучи новыми, могут натереть ногу.
Сыромятные путлища намного мягче. Но у них другая проблема: сыромять выдерживает практически любые нагрузки, но при этом тянется, становясь длиннее и уже. В итоге пряжка разбалтывается и начинает вертеться. Ко всему прочему всадники обычно сидят в седле не четко по центру, а с небольшим смещением на один бок. Вот и получается, что через некоторое время одно путлище становится длиннее другого.
Тесьмяные путлища кто-то хвалит, кто-то ругает. Основное отличие – дырочку можно сделать в любом месте. Но этот сомнительный плюс со временем превращается в минус, так как тесьма в месте наибольшего «продырявливания» обтрепывается и рвется. Да и потом не факт, что «на глазок» возможно точно угадать, где эту дырочку делать, чтобы путлища были одинаковой длины. Номерные знаки
Одно из основных требований к путлищам – крепость кожи. Шпенек (на пряжке) не должен разрывать дырочки. В идеале на путлищах должны стоять цифры, что очень удобно – не нужно долго примеряться и мучить тренера вопросом, «одинаковые ли стремена», достаточно застегнуть пряжки на одинаковых цифрах.
Также при покупке надо обратить внимание на пряжку. Она должна быть крепкой, с массивным крепким шпеньком (чтобы он при эксплуатации не заворачивался). Пряжка обязательно – «пятистенка», то есть поделенная посередине дополнительной перекладинкой. Шпенек лежит на ней, не проскакивая внутрь пряжки. При отсутствии дополнительной перекладинки пряжка будет расстегиваться на ходу.
Разбор «хвостов» Путлища – далеко не мелочь. От этих простеньких ремешков с пряжкой порой зависит жизнь человека, и все производители отдают себе в этом отчет. Что наши, что импортные путлища – все качественные, ведь для их производства выбирается лучшая кожа.
При выборе нужно учитывать рост человека. Ребенку нужны короткие путлища, взрослому – длинные. Много – не мало, подумают некоторые, но когда путлища слишком длинные и «хвостик» некуда деть – хорошего мало. Путлища должны быть по вашему росту и зависеть от вида конного спорта, которым вы занимаетесь.
Средняя, наиболее часто используемая длина путлища – 140 см. Но как же все-таки подобрать путлище в магазине по размеру как можно более точно? Очень просто: оно должно составлять 2, 5 длины вашей руки. Такой размер путлищ вам необходим с учетом роста для конкура или, допустим, прогулок по лесу.
Ноги в… стремена Образно эти «точки опоры» можно разделить на «конусные» и «круглые». А вот дальше разновидностей просто не сосчитать.
Для начала, стремена бывают с широкой или узкой площадкой (косой или прямой), которая, в свою очередь, может быть как с дырочкой в середине для резинки (косой или прямой), так и сплошной (рифленой или гладкой).
Если резинка или сама площадка имеет некоторый скос, вам уже практически не нужно следить за положением ноги – она сама правильно ложится. Но такой «наворот» мы не советуем тем, у кого еще не выработалась правильная посадка. Косая резинка или площадка будут, облегчая процесс обучения, не помогать, а только мешать. Когда нога сама по себе, без усилия со стороны обучающегося, лежит правильно, ему сложно понять, как ее надо держать. И стоит после этого убрать резинку, как ваша «правильнолежащая» нога, оказавшись без поддержки, тут же «выйдет из-под контроля». Так что правильного положения ноги (наружная часть стопы выше, чем внутренняя) нужно добиваться путем кропотливых тренировок.
При обучении лучше всего пользоваться стременами с прямыми площадками или с прямыми резинками. Резинка – вещь удобная (нога не скользит), но при обучении тоже имеет свои минусы. Когда нога стоит в стремени плотно (не скользит, не смещается), неопытный всадник перестает за ней следить, может опустить носок, загнать ногу в стремя. Соответственно, излишние удобства мешают обучению вообще и выработке правильной посадки в частности.
Не забудьте о величине стремени. Не во всякое импортное стремя возможно влезть без специализированной обуви. При покупке не поленитесь померить стремена на ту обувь, в которой будете ездить. Только так можно точно по размеру подобрать стремя.
Стремена на застежке Они призваны расстегиваться в опасной ситуации, когда нога застревает в стремени. Расстегиваются они с наружной стороны (либо откидывается металлическая палочка, либо резиночка, надетая на специальный крючок). Такие стремена должны максимально обезопасить езду, но иногда делают ее еще более опасной – бывает, что они расстегиваются в неподходящий момент, когда вы просто дернули ногой.
Замок с хорошей реакцией Хитрый замочек на седле, в который вставляется путлище, называется шнеллер (от нем. schnell – быстро).
Шнеллеры бывают защелкивающиеся и с откосом (иногда очень незначительным, а иногда почти вертикальным). Если на седле просто петля (как на пастушьих или казачьих седлах) или отверстие прямо в ленчике (как на строевых или скаковых седлах) – это уже не шнеллер.
Защелкивающиеся шнеллеры в зависимости от производителя бывают наборные, состоящие из нескольких пластин (при застегивании издают щелчок) и застегивающиеся вручную, как бы на небольшую петельку.
При езде по пересеченной местности, где дорога то вниз, то вверх, лучше всего использовать седла с защелкивающимися шнеллерами. Просто с откосом тоже хорошо и удобно, но при сильных нагрузках (например, если ваша лошадь любительница «посвечить») может выскочить в неподходящий момент.
Когда встречаются шнеллер с путлищем... На спортивных седлах обязательно есть шнеллеры, путлища крепятся не намертво. При падении с лошади, если нога застревает в стремени, путлище выскакивает из шнеллера и зачастую спасает этим жизнь. Однако шнеллер – это не только безопасность, но и удобство смены путлища. Когда на седле просто отверстие в ленчике, путлище в него просунуть гораздо сложнее, чем в шнеллер.
Кстати, если путлище сложно вставить в «мертвое» крепление (на ленчике), существует маленькая хитрость. Тоненькая проволочка цепляется за первую дырочку путлища. Проволочка легко проходит в крепление. Остается только потянуть за нее, поймать конец путлища и вытянуть.
Конечно, если вам понравился шнеллер, но не понравилось само седло, покупать его не стоит. Но, как правило, производители отдают себе отчет в том, что на профессиональном седле нужен шнеллер с защелкой, а на прогулочном или учебном (самом простом и дешевом) можно поставить и просто шнеллер с откосом.
Сложность этого крепления, кроме назначения седла, еще зависит от цены последнего. Но в последнее время почти на все импортные седла ставятся шнеллеры с защелками.
Огромная благодарность сотрудникам ООО «Клуб «Добрый пони» (шорная мастерская ЦМИ) за помощь в подготовке материала.
Галина САТУШЕВА
Зарядка для всадника
Что сегодня вкладывают люди в понятие «зарядка»? Для человека в возрасте – это гантели, приседания, отжимания; для молодых и продвинутых – шейпинг или степ-аэробика. А что это слово значит для конников? Во всяком случае, для тех, кто некогда обучался в школе верховой езды при Центральном Московском ипподроме, одно упоминание этого слова вызовет приятные воспоминания. А нынешние молодые всадники? Надо признать, что эти популярные ранее упражнения, к сожалению, практически выпали, из программы обучения. «Зарядка» осталась лишь на нескольких конюшнях, которыми, кстати, в основном руководят те же бывшие ученики ШВЕ при ЦМИ.
Мы хотим напомнить тренерам и инструкторам этот комплекс очень полезных упражнений, а также показать его новичкам, для которых, собственно, он когда-то и был создан. Прежде чем перейти к описанию, позвольте сказать пару слов о главных достоинствах комплекса. Не пугайтесь, я не стану перечислять различные медицинские плюсы «зарядки», а подчеркну только один самый важный, на мой взгляд, момент: для начинающего всадника эти упражнения незаменимы, поскольку они дают ему ощущение полной свободы на лошади и устраняют «внутренних врагов»: страх и зажатость.
Итак, начнем по порядку – с «зарядки» для тех, кто впервые сел в седло. Но сперва несколько неукоснительных правил: лошадей во время «зарядки» нужно вести в поводу, все упражнения делаются без стремян, на «щекотливых» лошадях или животных с больной спиной и поясницей упражнения делать не стоит.
Упражнение 1. Движения руками. Оно самое простое. Всадники по команде поднимают руки вверх, разводят в стороны, вперед, на пояс. Это упражнение позволяет новичку привыкнуть к тому, что он едет без повода и стремян.
Упражнение 2. Повороты корпуса направо/налево. При этом необходимо обращать внимание на правильное положение ног: двигается только корпус. Для усложнения задания попросите всадников немного потянуться назад и достать рукой до репицы хвоста лошади.
Упражнение 3. Качание шенкелем. Всадники плотно прижимают колени к седлу и качают шенкелем вперед/назад.
Упражнение 4. Наклоны к шее лошади. Необходимо снова обратить внимание всадников на положение шенкеля. Во время наклонов удобнее даже немного выводить ноги вперед в сторону плеча лошади.
Упражнение 5. Наклон к носку. Им можно завершить «зарядку» для начинающих. Всадники, наклонившись через шею лошади, касаются пальцами правой руки носка левой ноги. Потом упражнение повторяется по другой диагонали. Необходимо следить за второй ногой во время наклона: шенкель должен лежать на месте, а не «уезжать» к паху лошади.
Для последующих занятий «зарядку» рекомендуется усложнить. Для начала всадники «разогреваются», выполняя предыдущие пять упражнений.
Упражнение 6. Наклоны на круп лошади. Всадник должен не просто отклонить корпус назад, желательно, чтобы он лег на лошадиный круп и несколько секунд полежал на нем расслабленно, покачиваясь в такт движениям коня. Подниматься из этого положения нужно без помощи рук. Наклоны на круп – очень эффективный метод накачивания пресса. Ноги не должны елозить по седлу и бокам лошади, а находиться на своем месте.
Упражнение 7. Стойка на коленях. Всадники подтягивают колени вверх по седлу, соединяя их «домиком» над передней лукой. Теперь они должны приподняться без помощи рук. В идеале всадники должны стоять прямо на сведенных коленях.
Упражнение 8. Перенос ног через шею лошади. Для начала посадите всадников «по-дамски», позвольте им немного привыкнуть к такой посадке. После этого предложите им держаться одной рукой за заднюю, а другой за переднюю луки седла. По команде всадники переносят через шеи лошадей сначала одну, затем вторую ногу, пересаживаясь на правый бок. В идеале обе ноги должны переноситься одновременно. Для удобства корпус лучше немного отклонить назад.
Упражнение 9. Хлопок ногами над шеей лошади. Всадники берутся руками за заднюю луку седла и, отклонившись назад, поднимают прямые ноги вверх, пока они не соединятся над шеей коня. Это упражнение должно выполняться резко, рывком, так как делать его медленно трудно и неудобно.
Следующие несколько упражнений рекомендуются для тех, кто уже более уверенно держится в седле. Перед началом каждого из них лошадей необходимо остановить! Всадники начинают выполнять эту часть «зарядки» на шагу только после того, как будут достаточно уверенно справляться с ней на стоящей лошади.
Упражнение 10. Хлопок ногами над крупом лошади. Всадники берутся руками за переднюю луку седла и, наклонившись вперед, резко выбрасывают прямые ноги назад и вверх, стараясь хлопнуть ими над лошадиным крупом. Объясните новичкам, что это упражнение также нужно делать резко и быстро, стараясь не задевать ногами пах и круп лошади.
Упражнение 11. «Вертушка». Всадник садится «по-дамски», затем левой рукой берется за переднюю луку седла, а правой за заднюю. Далее он переворачивается лицом к лошади, ложась животом на седло, и махом переносит правую ногу через круп, возвращаясь к обычной посадке. Когда всадники овладевают «вертушкой» с левой стороны лошади, предложите им сделать то же самое справа. Упражнение получается чуть сложнее.
Упражнение 12. Езда лежа. Выпоняется на шагу. Всадник начинает упражнение так же, как «вертушку», но не садится в седло, а остается лежать на нем животом вниз и старается максимально расслабиться в такт движению коня. Для того чтобы усложнить задачу, предложите всаднику полежать в седле на спине, придерживаясь за переднюю и заднюю луки седла.
Упражнение 13. «Ножницы». Всадник наклоняется вперед, практически ложась на шею лошади, выбрасывает ноги назад и вверх, как для хлопка над крупом, затем перекрещивает их и садится задом наперед. Потом это упражнение повторяется уже над шеей лошади. Обязательно дайте всадникам немного побыть в роли Иванушки-дурачка, наиболее сильным из них можно дать в руки повод и позволить чуть-чуть «порулить» конем, созерцая при этом его хвост. Сопровождающие не должны отходить далеко от лошадей, которые наверняка не замедлят воспользоваться удобной ситуацией и «поиздеваться» над седоком. Такая посадка быстро напоминает начинающим «Филлисам» о том, что им еще придется многому учиться.
Упражнение 14. «Стойка». Его рекомендуется давать под конец «зарядки» и только тем всадникам, кто уже достаточно уверенно выполняет предыдущие упражнения. Всадники подтягивают ноги вверх по седлу и стараются встать на спине у лошади в полный рост. Когда процесс подъема и сама стойка уже освоены, сопровождающие могут попробовать двинуть лошадей вперед. Задача всадника проехать стоя хотя бы несколько шагов. Обращаю внимание тренеров и инструкторов на то, что это упражнение весьма травмоопасно для лошадей. Делать его нужно очень осторожно и при этом внушить всадникам, что опускаться в седло после «стойки» нужно мягко и аккуратно, а не плюхаться с высоты своего роста на несчастную лошадиную спину.
По окончании «зарядки» не забывайте хвалить всадников и лошадей.
Еще раз хочу сказать тренерам: не жалейте времени на «зарядку», она поможет новичкам не только окрепнуть физически, приобрести правильную посадку, научиться расслабляться в седле, но и просто лучше почувствовать лошадь.