На древних, исконно русских землях Владимирского ополья издавна славилась хорошая рабочая лошадь. В таких больших промышленных центрах, как Москва, Владимир, Ярославль, велик был спрос на крупную ломовую лошадь, а для обработки довольно плодородных, но тяжелых почв она должна была быть сильной и выносливой. Еще в первой четверти XVIII века в Гаврилово-Посаде организовали казенный конный завод, в котором выращивали утяжеленных упряжных лошадей.
О породе
Происхождение: Россия Масть: гнедая, рыжая, вороная Высота в холке: 1, 55 - 1, 65 м Использование: тяжелая упряжка, русская тройка
Основные сведения о породе. Владимирский тяжеловоз - это порода крупных тяжеловозов (высота в холке - 165см), выведенная во Владимирской и Ивановской областях (Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник) путем скрещивания местных укрупненных крестьянских лошадей с клейдесдалями, шайрами и в меньшей степени суффольками и некоторыми другими. Новая порода официально зарегистрирована в 1946году. Владимирские тяжеловозы отличаются сухостью, подвижностью, легкими свободными движениями на шагу и рыси, энергичным темпераментом, плотной, иногда грубоватой конституцией. Масть главным образом гнедая, реже вороная, часто с большими отметинами на голове и конечностях. Сильно развита оброслость ног. Грива, челка и хвост густые, пышные.
На древних, исконно русских землях Владимирского ополья издавна славилась хорошая рабочая лошадь. В таких больших промышленных центрах, как Москва, Владимир, Ярославль, велик был спрос на крупную ломовую лошадь, а для обработки довольно плодородных, но тяжелых почв она должна была быть сильной и выносливой. Еще в первой четверти XVIII века в Гаврилово-Посаде организовали казенный конный завод, в котором выращивали утяжеленных упряжных лошадей. Улучшению местного континнгента способствовало создание в 1886 году Гаврило-Посадской государственнной заводской конюшни (ГЭК). Первоначально она была укомплектована жеребцами жеребцами верхового и рысистого направления.
Затем стали поступать жеребцы тяжеловозных пород - ардены, першероны и суффольки. С 1901 года их стали вытеснять английские тяжеловозы - клейдесдали, а с 1910 года - шайры. Жеребцов этих пород широко использовали в случке с местными крестьянскими кобылами. Таким образом, в зонедеятельности Гаврило-Посадской ГЭК к началу 3--х годов образовался большой, достаточный для проведения племенной работы массив крупных, утяжеленных лошадей. С этого времени на 98 колхозных и совхозных конефермах началась племенная работа по консолидации полученного типа тяжеловозной лошади методом воспроизводительного скрещивания. Деятельность этих хозяйств возглавил Гаврило - Посадский государственный рассадник. Работа завершилась выведением новой породы лошадей, которая в 1946 году была официально утверждена и получила название владимирский тяжеловоз.
Современные лошади владимирской породы отличаются крупным ростом, крепкой конституцией, гармоничным телосложением, хорошо развитой мускулатурой, выраженным типом упряжной лошади и энергичным темпераментом. Они имеют длинную, с выпуклым профилем голову, мускулистую шею, длинную высокую холку, длинную широкую спину и круп. Ноги у них длинные, правильно поставленные, с хорошо развитыми суставами и средней оброслостью. Масть преобладает гнедая, реже вороная и рыжая, с белыми отметинами на ногах и голове. Шаг длинный и свободный, рысь хорошая.Жеребцы имеют промеры (см): высота в холке -165, косая длина туловища - 173, обхват груди - 207, пясти - 24, 5; их живая масса 760кг, кобылы - 680кг.
Лошади владимирской тяжеловозной породы выносливы в работе, от других крупных тяжеловозов отличаются значительной подвижностью и энергичность. Рекорд по срочной доставке груза рысью, установленный на владимирских тяжеловозах, является и абсолютным рекордом для тяжеловозов всех пород. Совершенствование породы ведется методом чистопородного разведения. В ней выделено несколько линий, в том числе Литого, Ландыша, Холода, Глен Альбина, Аргуса, Шерифа и, кроме того, несколько женских семейств. История
Владимирская порода создана на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей. Официально зарегистрирована в 1946 году.
Выведена владимирская порода путем скрещивания местных лошадей с клейдесдалями и шайрами. Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс, гнедой, 1910 г., Бордер Бренд, темно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, 1923 г., ставшие основными родоначальниками породы.
Клейдесдали - порода тяжеловозов Англии. Организация Общества коннозаводчиков и издание студбука (1877-1878 г.г.) положили начало утверждению клейдесдальской породы в ее современном типе. Выставки племенных лошадей способствовали формированию типа породы, сочетающей в себе крупный рост, большой вес, энергичность в работе и нарядность форм. Отбор и подбор в этом направлении подкреплялись обильным кормлением племенного молодняка. Живая масса клейдесдалей от 900 до 1100 кг. Промеры: рост 165-172 см., обхват груди 190-202 см., обхват пясти 25-28 см.
Клейдесдали энергичны, обладают производительными движениями на шагу и рыси. Для них характерны массивная, с выпуклым профилем голова, длинная шея, удлиненный, не слишком широкий корпус, косо поставленная лопатка, относительно длинные конечности и отлично развитая мускулатура. Своеобразные черты экстерьера клейдесдалей - густая оброслость ног (фризы) и темно-гнедая масть с белыми отметинами головы и конечностей. Встречаются недостатки: мягкая спина, плоские ребра, неглубокий корпус.
Значительно меньшее влияние на формирование владимирской породы оказали шайры, клички которых встречаются в родословных владимирских тяжеловозов в более отдаленных рядах предков, преимущественно по женской стороне. Шайрская порода - старейшая и наиболее распространенная порода крупных тяжеловозов в Англии. Консолидация породы и формирование ее типа начались с организацией Общества по разведению шайров (1878 г.), которое стало систематически издавать племенные книги и устраивать выставки лошадей. На выставках демонстрировали племенных жеребцов, кобыл, молодняк и меринов. Лошади шайрской породы очень крупные и массивные, рост жеребцов варьирует от 165 до 175 см, живая масса 1000-1100 кг.
Голова шайров большая; шея толстая; холка невысокая, широкая; спина широкая, мускулистая, крепкая; поясница короткая; круп широкий, несколько свислый, с хорошей мускулатурой; грудная клетка объемистая, ребра округлые; ноги поражают своей толщиной, впечатление которой усиливается за счет больших фриз - длинных волос, растущих от запястей и скакательных суставов и закрывающих ноги до земли. Наиболее распространенная масть - гнедая, вороная и рыжая с большими белыми отметинами на ногах и голове. Темперамент шайров спокойный. При демонстрациях на выставках они показывают высокую грузоподъемность.
Материнской основой владимирской породы тяжеловозов послужили местные лошади, которые передали породе такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе. Промеры жеребцов: 165 - 173 - 207 - 24, 5; промеры кобыл: 162, 7 - 169, 8 - 198, 3 - 23, 5. Средняя живая масса кобыл конных заводов 685 кг, живая масса жеребцов 758 кг.
Для экстерьера владимирских тяжеловозов характерны: голова крупная, длинная, с выпуклым профилем; шея длинная, мускулистая; холка высокая, длинная; спина широкая, нередко несколько мягковата; круп длинный, широкий, раздвоенный, немного свислый или нормального наклона; грудь широкая; ноги длинные, сухие. У некоторых лошадей встречается значительная оброслость ног (фризы) и наклонность к развитию мокрецов. Масть гнедая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами ног и головы; темперамент энергичный; движения на шагу и рыси размашистые, свободные. Лошади владимирской породы выносливы в работе, хорошо идут не только шагом, но и рысью.
Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки. Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75-80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы. О лошадях... и не только
Известно, что при температуре примерно +40.5 С мозг гибнет. Но при этом температура тела лошади во время бега достигает 45-46 С. Как же так? Животные способные к быстрому движению, обычно имеют разветвленную сеть артерий, которая охлаждает разогретую нагрузкой кровь, прежде чем она поступает в мозг. Однако у лошади такого приспособления нет. Что же защищает мозг лошади?
Глоточные мешочки, заполненные воздухом, были обнаружены учеными у лошадей еще несколько столетий назад. С тех пор об их назначении велись споры. Кто-то считал, что мешочки нужны для удержания головы лошади на поверхности воды, в то время, как она плавает. Еще одна версия, что мешочки нужны для издавания лошадью звуков. Но, во-первых, редкая лошадь добровольно полезет в воду плавать, во-вторых, когда в XIX веке некий исследователь заполнил мешочки гипсом, несчастное животное не стало немым. Недавно сотрудник Датской вет. лаборатории Кит Баптист предположил, что именно глоточные мешочки предохраняют мозг от перегревания во время физических нагрузок. Когда кровь артерии, несущей ее к мозгу, достигает мешочков, заполненных воздухом, она охлаждается.
В лаборатории был проведен эксперимент: накачав в мешочки воздух, через артерии мертвых лошадей прогнали солевой раствор. Жидкость поступала в мозг охлажденной, но опыт посчитали недействительным: требовалось провести его с живыми лошадьми.
Тогда ветеринары поместили температурные зонды в сонные артерии четырех подопытных животных. Пока лошади двигались медленно, температура крови и воздуха в мешочках соответствовала нормальной температуре тела. После нескольких минут галопа кровь нагревалась, а проходя воздушные мешочки, остывала, при этом температура воздуха в мешочках неизменно оставалась низкой. Так подтвердилась версия Баптиста.
Выездка
Выездка - высшая школа верховой езды. "Королевой" или"философией конного спорта" называют ее знатоки, великолепно понимая всю сложность искусства выездки. А для неискушенных - это своеобразный танец лошади под неподвижносидящим всадником. Выездка больше всего напоминает балет. Как в балете танцовщикиисполняют определенные фигуры танца, так и в выездке - целая канва простых и сложных элементов. И только кажется, что лошадь выписывает все замысловатости без принуждения. Попробуйте-ка, сев на коня, заставить его бежать рысью на месте или скакать галопом вокруг задних ног!
Выездка - езда в прямоугольном манеже 20х40 или 20х60 м. по специальным программам. В них последовательно перечисляют упражнения (элементы), обязательные для выполнения всадником и указывают точки, на которых или между которыми эти упражнения должны выполняться. Вдоль стен манежа против соответствующих точек устанавливают крупно написанные буквы. На средней линии манежа точки отмечают опилками, а в открытых манежах с травяным покрытием - выстриганием травы.
Каждый элемент выездки имеет свое название и степень сложности, а оценивается по десятибалльной шкале. Шаг, рысь и галоп лошади можно регулировать: сокращенные, средние, прибавленные. Рысь, высокая и ритмичная, при очень медленном продвижении вперед - это пассаж, рысь на месте - пиаффе. Галоп на месте (пируэт) - поворот кругом на задних ногах и при движении передними ногами так, будто лошадь скачет галопом. Без умения и мастерства всадник не сумеет заставить сделать это даже выезженную лошадь. А еще от лошади требуется менять ноги на галопе в четыре, три, два и один темп (скачок), останавливаться с ходу, не мотать головой, не скрипеть зубами, не размахивать хвостом. И производить впечатление голова - по отвесу, шея - полукольцом, хвост - на отлете, это называется "лошадь в сборе".
По правилам Международной федерации конного спорта соревнования по выездке проводят на различающиеся по степени трудности призы: Малый (Санкт Георг), Первый средний, Второй средний и большой. Кроме того предусматривают переездку по специальной программе лучших участников Большого приза, чтобы определить победителя в личном зачете, а также соревнования по произвольной программе.
На соревнованиях по выездке работают 3 или 5 судей, каждый из которых независимо от других по 10-ти бальной системе оценивает выполнение всадником отдельных элементов, что фиксируется в протоколе. Все оценки с учетом коэффициэнтов, предусмотренных правилами, суммируют вычитая из них сумму штрафных очков за ошибки и просроченное время. Окончательный результат выводят суммируя оценки, выведенные каждым судьей. История выездки восходит к периоду развития конницы, когда человек вообще не мыслился без лошади. Различными были метод полного подавления природных свойств и способностей лошади при ее подготовке и метод использования естественных возможностей животного.
Школа выездки нашей страны отобрала лучшее из этого исторического опыта, и сегодня наши всадники являются конкурентами мастерам выездки из Германии, Франции, Швейцарии, Австрии. Впервые это доказал Сергей Филатов на вороном ахалтекинце Абсенте, завоевав золотую медаль в Большом призе по выездке на Олимпийских играх в Риме в I960 году.
Выдающийся тренер Григорий Терентьевич Анастасьев привел команды по выездке на олимпийские пьедесталы на XVIII Играх - "бронза" (Токио, 1964), на XIX -"серебро", а Иван Кизимов на Ихоре выиграл "золото" в Большом призе (Мехико, 1968), на XX- "золото" (Мюнхен, 1972). "Золотым" было трио в составе Елены Петушковой на тракененском Пепле, Ивана Кизимова на украинском верховом Ихоре, Ивана Калиты на чистокровном верховом Тарифе. Елена Петушкова на Пепле становилась чемпионкой мира и Европы "Золото" XXII Олимпийских игр (Москва, 1980) заблестело на груди - Юрия Ковшова, Beры Мисевич и Виктора Угрюмова.
Как составная часть выездка входит в троеборье и соревнования на молодых лошадях. Показательные выступления по выездке проходят под музыку по произвольной программе.
Соревнования по преодолению препятствий, выездке и троеборью были впервые включены в программу Олимпийских игр в 1912 году. А всадники нашей страны стали участвовать в Играх только с 1952 года.