Большинство историков согласны с тем, что
древнекитайское рыбоводство возникло очень давно, во всяком случае, еще
до начала нашей эры. Вопрос этот интересен еще и потому, что настоящая
аквариумистика, т. е. разведение декоративных красивых рыбок, зародилась
именно в Китае в далекие от наших дней древние и средние века. Понятно,
что искусство разведения золотой рыбки, этого первожителя декоративного
бассейна, в Поднебесной империи появилось не на пустом месте. Ему
предшествовала длительная эпоха развития хозяйственного рыбоводства, в
ходе которой древние китайцы постепенно научились выращивать и разводить
рыбу как товар, продукт питания для многочисленного во все времена
населения страны. Нас в этом разделе будут интересовать две даты —
начало рыбоводства хозяйственного и рыбоводства декоративного. Древние
китайцы, очевидно, очень давно осознали, какую роль для их существования
играет благополучие обитающих в водоемах рыбных стад. Видимо, еще в
языческий период в народе возникло поверье, что человека, поймавшего
рыбу — самку со зрелой икрой и не отпустившего ее обратно в воду,
неминуемо ждет «кара небесная». Позднее, уже с распространением
буддизма, в Китае существовал обычай — если кто-то отпустит рыбу из
садка (либо птицу из клетки), ему это зачтется в будущей жизни. Так или
иначе, подобные поверья и обычаи содействовали сохранению условий
воспроизводства рыбных популяций.
А уже с XIV в. принимаются и специальные рыбоохранные законы.
Императоры династии Мин (XIV— XVII вв.) запрещали рыбакам вылавливать
самок рыб со зрелой икрой. При последующей и, кстати, последней
императорской династии — Цин (XVII—XX вв.) — лов рыбы был запрещен в
местах нерестилищ, где выставлялась специальная охрана.
О роли рыбы в экономике Древнего Китая много говорить не приходится.
Жители этой страны, сконцентрированные в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ,
выращивали рис — основной продукт питания — на землях, орошаемых водой
этих рек. Здесь же добывали рыбу. Она издревле служила в Китае символом
достатка и изобилия.
Самое начало рыбоводства в Китае, возможно, было связано как раз с
рисовыми полями: вместе с водой для орошения в чеки из рек попадали
рыбы, которых легко было оттуда извлечь. Вначале случайно, а потом,
может быть, намеренно, рыба запускалась на посевы риса, покрытые речной
водой. И поныне во многих странах, включая Китай, Японию, Италию и нашу
страну, возделывание риса часто увязано с одновременным выращиванием в
полузатопленных (на 15—30 см глубины) полях карпа и других рыб.
С рисовых полей древнекитайские рыбоводы, вероятно, переключились на
прудовое рыборазведение. Когда это произошло, точно неизвестно. Но вот
цитата из книги «Великие оды»:
Когда властитель в своем саду, Прыгают рыбы в дивном пруду.
Книга «Великие оды» входит в поэтический свод под общим названием
«Книга песен», датируемый XI—VII вв. до н. э. Значит, уже тогда
существовало декоративное рыборазведение? Углубляясь в источники столь
древних эпох, нам порой трудно отличить, где речь идет о выращивании
столовой рыбы, а где — об аквариумной. Поэтому наш дальнейший рассказ
будет содержать сведения одновременно об обеих формах рыбоводства.
В V в. до н. э. в провинции Цзянсу некий Фан Ли, по- видимому,
всерьез занялся разведением карпов. Опыт был успешным, и Фан Ли написал в
473 г. до н. э. книгу под названием «Разведение рыб». Это, как
утверждают ученые, был первый в истории известный нам
документ-руководство по рыбоводству. Почти через 100 лет в Китае было
написано еще одно подобное руководство. Созданное в 375 г. до н. э., оно
содержало инструкции, как следует разводить карпов в пруду, причем до
шести разных видов одновременно.
О развитии карпового рыбоводства в Древнем Китае говорит такой факт.
Однажды к власти пришел новый император, имя которого случайно повторяло
слово «карп». Видимо, рыба карп в те времена уже была широко известна и
доступна простому народу, поскольку властитель не пожелал, чтобы имя
его произносилось на рынках и в хижинах всуе. Запретить разговоры с
намеками о своей персоне, вероятно, было трудно, поэтому император
избрал более «простой» путь: специальным указом он запретил разведение
карпа по всей стране...
В начале нашей эры в Китае, по-видимому, уже существовали
разнообразные формы рыбоводства. Так, писатель Тао Юаньмин в 406 г. н.
э. пишет в одном из своих произведений о тоске по дому, используя для
сравнения образ рыбы в запруде, которая «не забудет родного ручья».
Прудовые хозяйства в эту эпоху становятся, по-видимому, уже неотъемлемой
частью пейзажей и ландшафтов. Они постоянно попадают в поле зрения
поэтов и художников, порождая в их душе всевозможные образы и
ассоциации. Начинается воспевание прудов в стихах, песнях и т. д. Многие
произведения древнекитайских поэтов периода примерно с IV по XIII
столетие н. э. содержали именно такие восторженные лирические или
грустно-меланхолические упоминания о прудах.
Однако не столько из-за эстетических соображений, сколько из
хозяйственно-экономической необходимости прудовое рыбоводство на
протяжении многих последующих столетий продолжало развиваться. До наших
дней дошло весьма ценное свидетельство французского миссионера в Китае
Г. Дюгальда, опубликованное им в 1735 г. Оказывается, уже в средние века
китайцы устанавливали на реке Янцзы заграждения, около которых
скапливалось много оплодотворенной икры. Местные жители вычерпывали ее
вместе с водой и разливали по небольшим глиняным сосудам. Сосуды эти
далее шли в продажу — их покупали заезжие купцы и развозили на судах по
реке в самые дальние провинции страны. Прибыв на место, содержимое
сосудов выливали в пруды и с нетерпением ждали, какая рыба из икры
выклюнется и вырастет. В другом случае икра помещалась в рисовые чеки,
где были, как мы уже знаем, прекрасные условия для выращивания рыб.
Таким образом, на протяжении тысяч лет на рисовых полях, в каналах,
прудах, речных запрудах шла неустанная работа по разведению и
выращиванию рыб, необходимых для хозяйственного употребления в качестве
продукта питания. Отметим, что в наши дни это занятие получило еще
большее развитие, однако рассказ о нем вышел бы за рамки темы данного
повествования.
Особого разговора заслуживает история разведения золотой рыбки —
по-видимому, первого объекта настоящего декоративного рыбоводства.
Древнекитайские легенды по-разному объясняют происхождение этих рыбок.
Согласно одной из них цзиюй — золотые рыбки — это ожившие в воде слезы
прекрасной девушки Тао, покинутой своим возлюбленным. По другой легенде
цзиюй — дочери небесного царя, превращенные им за непослушание в
маленьких рыбок и бежавшие с небес на землю. По третьей — золотые рыбки
были детьми Океана и некогда обитали где-то в его недрах, а в бурю
оказались заброшенными в озера и пруды. С тех пор, задолго до нашей эры,
они и населяют эти водоемы. По преданию, золотые рыбки были обнаружены
там лишь приблизительно в X в. н. э. в водоемах Южного Китая. Их красоту
оценили, начали подкармливать и ввели запрет на вылов этих рыбок из
прудов. В те же времена императорские чиновники уже разводили в своих
прудах золотых рыбок — это были красно-оранжевые и золотистые караси.
Попадались они и в реках. В одной из книг, датируемой тысячным годом н.
э., говорится о поимке этих рыб в речках недалеко от города Ханчжоу. По
другим сведениям, золотые рыбки содержались тогда же и в помещениях
храмов.
К концу XII в. золотые рыбки становятся постоянными жителями
императорских дворцов. Здесь их разводят в бассейнах и прудах дворцовых
садов. Любителем разведения этих рыбок был правивший в те годы император
Чао-коу. Подражая ему, занялись аквариумистикой и многие представители
высшей знати. На золотых рыбок, сообщают древние источники, пришла
настоящая мода.
Продолжалась она, надо полагать, и в период завоевания Китая
монголами. Посетивший в конце XIII в. Китай знаменитый путешественник
Марко Поло рассказывает в своей «Книге о разнообразии мира» о
рыборазведении в этот период. В столице страны Ханбалыке (так
завоеватели-монголы называли Пекин) правил великий хан Хубилай. Он
распорядился запустить множество рыб в большое озеро, расположенное в
северо-западном углу города. Водилась там рыба столовая и декоративная.
Озеро соединялось с рекой, выход в которую рыбам преграждали
металлические сети.
Монгольское иго было сброшено в Китае в 1368 г., а уже в следующем,
1369, году новый император распорядился начать изготовление больших
фарфоровых чанов специально для содержания декоративных рыб и растений.
Эти чаны во дворцах знати и чиновников были настоящими, хотя и
непрозрачными аквариумами.
На протяжении последующих 200 лет они, эти «чаны для золотых рыбок,
украшенные парой драконов летящих в облаках», служили в средневековом
Китае в качестве домашних аквариумов, приспособленных исключительно для
разведения и содержания золотых рыбок. Император Ки Цинь, правивший в
1522—1566 гг., велел изготовить 300 таких чанов специально для
придворной «аквариумистики». В императорском дворце, предполагают, были и
золотые чаны-аквариумы. Они якобы стояли вдоль главной лестницы в виде
сверкающих ваз с водой, в которой плескались золотые рыбки... Так это
или нет, доказать невозможно, однако современные китайские ученые
считают, что недорогие чаны-аквариумы с рыбками заводили рядовые
граждане империи, а знать, включая императора, в XVI в. предпочитала
заниматься разведением рыбок в роскошных и дорогих прудах.
В следующем, XVII, столетии золотые рыбки, как, впрочем, и упомянутые
фарфоровые чаны, стали «экспортироваться» из Китая в Европу. Заканчивая
рассказ о разведении золотых рыбок в Китае, подчеркнем, что и сегодня
это искусство не забыто там. Например, в городе Лючжоу в одном из парков
есть большой пруд, в котором и поныне разводят золотых рыбок, как и
сотни лет назад.
Существуют, разумеется, и современные специализированные рыбоводные
хозяйства, разводящие многих аквариумных рыб, прежде всего традиционных
золотых рыбок. Одно из таких хозяйств, производящее вуалехвостов,
находится в пекинском парке Пей-хай кунг-юань. И конечно же, только
любовью китайцев к золотой рыбке можно объяснить тот факт, что даже одна
из улиц современной столицы страны названа в ее честь — переулок
Золотой Рыбки...
Вот мы уже и «нащупали» начало современной аквариумистики, ибо ясно,
что золотые рыбки в Китае содержались и разводились исключительно для
красоты. |